Основные задачи по развитию Московского городского Дворца детского и юношеского творчества соотнесены с основными направлениями обновления российской системы образования, развивающейся в соответствии с современными запросами и детского, и взрослого населения.
Главным направлением развития содержания деятельности дворца была и остается реализация дополнительных образовательных услуг. В течение 2011-2012 учебного года во дворце работали 1232 учебные группы, в которых занимались 16061 обучающийся, что на 10,5% больше, чем в 2010-2011 учебном году. Педагоги реализовали 403 образовательные программы дополнительного образования по 11 направлениям дополнительного образования. За прошедший год было разработано и принято к реализации 59 новых образовательных программ.К основным особенностям программного поля дворца можно отнести то, что:- увеличивается количество образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;- увеличивается количество образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья;- большая часть программ предполагает не только знакомство с основами изучаемого предмета, но и его углубленное познание с использованием проектно-исследовательских технологий и выходом на предпрофессиональную подготовку.Проектно-исследовательская деятельность – одно из важных направлений в реализации образовательной деятельности, развитии обучающихся. Это направление реализуется в рамках программы «Развитие одаренности», в которой участвуют 11 структурных подразделений дворца. В течение 2011-2012 учебного года было реализовано более 100 образовательных программ по 6 направленностям, проведено 30 конференций (Всероссийские чтения Вернадского, «Эксперимент в космосе», «Культура и дети», «Живому – жить» и другие). В рамках реализации этой программы состоялись 23 экспедиции с участием более 300 обучающихся и 58 педагогов.В рамках реализации программ проектно-исследовательской деятельности развивается плодотворное сотрудничество с 52 высшими учебными заведениями и 26 научно-исследовательскими учреждениями Москвы и России. Ежегодно на уровне дворца проходит Междисциплинарный фестиваль исследовательских и проектных работ обучающихся. В истекшем учебном году в нем приняли участие более 5000 человек, в том числе учащиеся 200 московских школ.В течение учебного года обучающееся дворца приняли участие в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ школьников, Московском городском фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив, более 100 ребят стали их победителями и лауреатами.Одна из главных смысловых задач дополнительного образования – выявление и развитие творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения с последующей устойчивой мотивацией, знаниями и навыками к активной взрослой деятельности в сфере науки, производства, культуры, спорта, а это невозможно без конструктивного сотрудничества с передовыми учреждениями в этих сферах. С каждым годом развиваются связи дворца с потенциальными социальными заказчиками. Наиболее эффективной организационной формой построения такого взаимодействия стали тематические межведомственные проекты, которые формируются на договорной основе и реализуются дворцом совместно с внешними организациями в области техники, культуры, социально-педагогической деятельности, спорта. Например, в прошлом учебном году началась реализация в пилотном варианте нового проекта – программы «Научно-практическое образование». В рамках этой программы выстраивается система вовлечения детей и подростков в различные формы научно-практического образования (массовые праздники с элементами интеллектуальной деятельности, интеллектуальные праздники и проекты, экскурсии и экспедиции, индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ разного уровня). Партнерами дворца стали: Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского и Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН; МИФИ, МГУ им. М.В.Ломоносова; общественные организации – Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET, Общероссийское движение творческих педагогов «Исследователь»; более 100 московских и региональных общеобразовательных учреждений.Проект включает Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, международные выставки ЭКСПО САЙНС, Открытый междисциплинарный форум исследовательских и проектных работ. В рамках проекта реализуются тематические программы «Детскоебио-Сколково», «Эксперимент в космосе».Сложившаяся система межведомственного взаимодействия позволяет создать во дворце систему непрерывного образования. Это в сочетании с гибким и вариативным программным полем дворца обеспечивает преемственность разных ступеней образования и соответствующих программ дополнительного образования.Сегодняшний день ставит новые задачи перед социокультурной деятельностью дворца. Если в предыдущие годы она рассматривалась прежде всего либо как форма демонстрации результатов образовательной деятельности, либо как массовые праздничные мероприятия, то сегодня стоит задача комплексного многофункционального развития территории дворца, с одной стороны, как парковой зоны, с другой – как практической площадки для реализации и развития образовательной деятельности.В течение прошлого учебного года было проведено более 150 программ социокультурного характера: из них международного и федерального уровня – 11%, городского уровня – 60%, уровня дворца – 20%, 9% – партнерские мероприятия. В мероприятиях социокультурного характера приняли участие около 80 тысяч человек (на 10000 больше, чем в прошлом году), в том числе в мероприятиях городского уровня – 56300. Наряду с традиционными мероприятиями (праздники Новогодней елки, Неделя игры и игрушки, Неделя детской книги, День города, День защиты детей, День защитника Отечества, Масленица) состоялись социокультурные мероприятия в новом формате, где участниками стали пользователи Интернета и социальных сетей – фестиваль «Крещенский экстрим», праздник «Битва снеговиков», «Уступи лыжню», «Фотик-2012».Другой отличительной чертой этих мероприятий стало увеличение доли неорганизованного зрителя, идущего на рекламу, на новизну мероприятия. В этом нам помогали различные средства массовой информации и собственный сайт дворца, где активно анонсировались все массовые праздники. В этом году удалось расширить территорию, проводимых мероприятий, приблизив ее к жителям ближайших микрорайонов, логически включить другие учреждения и фирмы в концепцию-сценарий праздников дворца, создать новые содержательные площадки интерактивного характера, организовать прокат спортивного инвентаря. Дворец продолжает работу над реализацией плана по развитию дворца как парковой зоны.Одним из важных составляющих в нашей работе стало методическое взаимодействие МГДД(Ю)Т с городской системой ДОД по таким базовым направлениям, как: информационно-методическое – сформированы, постоянно пополняются и находятся в открытом доступе на сайте городского программно-методического центра обширный каталог опубликованных в печати образовательных программ по различным направленностям из Москвы и других регионов РФ, каталоги культурно-досуговых программ и методической литературы по ДОД и много другой информации по системе ДОД; экспертно-консалтинговое – регулярно специалисты МГДД(Ю)Т осуществляют общепедагогическую и профильную экспертизу образовательных программ из учреждений города, а также проводят очные и электронные консультации по программно-методическому обеспечению ДОД, проблемам организации образовательной и социокультурной деятельности, прикладным аспектам работы педагогов и методистов в рамках разных направленностей, по применению игровых, проектно-исследовательских, информационных технологий, организации научно-практического образования в УДОД, развитию детского общественного движения, развитию кадрового потенциала педагогических работников системы ДОД.Обмен педагогическим опытом через: издательскую деятельность дворца (для использования на городском уровне сотрудники ГПМЦ ежегодно готовят к изданию материалы МГДД(Ю)Т и педагогов из других УДОД города); организацию на базе МГДД(Ю)Т модульных блоков курсов повышения квалификации по договору с МИОО; «живые» методические формы: конференции, круглые столы, педагогические семинары, дни открытых дверей, дни направленностей, мастер-классы, открытые занятия. Всего в 2011-2012 учебном году дворец провел 77 городских методических мероприятий, которые посетили 1816 человек из УДОД Москвы, как оператор осуществил работу по проведению номинации «Педагог дополнительного образования» Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог Москвы-2012».Московский городской Дворец детского и юношеского творчества намерен и дальше развиваться как ресурсный методический центр столицы.Андрей ШАШКОВ, директор Московского городского Дворца детского и юношеского творчества
Комментарии