I. Развитие и совершенствование механизмов социального партнерства
На федеральном уровне заключены новые отраслевые соглашения между профсоюзом и профильными министерствами:
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2023 годы (зарегистрировано в Роструде 11 февраля 2021 года, регистрационный номер: 1/21-23), которое рекомендовано к использованию при заключении региональных, территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров;
Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы (зарегистрировано в Роструде 18 мая 2021 года, регистрационный номер:8/21-23). Отраслевое соглашение с Минобрнауки России рекомендовано к использованию вузам, находящимся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, в том числе при заключении коллективных договоров.
В отраслевых соглашениях определены обязательства сторон по вопросам трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образовательных организаций общего (включая дошкольное), среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования детей и взрослых; договоренности по организации системы эффективного социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных учреждениях, учтены основные предложения и замечания организаций профсоюза.
В 2021 году ведомственная лаборатория автоматизированного анализа и оценки эффективности коллективно-договорных актов в сфере образования при Рязанском государственном радиотехническом университете им. В.Ф.Уткина провела анализ 83 региональных отраслевых соглашений, результаты которого письмом от 27.07.2021 №396 были направлены в региональные (межрегиональные) организации профсоюза. Итоги анализа региональных отраслевых соглашений и поступившие предложения по его совершенствованию были рассмотрены на заседании Исполнительного комитета профсоюза (постановление Исполкома профсоюза от 21.12.2021 №10-7).
II. Повышение государственных гарантий по оплате труда
1) Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации на 2022 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в которых уточнены методические основы формирования новых систем оплаты труда основных категорий работников здравоохранения и образования.
Единые рекомендации разрабатывались при непосредственном участии Общероссийского Профсоюза образования, Профсоюза работников здравоохранения РФ, Общероссийского профсоюза работников культуры, которые занимали наиболее активную позицию по отстаиванию трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников государственных и муниципальных учреждений.
Единые рекомендации на 2022 год предусматривают учет при установлении минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений «установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учетом правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года №38-П, от 28 июня 2018 года №26-П, от 11 апреля 2019 года №17-П и от 16 декабря 2019 года №40-П, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов.
Эксперты профсоюза предложили актуализировать ряд положений раздела IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» в Единых рекомендациях на 2022 год, что нашло поддержку у Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ.
Комментарий экспертов профсоюза к Единым рекомендациям на 2022 год направлен в региональные (межрегиональные организации) письмом от 17 января 2022 года №4.
2) Формирование единых подходов к оплате труда педагогов в масштабах страны.
В рамках межведомственной рабочей группы, созданной в соответствии с приказом Минпросвещения России №9 от 14.01.2021, подготовлен ряд предложений по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников.
В результате заседаний межведомственной рабочей группы, консультаций с профильным комитетом Совета Федерации, проведения модельных расчетов дополнительной потребности бюджетных ассигнований на реализацию предложений по совершенствованию системы оплаты труда c участием профсоюза был подготовлен проект постановления Правительства РФ, который предусматривает формирование системы оплаты труда, включающей:
– ставки заработной платы (должностные оклады), формируемые на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
– выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;
– выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения.
3) Утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных учреждений, подведомственных Минобрнауки России.
При непосредственном участии профсоюза разработано Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (утверждено приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 года №71).
Документ применяется для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников вузов, которые в соответствии с пунктом 5.15 Отраслевого соглашения между профсоюзом и Минобрнауки России на 2021-2023 годы не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом сторонами Отраслевого соглашения.
Важно, что на основе этого Примерного положения можно разработать и утвердить примерное положение об оплате труда для работников педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.
4) Введена доплата за классное руководство в размере 5000 рублей для кураторов учебных групп в техникумах и колледжах.
Профсоюз добился распространения вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета на педагогов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования (постановление Правительства РФ №1133 от 7 июля 2021 года).
После многочисленных консультаций с представителями органов власти, которые не привели к ожидаемым результатам, профсоюз обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать личное содействие в решении вопроса.
Благодаря принципиальной позиции профсоюза выплата установлена в размере 5000 рублей, в то время как рядом федеральных органов исполнительной власти предлагалось всего 3500 руб.
В соответствии с постановлением правительства с нового учебного года более 100 тысяч кураторов групп в колледжах и других профессиональных образовательных организациях так же, как и классные руководители в школах, получают по 5000 рублей за счет средств федерального бюджета.
Минпросвещения России и профсоюзом совместно подготовлены Разъяснения об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 года №АБ-1389/05 «О направлении информации»). В региональные (межрегиональные) организации профсоюза данные разъяснения были направлены письмом профсоюза от 6.09.2021 №459.
III. Повышение уровня трудовых гарантий профессорско-преподавательского состава вузов
1) Уход от краткосрочных трудовых договоров.
Широкое применение краткосрочных трудовых договоров приводит к развитию неполной и неустойчивой занятости, снижению уровня гарантий и мотивации преподавателей вузов к участию в научной и методической деятельности. С целью решения этой проблемы профсоюз и Минобрнауки России в статье 4.4 Отраслевого соглашения на 2021-2023 годы установили порядок определения срока трудового договора, заключаемого с работниками из числа профессорско-преподавательского состава. В частности, если трудовой договор с успешно прошедшим конкурс педагогическим работником из числа профессорско-преподавательского состава на ранее занимаемую им должность по основному месту работы не может быть заключен на неопределенный срок, то срок договора должен составлять не менее трех лет.
Справочно: в настоящее время Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что трудовой договор с преподавателем может быть заключен на неопределенный срок, но решается этот вопрос по соглашению сторон. В случае заключения срочного трудового договора его срок ограничен лишь сверху пятью годами.
2) Снижение объемов учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.
В Отраслевом соглашении с Минобрнауки России на 2021-2023 годы установлен верхний предел учебной нагрузки для двух самых массовых должностей преподавателей в вузах: для доцента эта величина не может превышать 850 часов, для профессора – 800 часов. Это позволит уменьшить учебную аудиторную нагрузку на высококвалифицированных работников, расширит их возможности заниматься наукой и методическим обеспечением учебного и воспитательного процесса в вузах.
Справочно: приказом Минобрнауки России №1601 от 22.12.2014 установлено, что верхние пределы учебной нагрузки устанавливаются самостоятельно образовательной организацией дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава, но не могут превышать 900 часов. Мониторинг, проведенный профсоюзом весной 2021 года, подтвердил, что в каждом третьем вузе верхние пределы учебной нагрузки устанавливаются не дифференцированно, при этом часто применяется общий для всех должностей верхний предел в 900 часов.
3) Создание справедливой системы эффективного контракта.
Минобрнауки России письмом от 23.09.2021 №МН-10/3153-ПК направило в подведомственные вузы Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, которые посвящены особенностям внедрения в высшей школе системы эффективного контракта. Рекомендации, разработанные при участии экспертов аппарата Общероссийского Профсоюза образования и членов президиума КСП профсоюза, направлены на решение ключевой задачи – придать системе эффективного контракта в вузах действительно стимулирующий, а не репрессивно-принудительный характер, приводящий в настоящее время к значительной интенсификации труда преподавателей.
IV. Усовершенствован Комплекс мер по повышению статуса учителя
В Комплекс мер по повышению статуса учителя, разработанный по поручению Президента РФ, внесены актуальные предложения профсоюза, направленные на защиту прав педагогов.
В этот документ, одобренный распоряжением заместителя Председателя Правительства РФ Т.А.Голиковой от 19 мая 2021 года №ТГ-ПЭ-6406, включены обязательства социальных партнеров по ряду направлений:
– защита прав педагогических работников на неприкосновенность частной жизни и защиту профессиональной чести и достоинства, а также на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики;
– проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьников, формирование у них мотивации к выбору педагогической профессии (профориентационная олимпиада для школьников; психолого-педагогическая олимпиада им. К.Д.Ушинского для обучающихся общеобразовательных организаций);
– проведение постоянного анализа региональных отраслевых соглашений в части включения в них положений, повышающих статус и уровень социальной поддержки педагогов;
– организация общественно-профессионального обсуждения с целью совершенствования наградной системы в части расширения категорий педагогических работников, представляемых к званиям «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации».
Учитывая развитие цифровых технологий и свободный доступ участников образовательного процесса к интернет-ресурсам, правовой отдел аппарата профсоюза разработал разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики в соответствии с федеральным законодательством. (Направлены в региональные (межрегиональные) организации профсоюза письмом от 28.01.2022 №39).
Важно отметить, что информация о разработке профсоюзом этих разъяснений нашла отражение в докладе Минпросвещения России по итогам выполнения Комплекса мер, направленном в Правительство РФ (письмо Минпросвещения России от 13.12.2021 №МП-П-5521).
