170 полотен красноярских художников, более 85 авторов, экскурсовод – Игорь Пель, заслуженный педагог Красноярского края. Нет, мы не в картинной галерее, а в краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ККИПКиППРО). – Это не просто украшение стен, – говорит ректор института Степан Аверин, – эти полотна создают неповторимую ауру творчества и духовности. У Степана Петровича особый взгляд на институт повышения квалификации, он считает, что это должен быть родной дом для учителя, место, где педагогов любят и ждут. Поэтому в стенах просторного Красноярского института повышения квалификации замечательная атмосфера, в нем есть все, что необходимо – начиная от роскошного библиотечного центра с читальным залом и медиатекой (тут можно найти любое методическое издание, журнал или газету) и заканчивая небольшой, но уютной гостиницей.
– Степан Петрович, в институте половина учебного корпуса отведена под центр информатизации. Создается впечатление, что это самое главное в современной системе повышения квалификации.
– Важно вооружить учителя новыми знаниями, способами работы, технологиями. Без информационно-коммуникационных технологий сегодня не обойтись. От внутренней культуры педагога, его профессиональной компетентности зависит, будут ли успешными образовательные реформы. Жизнь подсказывает нам, в каком направлении строить свою работу, так что мы находимся в постоянном поиске.
– Система повышения квалификации учителей зачастую подвергается нападкам, обвинениям в косности и консерватизме.
– Мы очень много учимся, изучаем опыт других. Половину сентября и января традиционно посвящаем обучающим семинарам для своих сотрудников, в институте в это время года нет курсовой работы, учим в Москве, других городах России, участвуя в проектах, изучаем международный опыт. Готовим для себя молодые кадры, в текущем учебном году 6 сотрудников ИПК РО защитили кандидатские диссертации. Ищем ноу-хау, педагогические изюминки, чтобы не отставать от жизни, от передовой педагогической практики, нарабатываем ее сами.
– Расскажите поподробнее, как вы строите свою работу с учителями.
– Оказавшись один раз в 5 лет на курсах повышения квалификации, учитель не может существенно изменить практику своей работы, повысить образовательный и методический уровень, через 3-4 месяца полученные знания, как правило, забываются. Наша задача – сделать процесс повышения квалификации учителя непрерывным. А это весьма непростой вопрос, так что больших иллюзий мы не питаем. Тем не менее стараемся нацелить учителя на постоянное самосовершенствование, определить его проблемные точки.
– Возможно, эту задачу можно было бы решить с помощью дистанционного обучения?
– Если говорить о большей части учителей, то многие из них по объективным и субъективным причинам к дистанционке еще не подключились, хотя сетевое взаимодействие педагогов и особенно управленцев принимает массовый характер. Проводим сессии самоопределения. Сессия самоопределения – это такая форма работы, когда мы помогаем учителю выявить, понять его затруднения, а затем помочь составить индивидуальную образовательную программу. Кроме того, необходимо, чтобы кто-то сопровождал педагога на его рабочем месте, поэтому мы начали разворачивать тьюторскую сеть. Это, как правило, методисты, руководители методобъединений, опытные учителя, которые становятся нашими помощниками, максимально приближенными к педагогам. Мы для их подготовки разработали и осуществляем специальную программу.
– Что такое заказ на повышение квалификации?
– Главное, чего удалось институту достичь вместе с агентством образования, – это выработать и получить на два года техническое задание, где четко прописано: кто должен пройти повышение квалификации, ключевые компетентности, которые нужно формировать у слушателя, и какие должны быть результаты. Кроме этого, директор, имея финансовый ресурс, полученный по нормативам на учебную деятельность, сам оформляет заказ, где точно определяет, зачем отправляет того или иного учителя, по какой конкретно проблеме необходимо с ним поработать.
– В педагогическом сообществе одно время возникла такая мысль – а не организовать ли повышение квалификации учителя на базе педуниверситетов, где есть ученые педагоги, методисты. Как вы относитесь к этой идее?
– У педагогических вузов и системы повышения квалификации несколько разные задачи. Педвузы готовят будущего педагога, дают ему фундамент. Но учитель становится учителем только в самой школе. Мы от вуза отличаемся тем, что приближены к практике. У нас есть базовые площадки, где мы нарабатываем опыт вместе с учителями. Вуз оснащает человека знаниями, а мы оснащаем его способами деятельности. В вузе программа стандартизированна. У нас нет стандартов, и это наше счастье, потому что позволяет нам очень живо реагировать на потребности учителя, выстраивать индивидуальную работу со школой.
– Как изменилась ваша работа в связи с реализацией нацпроекта «Образование»?
– Каждая четвертая школа, победительница в нацпроекте – наша базовая площадка. Сейчас мы анализируем опыт лучших учителей, инновационные программы школ-победителей, максимально используем их достижения в нашей учебной деятельности. Лучшие из них будут представлены на сайте института.
Комментарии