Человек – высшая творческая сила природы, наследник миллионов пролетевших лет, именно он творит идеи и воплощает их в жизнь. Школа – могучее средство развития духовного мира личности. Она дает педагогу возможность воздействовать, раскрывать, учить учиться. В школе №2025 Москвы коллектив единомышленников способствует тому, чтобы дети глубже понимали жизнь, любили ее больше и многогранней.
Образовательный комплекс – содержание и форма организации важного периода жизни ребенка – детства. Именно в детстве формируется целостное восприятие мира, доминирует интерес к творческой деятельности. Наша задача – быстро и точно реагировать на вызов времени в интересах семьи, реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся в рамках интеграции основного и дополнительного образования. Запрос общества на сегодняшний день требует переосмысления накопленного в образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые дает современная школа. И если еще несколько лет назад родители при выборе творческого объединения, спортивной секции могли руководствоваться единственным – творческие объединения и спортивные секции в рамках своего родного учреждения, то сегодня их выбор стал широк и многогранен. Судьба маленького человека рано или поздно приоткрывает дверь в мир искусства. Это классика, которая красива и вечна, актуальна и гениальна, а дополнительное образование школы №2025 – источник идей и всеобщей любви к созиданию. Если в первой половине дня в отделениях школы тишина и идут уроки, то во второй половине поток эмоций и интересов перераспределяется по природным способностям ребенка, по естественному выбору бескорыстной любознательности и желанию ставить эксперименты. У нас появилась возможность открыть на базе одного структурного подразделения художественно-эстетическое отделение, используя учебные классы для дополнительного образования. Тогда музыка полилась рекой, инструменты получили новую жизнь – глобальный переезд и соседство с мастерскими художников, которые тоже начинали свой свободный и дизайнерский путь перевоплощения, – настоящая мастерская маленького Творца! Материально-техническая сторона имеет важное значение. Нам удалось аккумулировать спортивные секции в тех зданиях, где для определенного вида спорта есть условия для системных тренировок, игр, соревнований. Баскетбольная команда школы бежит на тренировку в одно структурное подразделение, а футболисты комплекса разыгрывают настоящее пенальти в универсальном спортивном зале другого структурного подразделения. «Сцена физического развития» меняет свои декорации, и истинным назначением зоны спорта становится вдохновление подрастающего человека на новые победы! Массовый спорт по-настоящему становится массовым для всех ребят нашего района Очаково! Он формирует здоровье и здоровое самосознание. Физическая красота и грация – институт крепкого здоровья! Тело становится не только продуктом индивидуальных тренировок физического развития, но и движущим фактором борьбы, конкуренции, психологической потребностью думающего человека. В этом смысле природа ребенка диктует необходимость понимания периода становления личности не как нахождение идентичности жизненного опыта в смоделированных ситуациях, а как деятельность педагога по созданию энергетического пространства, способного удовлетворить заложенную в человеке жажду состояться. Постепенно в районе формируется «энергетическое пространство» – развивающая среда, которая способна организовывать период детства в социально позитивных целях, а это значит, ценностно допитывать личность до общечеловеческой мудрости, формировать способность коммуникативного понимания и взаимодействия, исследовать свои физические способности на предмет богатства и сложности, достраивать «силой воображения» беспредельные смыслы поликультуры. Подготовка к творческим фестивалям, конкурсам меняет свое прежнее видение и предназначение. Впервые у нас после реорганизации появилась возможность объединить детей и взрослых не по принципу «надо», а по принципу «люблю». Быстро был образован танцевальный коллектив десятого класса из одного структурного подразделения, вокальный дуэт – из девятого класса другого, творческий коллектив по пошиву кукол – третьего, а маленькие балерины школы прилетели в своих шопенках и пуантах в профессиональный хореографический зал. Старт для творчества дан. Мы в ожидании победы! Каждый творческий проект, какую бы гуманную и практическую цель ни имел, нуждается в весомой программе, в определении траектории пути. Вес каждой программы (дела) в команде единомышленников, которые способны добавить в процесс стройность, отлаженность, эффективность внутренних связей, превратить в реальность не только свои, но и твои мечты, позволяет организовать уникальное пространство для развития гармоничной и целостной личности. Именно поэтому, начиная с дошкольных отделений, мы начали создавать большие творческие студии: «Скульптура для юного художника», мастерская «Разноцветные фигурки», «Крупноформатная живопись». В данном случае вид искусства – скульптура, керамика, живопись – не только выполняет познавательную и развлекательную функцию, но и дает значительный психологический эффект. Тогда я, педагог, начинаю слышать, чувствовать юного творца. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. Эмоции многогранны, поэтому ребенку нужно показать, что не только есть полюса «грустно – весело», но и оттенки, сложность, противоречивость чувства. Многообразие мира, его красота, игра цвета и света – что может быть лучше? Осуществляя творческий процесс, ребенок испытывает целую гамму разнообразных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Главное – у ребенка появляется осознание того, что любая его идея (а не копирование) может стать не только плодом фантазии и воображения, но и превратиться в самостоятельное произведение искусства (маленький шедевр) и социально значимое явление. Именно оно по природной сути ближе ребенку, так как прожито, а значит, и понято. Поэтому каждый педагог сознательно или неосознанно подвигает творчество к движению, комбинаторике, обострению противоречия между сущностью изучаемого и методом его постижения. Наша жизнь не стоит на месте, она переполняет нас событиями, неожиданными встречами, нереальными мечтами и проектами. Какая девочка не мечтает быть балериной, петь на сцене, а мальчишка – сыграть роль Гамлета, Ромео, освоить классическую гитару и создать свой школьный вокально-инструментальный ансамбль? Школьный этап погружения ребенка через «сито» искусства – это как греческая психотерапия. Главное – дать ребенку больше возможностей для выбора и плодотворной работы, а любовь к своему делу рождает в нем невероятную жажду самовыражения, творчества, открытия. «Как МЫ думаем», «Кто МЫ»? Детская энергия созидания заражает школьную матрицу новым чувством, вдохновляет новой идеей, разукрашивает многогранной палитрой наш мир, где каждый ученик в поиске своей омеги познания. Критерии развития личности не только количественная степень интеллектуальной деятельности, формирование в будущем креативного потенциала, это также превосходная степень личностного роста – лучше, быстрее, результативнее. Она подразумевает определенные правила (систему), заинтересованность, соревновательный элемент, риски, новую оценку возможностей. После реорганизации система дополнительного образования района в лице школы получила уникальную возможность самообновления, а в дальнейшем развития и самосовершенствования, выработки позиции, выражающейся не просто в «активном действии», а в стремлении и способности детей и взрослых найти личностный смысл в совместном самоизменении. Успех прогнозируемых результатов в перспективе будет зависеть от правильно выбранной стратегии командного управления и проектирования, готовности педагогического коллектива к инновациям (обновлению), наличия достаточных ресурсов для реализации образовательных программ дополнительного образования детей. Возникновение преобразовательного отношения к познаваемому материалу и формирование полноценной детско-взрослой творческой общности рано или поздно увеличит количественный показатель контингента обучающихся, а значит, произойдет и увеличение творческих объединений и спортивных секций, а мобилизация всех видов ресурсов и обеспечения их целевого использования не заставит себя ждать. Устойчивое развитие способно породить идеи долгосрочной перспективы, взаимосвязанности, конкурентной политики в сфере дополнительного образования. Инновационный процесс – природная потребность всего сущего. Так возникает авторитет системы дополнительного образования комплекса в социуме, у ребенка появляется желание получать дополнительное образование, а у родителей – поддерживать его деятельность. Современная школа как институт педагогики имеет необходимые и достаточные условия для реализации программы-максимум: поиск новых форм, методов работы с детской инициативой, разработка авторского наследия. Жизненный путь – огромный нескончаемый процесс, процесс творчества, сотворчества, открытий, тупиков, загадок. Человек, тем более юная личность, никогда не стоит на месте, он даже не успевает подумать об отдыхе, передышке, паузе. Современный мир – многогранный вектор мощного движения. Иногда этот бурный поток выносит тебя за пределы возможностей и понимания, но как сладостен финал – финал поиска и твоего личного открытия, не важно какого: интеллектуального или эмоционального.
Ольга СМИРНОВА, заместитель директора школы №2025
Комментарии