В настоящее время профсоюз ведет подготовку информационно-методического материала в формате инфографики, который поможет педагогам отстоять свои права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени в сети Интернет.
Инфографика будет содержать ссылки на конкретные судебные решения, предоставленные правовыми инспекторами труда и юристами региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.
Справочно: Комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя, с возможностью государственной поддержки создания и распространения, в том числе в сети Интернет, кино- и видеопродукции, которая способствует популяризации профессии учителя, разработан Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по поручению Президента Российской Федерации от 14.10.2019 №Пр-2132.
V. Сохранены государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
В ноябре 2021 года Общероссийский Профсоюз образования направил в адрес председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина свою позицию по законопроекту «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятому в первом чтении.
Благодаря принципиальной позиции профсоюза, а также работе региональных (межрегиональных) организаций профсоюза с депутатами в регионах в итоговой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 №414-ФЗ сохранены полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (пп. 27 п. 1 ст. 44), которые касаются обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда.
VI. На федеральном уровне сформирована методическая основа внедрения системы наставничества в образовательных организациях
При участии профсоюза разработаны рекомендации по внедрению системы наставничества в образовательных учреждениях. Документ позволяет распространить наставничество не только на молодых специалистов, но и на каждого педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности.
В период с марта по декабрь 2021 года профсоюз неоднократно проводил экспертизу материалов, а также консультации с представителями Министерства просвещения РФ и Академией Минпросвещения.
В результате Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования выпущены методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей (направлены в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместным письмом Минпросвещения России и профсоюза от 21.12.2021 №АЗ-1128/08/657).
Документ включает методические рекомендации для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников и два приложения к ним: примерное положение о системе наставничества в образовательной организации и примерную «дорожную карту» (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества.
Таким образом, по предложениям профсоюза подготовлен единый документ, который позволит правоприменителю выбрать и реализовать правовой инструментарий по внедрению и закреплению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях, а также сформировать самостоятельную практику применения указанного института в условиях каждого конкретного региона.
По предложению профсоюза в методических рекомендациях закреплено, что дополнительные обязанности по наставничеству, не входящие в должностные обязанности педагогов, выполняются на добровольной основе и за дополнительные меры стимулирования. Предусматривается письменное согласие наставника на выполнение наставнических обязанностей, а также необходимость получения письменного согласия педагогического работника на закрепление за ним наставника.
VII. Совершенствование использования цифровых решений в деятельности профсоюза
Цифровизация упрощает работу профсоюзных лидеров и актива, дает дополнительные преимущества членам профсоюза. Это фактор устойчивого развития, который укрепляет репутацию профсоюза как современной, мобильной и конкурентоспособной организации.
Онлайн-сервис «Прием в профсоюз» набирает обороты.
Разработанный в 2021 году онлайн-сервис становится более востребованным среди работников образования и студентов. Основные преимущества электронного вступления в профсоюз – доступность сервиса 24/7, формирование в электронной форме заявлений о вступлении в профсоюз и взимании членских профсоюзных взносов, использование одного и того же логина и пароля для входа в личные кабинеты члена профсоюза на сайте lk.eseur.ru и сайте федеральной бонусной программы profcards.ru. Для актива первичной профсоюзной организации тоже есть ряд плюсов: уменьшение бумажного документооборота, внесение в единую автоматизированную информационную систему основных персональных данных самим членом профсоюза.
Сформирован актуальный единый реестр Общероссийского Профсоюза образования.
В автоматизированной информационной системе «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» сформирована актуальная структура профсоюза, состоящая из действующих региональных (межрегиональных), окружных, территориальных и первичных организаций.
Председатель профсоюзной организации стал мобильнее.
Благодаря мобильной версии единой автоматизированной информационной системы профсоюза председатели первичных и территориальных организаций могут совершать ряд операций с помощью мобильного телефона: осуществить проверку профсоюзного членства, поставить на учет или снять с учета члена профсоюза, провести электронную регистрацию члена профсоюза по электронному профсоюзному билету на профсоюзном мероприятии и др.
Кроме того, более мобильными стали председатели профсоюзных организаций, которые внесли в единую автоматизированную информационную систему Профсоюза все данные на организацию и членов Профсоюза и сформировали в автоматическом режиме статистический отчет. Теперь остается лишь актуализировать внесенные сведения по необходимости.
