search
main
0

Наши дочки и сыночки

​Многие традиционные ценности, включая семейные, полоролевые, детско-родительские и супружеские отношения, нынче претерпевают значительные изменения. Их часто подменяют образцами массовой западной субкультуры. Под влиянием социокультурного информационного фона, отражающего антисоциальные процессы – элементы жестокости, насилия, меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание. Процесс этот стимулируется и некоторыми «педагогическими новациями» – например, внедрением программ, содержание которых сводится к половому и сексуальному просвещению детей.

Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи – мужчина – нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе. Вялость, пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность – вот что порой характеризует представителей мужского пола. Семья вместе с тем немыслима без детей, любви, супружеских и родственных отношений. Немыслима она и без связи таких систем, как муж – жена, мать – ребенок, отец – сын, брат – сестра. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института семьи – размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек – осложняет выбор стратегии поведения детей, что, несомненно, актуализирует проблему полоролевого и гендерного воспитания дошкольников.   Справедливости ради отмечу: воспитание и развитие детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Однако разработка целостной культуросообразной концепции воспитания детей с учетом гендера и пола, модели пространства дошкольного учреждения как среды становления полоролевого опыта ребенка тем не менее остается за пределами научных исследований. Поэтому проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании сегодня актуальна, как никогда. На основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования гендерное воспитание девочек и мальчиков неотъемлемая часть образовательной программы, следовательно, один из федеральных показателей качества дошкольного образования. В рамках пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» уже с 2008 года в Южном округе на базе детского сада №901 работает окружной ресурсный центр «Наши дочки и сыночки», в состав творческой группы которого входят педагоги, психологи и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений № 484, 1663, 1513, 2649, 2629, 486, 902, 904, 917, 1077, 1174, 1672, 1152, 964, 1846, 1972, 2161, 1275, 1277, 853, 1129, 1878, 1834, 857, 532, 1612, 1242, 914 Южного округа. Координирует работу проектно-творческой группы методист лаборатории дошкольного образования МЦ ЮОУО Анна Минина.Воспитание с учетом гендерного подхода мы рассматриваем как комплексную психофизиологическую проблему, включающую в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Поэтому основные задачи воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерного подхода, которые мы решаем, – это:    способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек раннего и дошкольного возраста;    формировать гендерную идентичность;    способствовать развитию гендерной принадлежности;    развивать привлекательности гендерной роли (я девочка, и мне это очень нравится, я мальчик и горжусь этим);    способствовать развитию гендерного равенства;    способствовать овладению культурой взаимоотношений девочек и мальчиков;    формировать адекватную полу модель поведения;    способствовать правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе;    формировать начала мужественности и женственности у дошкольников;    формировать положительное отношение к совместной деятельности девочек и мальчиков, показать детям преимущества совместной деятельности (продуктивной, игровой, трудовой и др.);    способствовать развитию самой важной формы сотрудничества детей – умению девочек и мальчиков договориться о содержании и способах выполнения общей работы;    формировать дружеские отношения между девочками и мальчиками;    совершенствовать предметно-пространственную и развивающую среды – основы самостоятельной деятельности детей с учетом их гендерных особенностей и интересов;    повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей. Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи – тема довольно глубокая и многогранная, поэтому участники нашей творческой группы приняли решение разделить ее на несколько актуальных направлений: «Значение игр в реализации сформированных представлений и преодоления разобщенности между детьми разного пола»; «Партнерская деятельность воспитателя с детьми»; «Совместная деятельность девочек и мальчиков»; «Формирование дружеских отношений между девочками и мальчиками»; «Художественно-эстетическое развитие девочек и мальчиков»; «Роль искусства и театра в реализации гендерного воспитания детей-дошкольников»; «Воспитание правил культурного поведения, основ женственности и мужественности путем решения проблемных ситуаций с детьми»; «Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, учитывающей гендерный подход»; «Взаимодействие и сотрудничество девочек и мальчиков в трудовой деятельности»; «Сотрудничество с родителями по вопросам воспитания детей с учетом гендерных особенностей».  Существенная роль в процессе гендерной социализации детей возложена на педагогов, так как дети, посещающие дошкольные учреждения, как правило, больше времени проводят в общении с воспитателями, нежели со своими родителями. Ребенок, общаясь с воспитателем, доверяет ему, старается строить свое поведение, подражая ему, впитывает в себя всю информацию, которую предлагает воспитатель. Поэтому очень важны культура общения и поведения самих воспитателей, их моральные и духовные ценности, соответствующие компетенции. Поэтому первоочередной задачей окружного ресурсного центра «Наши дочки и сыночки» стало обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.