Сегодня ни родителей, ни профессионалов не нужно убеждать в том, что все дети разные и каждому из них требуется свой темп реагирования, включения в работу, восприятия информации, ее анализа. У каждого ребенка свои работоспособность, внимание, память. Мы уходим от ярлыков диагнозов и говорим об особых образовательных потребностях детей, которые надо учитывать в образовательном процессе. Такой подход соответствует принципам инклюзивного образования.
Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования и включение их в жизнь общества.
Важная задача для педагогов, воспитателей – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
К большому сожалению, статистические данные и заключения специалистов – медиков, педагогов, психологов – свидетельствуют об увеличении количества детей с отклонениями в развитии. Конечно же, особенные дети есть и в нашей школе.
В рамках инклюзивного образования наша школа создает специальные условия для развития и социальной адаптации воспитанников и учащихся с особыми образовательными потребностями.
Наши особые дети, как и все дети, любят играть, танцевать, прыгать, бегать, рисовать, лепить, шалить… Только им нужно больше помощи, внимания, понимания со стороны педагогов, специалистов, сверстников, семьи.
В нашей школе дети с ОВЗ интегрированы по 2‑3 человека в общеразвивающие группы и классы, где для них обеспечиваются специальные условия обучения и воспитания.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по его социализации в общество. Важным качеством для ребенка с ОВЗ является способность к социальной активности, поэтому мы стараемся привлекать детей к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых как в школе, так и за ее пределами.
Очень важным моментом в комплексной реабилитации детей с проблемами развития является педагогическая диагностика, которую проводят психологи, логопеды, дефектологи нашей школы. Цель – раннее выявление детей с отклонениями в развитии.
Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды в нашей школе отводится психолого-педагогическому консилиуму как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с рекомендациями ЦПМПК специалисты школы разрабатывают индивидуальные адаптированные образовательные программы, направленные на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии особых детей, учитывающие состояние здоровья, темповые, возрастные, психологические особенности детей с ОВЗ, и определяют индивидуальный маршрут.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходят поэтапно по определенному алгоритму.
Основные направления коррекционно-педагогической работы включают: коррекцию познавательной функции, сенсорики, моторики, речи, эмоционально-волевой сферы, коррекцию личностного развития.
Согласно разработанным адаптированным программам проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием особых коррекционно-развивающих технологий, позволяющих добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Мы широко используем игровые технологии: социально-ролевые, интеллектуальные, дидактические, физические игры; инновационные технологии: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, песочная терапия, куклотерапия, логоритмика, психогимнастика; здоровьесберегающие технологии: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, релаксации.
Сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации.
С целью оказания помощи семьям организовано информационно-просветительское сопровождение, которое предполагает разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Наши специалисты активно внедряют инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.
Наша школа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья благодаря педагогам, способным реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Наша школа ставит перед собой цель максимально реализовать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, помочь занять достойное место в обществе и наиболее полно раскрыть свои личностные возможности, создать атмосферу, в которой особый ребенок перестает ощущать себя не таким, как все, и приобретает право на счастливое детство.
Елена КААБАК, педагог-психолог школы №1980; Елена ПИГАНОВА, учитель-логопед школы №1980
Комментарии