Анатолий РОМАНОВ, ректор Всероссийского заочного финансово-экономического института: – Несмотря на то что концепция профильного обучения была утверждена в 2002 году и с 2006 года осуществляется переход школ к специализированной подготовке старшеклассников, пока еще недостаточно опыта в плане внедрения разных моделей профильного обучения, формирования содержания профилей, организации взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования.
Учебные заведения решают эти вопросы, как правило, самостоятельно, с учетом своего накопленного опыта и имеющихся возможностей, но ограничены при этом ресурсной базой. Понятно, что цели и задачи профильного обучения, определенные в концепции, призваны не только удовлетворять потребности старшеклассников в специализированной подготовке, но и в значительной мере отвечают запросам и интересам вузов в плане привлечения абитуриентов на предлагаемые специальности. Кроме того, внедрение профильного обучения позволяет ликвидировать разрыв между школьным образованием и требованиями вузов к уровню знаний абитуриентов, более глубоко знакомить старшеклассников с реальными потребностями рынка труда и, кроме того, готовить их к осознанному выбору профессии. Для решения этих задач абсолютное большинство вузов совместно с общеобразовательными школами уже давно занимаются внедрением профильного обучения. Например, ВЗФЭИ еще в начале 90-х годов начал проводить большую организационную работу по созданию экспериментальных экономических классов в школах Западного округа, которые включались в единый учебный комплекс института по профессиональной подготовке учащихся по различным направлениям, что способствовало их поступлению в экономические вузы уже осознанно. На начальном этапе в таких экономических классах профессиональная подготовка шла по программам начального профессионального образования по конкретным направлениям и профессиям: «кассир», «контролер-операционист банка» (для системы Сбербанка РФ), «бухгалтер малого предприятия», «менеджер предприятий малого бизнеса» и так далее. В этой работе институт активно кооперировался с колледжами, входящими в учебный комплекс института. После двух лет обучения выпускникам экспериментальных экономических классов вместе с аттестатом об общем среднем образовании дополнительно вручали свидетельства о получении конкретных профессий начального профессионального образования. Большинство учащихся этих учебных классов поступили в последующем в ВЗФЭИ и другие экономические вузы. Преимущества работы такого учебного комплекса очевидны.
В последующем наш институт более активно включился в реализацию концепции профильного обучения, выполняя роль ресурсного центра путем участия в преподавании как профильных, так и элективных курсов. При этом широко практикуется работа со школьниками непосредственно в стенах института.
В состав учебного комплекса ВЗФЭИ в настоящее время входят 10 школ и 16 колледжей, и в этом безусловная заслуга не только института, но также и Западного окружного управления образования, директорского корпуса входящих в него образовательных учреждений. При этом создания только учебных классов по профильному обучению учащихся недостаточно для их последующего поступления в институт.
На протяжении многих лет ВЗФЭИ, как и все вузы, готовит старшеклассников по математике и русскому языку для углубления знаний, полученных на подготовительных курсах Центра довузовской и профессиональной подготовки института. Но эта традиционная форма деятельности с нынешнего года несколько обновилась за счет открытия курсов для предпрофильных девятых классов. При этом решаются следующие задачи: учебная (научить учиться), профориентационная задача, а также задача развития. Основная же цель предпрофильного обучения в 9-х классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором их будущего профиля обучения. Отмечу, что 40% слушателей подготовительных курсов составляют учащиеся школ ЗАО.
Создаваемые в школах с нашим участием учебные классы с экономической направленностью и подготовительные курсы по общеобразовательным предметам в совокупности способствуют необходимой подготовке старшеклассников и их профессиональной ориентации, а используемая модель организации обучения полностью ориентирована на концепцию профильного обучения, предусматривающую многообразие форм его реализации.
На основании соглашения с Западным окружным управлением образования в нашем институте в настоящее время проходят повышение квалификации 140 школьных учителей английского языка, истории, обществознания и географии по программе «Подготовка к итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ».
Комментарии