В прошлом году детский сад №1465 стал победителем конкурса «Детский сад года» в номинации «Детский сад будущего». Сегодня в детском саду работает служба ранней помощи «Особый ребенок». Как? Об этом рассказывают те специалисты, которые работают в этом детском саду.
Анна РУКАВИШНИКОВА, педагог-психолог детского сада №1465:
– Наш детский сад – первый в России сад инклюзивного образования для детей. С помощью различных форм работы мы помогаем детям с особенностями развития: аутистического спектра с синдромом Дауна, с задержкой психического развития. Разные формы нарушений и трудностей, которые есть у детей, мы стараемся минимизировать, причем дети с трудностями занимаются вместе с обычными детьми.
У нас в детском саду есть лекотека, которая открылась с 2006 года. Мы там работаем с детьми, не только имеющими дефекты в развитии, но и с детьми группы риска, с детьми, которые плохо адаптируются к пребыванию в детском саду с обычными детьми. Все дети занимаются вместе. Первоначально лекотека работала как библиотека игрушек, но постепенно она меняла свое предназначение, и в нашем саду она не только библиотека игрушек, но и подразделение, ведущее структурированные занятия, которые проходят полтора-два часа раз в неделю. На занятия приходят дети с родителями и работают со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом), которые стараются создать на занятиях благоприятную атмосферу, используют пальчиковые, динамические, хороводные игры. В ее стенах есть еще и мокрая комната, где дети могут играть с водой. Дети принимают участие в музыкальных занятиях, а завершается все чаепитием, когда дети и родители могут пообщаться, задать вопросы и получить ответы. Кроме групповой работы, у нас с детьми ведется и индивидуальная. Как во всем этом участвуют родители? На групповых занятиях они могут смотреть на своего ребенка в какой-то новой обстановке, наблюдать, как с ним общаются другие дети, специалисты, при этом разрушается шаблонное, привычное взаимодействие, родители могут увидеть новые возможности своего ребенка. Кроме того, общаясь между собой, родители получают какую-то информацию, обмениваются ею и своим опытом воспитания детей. На индивидуальных занятиях они либо получают консультацию после занятий, информацию специалиста о том, как подвигается работа, чем можно заниматься дома. Родитель может и сам присутствовать на индивидуальном занятии специалиста с его ребенком и увидеть какие-то новые формы взаимодействия, игры, попробовать их на практике и получить советы специалиста. Мы считаем, что родители – важнейший ресурс для ребенка, и если родители со своим ребенком будут заниматься, то они вправе рассчитывать на поддержку и помощь специалистов.
Михаил ИГНАТОВ, педагог-психолог детского сада №1465:
– В нашем детском саду есть группа кратковременного пребывания детей с проблемами развития, которая была создана в 2004-2005 годах для детей с тяжелыми эмоциональными нарушениями типа раннего детского аутизма. Сейчас туда включаются и другие дети, в том числе с синдромом Дауна, сочетанными дефектами. Инклюзивный детский сад – это сад, в котором в группу здоровых детей включаются дети с особенностями развития, безусловно, такой инклюзивный процесс требует особых рамок. Особый ребенок – это группа, которая была создана в помощь для детей, которые еще не готовы быть включенными в обычную группу. Не каждый ребенок может так легко войти в новое помещение, в новый коллектив, позволить до себя дотронуться. То есть, особая группа – это группа, которая готовит детей к вхождению в обычную детсадовскую группу. Занятия проходят два раза в неделю по четыре часа (с полвторого до вечера), это общее занятие «Круг» и игры – ритмические, на запоминание имен, музыка, лепка и так далее. Индивидуальная программа работы с каждым ребенком предполагает, что посещение варьируется, ребенок может приходить раз или два раза в неделю, все зависит от того, какое решение принимает комиссия детского сада. Сама группа не предполагает выделения времени на общение специалистов и родителей, специалисты говорят о том, что происходит сегодня с ребенком, что было, что делали; если они сопровождают детей, то они сопровождают и родителей, но для работы с родителями в группе отдельного времени и отдельной формы работы нет, возможны индивидуальные консультации со специалистами – физиотерапевтом, психологом, дефектологом, а также детско-родительская группа. Занятия этой группы проходят раз в неделю, суть ее в том, чтобы родители и дети имели отдельное пространство в рамках детского сада для совместной игры, для совместного общения. Нечасто родитель играет дома с ребенком, у него нет на это времени, редко он находит время на то, чтобы посмотреть, как ребенок играет с другими детьми. Важно то, что он может в детском саду поприсутствовать в момент игры ребенка, увидеть его со стороны. Буквально в прошлый вторник одна мама сказала: «Я рада, что мой сын улыбается, смеется!». Также в этой группе оказывается психологическая помощь родителям для того, чтобы они заявили какую-то тему для индивидуальной работы. В конце занятия группы мы собираем мнения о том процессе, который происходил, и говорим о том, что можем встретиться с родителями, поговорить о том, с чем они сегодня пришли, если какой-то запрос не был удовлетворен, обсудить какие-то проблемы индивидуально.
Я занимаюсь этой работой более двух лет. Одни дети ушли – дети начинают ходить в обычный детский сад, другие пришли – им нужна помощь. Некоторые мамы детей с синдромом Дауна, которые были выпущены нами в 2004 году, поддерживают с детским садом связь, хотя их дети уже поступили в школу.
Перекресток мнений
Ольга РОГАНОВА, директор Центра творчества на Большой Черкизовской:
– Сегодня учреждения дополнительного образования, если посмотреть формально, занимаются с детьми в возрасте от шести до восемнадцати лет, которые приходят к нам во вторую смену после занятий. Помещения учреждений допобразования в первую половину дня свободны. Потребность же родителей и запросы на творческое развитие их детей довольно высоки – они уже в год-два видят в своих детях балерин, певцов и так далее. Исходя из этого, учреждения дополнительного образования открывают группы раннего творческого развития. Мы их не называем подготовкой к школе, мы называем их занятиями с детьми раннего возраста, используем в своей работе игру, другие формы и методы. У нас в Центре творчества недавно отметила пятнадцатилетний юбилей студия раннего творческого развития детей, в которой бесплатно в первой половине дня занимаются 120 детей. Есть еще группа раннего музыкального развития, там 10 человек получают платные образовательные услуги. Педагоги к этому готовы, большинство из них дают не уроки, а именно творческие занятия, которые происходят в разных формах. Поэтому я считаю необходимым провести совещание с директорами центров творчества: оценивая ресурсы имеющейся базы и опыта, можно было бы привести все в какую-то систему, так как мы сегодня чуть-чуть вдалеке от дошкольного образования, и учитывать при лицензировании таких программ, рассчитанных на малышей.
Комментарии