В социуме неизменно присутствуют основополагающие установки общества. Одна из них – ответственное родительство. Она определена собственными целями и задачами. Роль ее как нормы, к которой стремятся многие семьи, трудно переоценить. Рассматривая данную цель глобально, мы можем говорить о ней как о государственной задаче, достижение которой могло бы снять огромное количество проблем, появляющихся при отсутствии в семье данной нормы. Непонимание, неумение, незнание родителями основных правил воспитания, норм и отклонений от них, законов и последствий противоправного поведения чревато для ребенка тяжелыми последствиями в дальнейшей жизни. И эти последствия обязательно наступят во взрослой жизни и проявятся практически сразу, как только родители определят ответственному родительству не первое место в перечне ответственностей.
Как только «ответственность за рабочее место» займет пьедестал, так сразу ребенок почувствует ослабление родительской заботы о нем со всеми вытекающими последствиями. Как только инстинкт материнства ослабевает, так сразу менее защищенными чувствуют себя наши любимые создания. Друзья, подруги, коллеги, общаясь непрерывно с вами, даже по телефону, отбирают возможность построения доверительных отношений с вашими детьми. Всего неделю назад я стала свидетелем разговора двух мам, одна из которых сообщала своей собеседнице, как взрослые гости отменно справили день рождения семилетней дочки. Было много детского шампанского, дети наливали его в фужеры и произносили тосты наравне со взрослыми, раздавался звон бокалов. И что крайне рассмешило маму именинницы, что виновница торжества умудрилась выпить из фужера алкогольного шампанского, перепутав его со своим. После чего стала буйной, но потом успокоилась… А телефон, который оказался в руках 3-4 летнего малыша лишь потому, что «у мамы много дел, дорогой, посмотри фотографии». И вот ребенок уже на дороге зависимого поведения, с которой никто не уходит здоровым, а порой и живым. Одна зависимость подменится другой, которая имеет более тяжелые формы и соответственно последствия. Можно продолжать о жестокости, о поведении на дороге, о крепких выражениях, о безразличии, о чрезмерной заботе, о доверии, о наказаниях.Ответственное родительство нельзя сформировать за то время, пока мама находится в родильном доме, а будущий или уже состоявшийся отец мечется в счастливом бреду. Это труд в течение всей жизни, постоянная работа над собой и со своими желаниями; лучше назвать это «Родительский университет», а нас, родителей, – вечными студентами в нем. Но в образовательных организациях есть обученные педагоги, которые помогают нам справиться с необходимым объемом знаний, которыми мы обеспечиваем себя ради интереснейшей профессии, ради своего предназначения, ради ответственности за обеспечение жизнедеятельности своей семьи. А в «Родительском университете» есть учителя? Наши родители? А они где учились родительству? У своих родителей. То есть в воспитании, в обеспечении безопасности жизни и здоровья наших детей нами движет почти всегда опыт предыдущих поколений, жизненный опыт, опыт, полученный в результате ошибок и их анализа. Не обучаясь в «Родительском университете», как можно стать ответственным родителем? Можно, конечно, если имеешь огромное желание. Ошибки в воспитании будут незначительными, не имеющими негативных последствий, многое компенсируют любовь к ребенку и ваше ломоносовское желание многому учиться ради взаимопонимания с ребенком. Но если родитель, даже любя ребенка, не знает, как учиться, чему учиться, не ставит перед собой цели быть ответственным родителем, не знает ничего о «Родительском университете», о последствиях отсутствия грамотности в процессе воспитания ребенка, то цена, которую заплатит родитель, может измеряться здоровьем и жизнью ребенка, надломленной психикой. Педагогам, сотрудникам психолого-педагогических центров, неврологам, специалистам, которые работают с различного вида отклонениями, в том числе и поведенческого характера, заметна корреляция между увеличением количества «сложных» деток и снижением показателей нормы ответственного родительства. И это не случайность, а закономерность. Чем ниже порог ответственного родительства, тем больше детей с различными видами нарушений. В жизни многое определяется зоной ближайшего развития, которую мы задаем себе сами, или нам помогают очертить ее. Не знаю иностранный язык – необходимо пойти учиться, не умею сверлить – научусь у соседа, профессионального ремонтника. Не знаю как вести себя с ребенком, как установить правила в семье, как готовить ребенка к школе, как объяснить ему его ответственность за принятые решения – у кого спросить об этом? У соседа тоже балбес растет, он в воспитании не помощник. Ладно, уж какой вырастет, сам, может, изменится. Перерастет. Пора. Абсолютно точно, пора. Пора позаботиться об этом. Необходимо. Важно для каждого родителя, для каждой созданной семьи, для каждого счастливого отца, который мечется под окнами родильного дома, ожидая выписки домой нового члена общества. Необходимо, потому что он, еще не видя своего ребенка, уже ответственен за это маленькое чудо, за его жизнь, здоровье и будущее…Экспертный совет родительской общественности стоит на пути формирования ответственного родительства, делает много возможного для того, чтобы включить в посещение «Родительского университета» всех родителей. Потому что с определенного момента они становится родителями обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. И далее руководители образовательных организаций совместно с Экспертным советом родительской общественности организуют встречи в «Родительском университете», обучая родителей нелегким премудростям ответственного родительства. Совместными усилиями родителей, школы, государства мы воспитаем новое поколение ответственных родителей. Родительские собрания, на которые приглашаются представители Экспертного совета родительской общественности, проходят каждый день во многих школах города, в том числе в районах, расположенных далеко за МКАДом. Родители узнают много ценного, для того чтобы каждый день применять эти знания в воспитании своих детей.А экспертов, профессионалов, преподавателей-психологов, врачей, педагогов, юристов у нас не занимать. Ведь все они родители обучающихся ДОгМ. Помните, ответственность за наших детей – в наших сердцах, родители.
Ольга ГАЛУЗИНА, Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы
Комментарии