VIII. Усиление общественного контроля в области охраны труда и здоровья работников образования
Приемка образовательных организаций к началу учебного года.
Квалифицированные специалисты технической службы труда профсоюза в лице 60 штатных и более 2 тысяч внештатных технических инспекторов труда в 75 регионах РФ реализовали свое право участия в приемке образовательных организаций к началу учебного года в составе межведомственных комиссий.
Совещания технических инспекторов труда профсоюза, проведенные в мае – октябре 2021 года, активизировали действия общественных инспекторов и работодателей по реализации Федерального закона №311-ФЗ в сфере охраны труда.
Оценка профессиональных рисков в школах и детских садах.
На основе Методических рекомендаций по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, разработанных специалистами Профсоюза образования, в организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ, успешно реализуются мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Проверка безопасности при проведении занятий физкультурой и спортом
Общепрофсоюзная тематическая проверка безопасности и охраны труда при проведении занятий физической культурой и спортом (ОТП-2021), охватившая 12565 образовательных организаций, позволила выявить ряд недостатков, обусловливающих высокий уровень травматизма среди работников и обучающихся при организации образовательного процесса. Пути решения проблемы будут рассмотрены на заседании Исполкома профсоюза.
IX. Реализация программ по укреплению здоровья работников образования в рамках тематического года «Спорт. Здоровье. Долголетие»
В рамках федерального проекта «Профсоюз – территория здоровья» реализован комплекс мероприятий тематического года, направленных на укрепление здоровья работников образования и студентов (программы «Антистресс», «Эстафета здоровья», «Человек идущий» и другие). На уровне региональных (межрегиональных), территориальных и первичных организаций началась подготовка программ по системному приобщению работников образования и студентов к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. В рамках итоговой сессии тематического года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии формирования культуры профессионального здоровья педагогических работников», определившая дальнейшее развитие федерального проекта.
В целях координации и консолидации усилий в вопросах сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогических работников подписан меморандум о сотрудничестве между Общероссийским Профсоюзом образования, Министерством просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством спорта РФ.
X. Сохранено право профсоюзных работников на получение ведомственных наград
1 октября 2021 года в силу вступил приказ Минпросвещения России от 1.07.2021 №400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации». Документом утвержден новый перечень ведомственных наград и сохранена возможность их получения для профсоюзных работников.
В региональные (межрегиональные) организации профсоюза направлены подробные информационно-методические материалы об условиях представления профсоюзных работников к ведомственным наградам Минпросвещения России с приложениями образцов ходатайства, наградного листа и других документов (письмо профсоюза от 22.11.2021 №596 за подписью Г.И.Меркуловой).
С целью подведения итогов наградной работы в 2021 году и актуализации задач на 2022 год Департаментом правового обеспечения, администрирования и государственной службы Минпросвещения России 16 декабря 2021 года была проведена видеоконференция, в которой приняли участие председатели региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.
Справочно: в 2021 году ведомственные награды Минпросвещения России получили 213 профсоюзных работников.
XI. Расширение молодежного педагогического движения профсоюза. Создание сообщества молодых преподавателей и ученых вузов
В 2021 году Координационный совет первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского Профсоюза образования провел первую обучающую Школу-семинар для молодых работников образовательных организаций высшего образования. Участниками школы, прошедшей с 8 по 15 августа в Краснодарском крае, стали члены профкомов вузов, ответственные за работу с молодыми преподавателями, а также специалисты региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, курирующие это направление работы.
В ходе семинара активно обсуждались наиболее актуальные темы:
- Современные университеты как центры профессионального роста молодых исследователей и преподавателей.
- Социальные гарантии для молодых преподавателей и исследователей как фактор их успешной профессиональной карьеры.
- Социальное партнерство как механизм создания дополнительных возможностей для успешной работы в образовательной организации высшего образования.
По итогам школы-семинара сформирована команда единомышленников, готовых как реализовывать совместные проекты на федеральном и межрегиональном уровнях, так и организовывать работу в своих университетах.
27 ноября 2021 года в режиме онлайн проведен День молодого специалиста, программа которого предусматривала выступление молодых профессоров и ученых Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, презентацию проектов КСП профсоюза, разработанных в рамках августовской школы-семинара, а также выступления представителей вузов с презентациями проектов, направленных на вовлечение молодых преподавателей в профсоюз и профсоюзную деятельность.
Материал публикуется в рамках публичного отчета Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования за 2021 год.
Комментарии