У воспитателей мы формируем правильное отношение к деятельности мальчиков и девочек, учим их грамотно осуществлять руководство этой деятельностью и особое внимание уделяем готовности педагогов к сотрудничеству с родителями.  Большую помощь в организации работы окружного ресурсного центра оказала научный консультант кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования ФИРО, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, научный руководитель городского ресурсного центра «Девочки и мальчики» Татьяна Доронова. С ее участием были продуктивно организованы и проведены «круглые столы», мастер-классы, семинары и консультации, творческие встречи для педагогов и психологов дошкольных учреждений, входящих в состав окружного ресурсного центра: «Совместная деятельность девочек и мальчиков в процессе продуктивной деятельности», «Гендерное воспитание – федеральный показатель качества образования», «Особенности гендерных предпочтений педагогов ДОУ», «Партнерская деятельность детей и взрослых с учетом гендерных особенностей». Опыт работы окружного ресурсного центра и проектно-творческой группы «Наши дочки и сыночки» был представлен на городских и окружных «круглых столах»: «Неделя игры и игрушки. Играют девочки, играют мальчики»; «Разнообразие форм дошкольного образования как условие профессионального роста педагогического мастерства» (гендерная компетентность педагогов ДОУ); «Научно-методические основы организации предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом гендерных особенностей (в рамках совместного пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы»); «Предметно-пространственная среда – основа самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей детей»; «Величие небольших различий. Работа с родителями по воспитанию девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей»; «Результаты работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей. Опыт работы ДОУ ЮОУО, входящих в сетевое взаимодействие ресурсного центра».Для педагогов разных категорий организованы и проведены мастер-классы и семинары-практикумы: «Дифференцированное воспитание детей дошкольного возраста»; «Решение конфликтных ситуаций между девочками и мальчиками»; «Воспитание нравственно-патриотических чувств с учетом гендерной социализации детей»; «Совместная продуктивная деятельность девочек и мальчиков»; «Партнерское взаимодействие воспитателя и ребенка»; «Духовно-нравственное развитие детей в процессе полоролевой социализации дошкольников»; «Гендерный подход в организации и проведении совместной трудовой деятельности девочек и мальчиков»; «Воспитание девочек и мальчиков средствами народного фольклора и музыкально-театрализованной деятельности»; «Культура взаимоотношений между девочками и мальчиками. Правила этикета».Все творческие встречи педагогов и психологов сопровождаются практической деятельностью с детьми. Таким образом, педагоги и психологи ресурсного центра получают не только полезную информацию, но и могут увидеть, как можно решить ту или иную проблему гендерной социализации детей в процессе образовательной деятельности с детьми, в процессе организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков. Результаты работы ресурсного центра «Наши дочки и сыночки» и всей творческой группы мы видим:     в повышении педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросам гендерной социализации девочек и мальчиков;    в уважительных, дружелюбных отношениях между детьми, педагогами и родителями;    в адекватном отношении ребенка к самому себе;    в гармонизации внутрисемейных отношений;    в активном сотрудничестве девочек и мальчиков, партнерском взаимодействии взрослых и детей на занятиях, в игровой, самостоятельной, творческой и индивидуальной деятельности (воспитатель – равный партнер);    в дружеских отношениях между девочками и мальчиками в дошкольном учреждении и за пределами.Важный результат – подготовленный нами к печати окружной сборник «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи (из опыта работы окружного ресурсного центра «Наши дочки и сыночки»)», адресованный старшим воспитателям, психологам, социальным педагогам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям. В сборнике представлены теоретические статьи, методические рекомендации, авторские разработки и практический опыт педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.Теоретические и практические материалы этого сборника помогут педагогам и родителям разобраться в сложных вопросах воспитания девочек и мальчиков. Содержание сборника можно использовать при подготовке к консультациям, презентациям, семинарам-практикумам, родительским собраниям, «круглым столам» и другим формам методической работы; при составлении конспектов занятий с детьми, а также в качестве тематической информации для размещения на сайте детского сада.Сегодня можно сказать, что для повышения качества образования девочек и мальчиков в округе сделано многое, но еще больше предстоит сделать. Перспективы своей работы мы видим в широком распространении опыта работы педагогов в воспитании детей с учетом гендерного подхода, создании методических фильмов, дальнейшем повышении профессиональных компетенций педагогов и развитии педагогической компетентности родителей через разные формы взаимодействия, в том числе и дистанционные. Ольга СТЕПАНОВА, старший воспитатель детского сада №901

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте