Знакомство каждого из нас с астрономией начинается с самого раннего детства. Существуют ли дети, которые не интересуются космосом, внеземными цивилизациями, полетами на космическом корабле? Свои детские воспоминания каждый человек связывает с небом, звездами, луной. Маленький человечек, приходя в школу, имеет некоторые сведения об этой науке: кто-то хочет попасть в космос, заглянуть за пределы Земли, а кого-то этот интерес увлекает всерьез и навсегда.
Астрономия всегда была наукой увлекательной, спорной, ее не раз смешивали с астрологией, спорили о важности ее изучения в школьном курсе, ее исключали, уделяли внимание более материальным-экономическим предметам.Преподавание астрономии в нашей стране имеет довольно большую историю, в середине ХVIII века в Московском университете курс изучения математических дисциплин философского факультета затрагивал элементы астрономии и ее практической стороны. В России особенно тщательно подходили к педагогике и методике ее преподавания.С середины ХIХ века астрономическая наука входила в состав курса физики. В начале ХХ века произошло ее определение как отдельного предмета для изучения подростками элементарных основ астрономии или космографии. На первом Всероссийском съезде учителей физики, химии и космографии, состоявшемся в 1913 году, было отмечено, что «Ввиду того, что большая часть учащейся молодежи не будет впоследствии заниматься астрономией как предметом специального изучения, надо выдвигать в преподавании ее на первый план материал, ценный с общеобразовательной точки зрения, указывая на величие перспектив внешнего мира, поражающие размеры времени и пространства, единство механического и химического плана в устройстве Вселенной, связь между прогрессом астрономических знаний и историей умственного развития человека.Курс астрономии в средней школе не должен быть лишь упрощенным университетским курсом: он должен быть построен не только на научном, то есть логическом, основании, но и на психологическом; на соответствии его содержания с реальными интересами учащихся.Математические выводы при изучении начал астрономии должны быть по возможности упрощаемы. Преподаватель средней школы… должен вспоминать, что сложные объяснения на страницах элементарных учебников все же представляют немаловажное препятствие к пониманию учащимися сущности излагаемых астрономических истин»…Успехи нашей страны в освоении космического пространства, начало космической эры, всплеск достижений в научно-технической революции, в том числе в астрономии, вызвали небывалый интерес к этой науке среди широких слоев населения не только за рубежом, но и в Советском Союзе. Теперь уже и дети младшего школьного возраста, воспитанники детского сада, мечтали попасть в космос, покорять космические просторы, как Юрий Гагарин, Валентина Терешкова или Нил Армстронг. Современное детское общество – это поколение, которое быстро ориентируется в информационном потоке, что обязательно надо использовать для поддержания интереса к астрономии. Новый интерес к этой науке мы переживаем в наши дни. Бурное развитие науки и техники, стремление человека расширить свою среду обитания, мировые политические вопросы, лидирующая позиция России в освоении космического пространства привели к осознанию важности изучения этой науки в школе. Решением Минобрнауки РФ в 2017 году астрономия вернулась самостоятельным предметом в общеобразовательную школу.Астрономия в школе дает правильное формирование научного мировоззрения у школьников. Понимая устройство Солнечной системы, Вселенной, учащийся правильно представляет, как работают законы физики на планетах, его трудно дезинформировать, навязать античные мысли об устройстве мира.Вне зависимости от внешних условий в нашей школе интерес обучающихся к этой древней науке постоянно поддерживался, как в рамках предметов интегрированных курсов в начальной школе, по физике и географии, так и в рамках школьного научного общества. Вселенная проявления астрономии в нашей школе огромна. В начале учебного года старшеклассники нашей школы выбирают темы проектов-исследований для проведения устного журнала «Знакомство с астрономией» для учащихся 5-6-х классов. Учитель выступает в роли организатора мероприятия, а ученики инженерного класса – в роли научных сотрудников.В целях развития навыков научно-исследовательской работы и приобретения опыта публичных выступлений с научными докладами ученик школы А.Алхимов принял участие в Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения», тезисы его проектной работы в разделе «Юные ученые» вошли в печатный сборник этой конференции. Появление пилотного проекта «Московская электронная школа» расширило всероссийскую информационно-образовательную среду в области астрономии. В декабре в школе для родителей и учеников прошел фестиваль «Дружба народов». В рамках этого фестиваля учениками инженерного класса Н.Гусейновой, Ю.Крюковой, Я.Мкртчян, К.Антоновой и Ю.Урванцевой был проведен мастер-класс «Астрономия – наука всех стран». При подготовке учащиеся заранее обсуждали проекты своих исследований, продумывали этапы своего мастер-класса, конструировали интерактивные элементы к своему выступлению, пользуясь возможностями Московской электронной школы. В феврале этого года Департаментом образования и Департаментом культуры города Москвы запущен проект «Учебный день в музее». В один из учебных дней ученики 6-го «З» класса на уроке русского языка в Музее космонавтики анализировали исторически важные тексты для страны: постановление Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», научный доклад Сергея Королева «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», плакат «Слава советским космонавтам!», а также письмо супруге инженера Ф.Цандера. Обучающиеся на этом уроке не только выделили отличительные признаки всех стилей речи, но и практиковались в написании официально-деловых документов и публицистических статей. На уроке математики в музее они узнали о космических скоростях, сумели подсчитать необходимые параметры для вывода космических аппаратов в космос. На уроке английского языка рассказали о первом полете человека в космос, первом выходе в открытое космическое пространство, первой женщине в космосе. В марте учащиеся 5-го «А» класса посетили интерактивный музей Московского планетария «Станция Марс» – полноразмерный макет научно-исследовательской станции на Марсе и космопорта орбитальной станции АРЕС-7 2060 года с оборудованием и действующим экипажем. Во время экскурсии ребята активно отвечали на вопросы очного тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», что внесло вклад в победу в данном городском проекте.В Международный день космонавтики во всех отделениях образовательного комплекса ежегодно проводится гагаринский урок «Космос – это мы». Проведение этого урока воспитывает патриотизм у подрастающего поколения, чувство гордости за достижения нашей Родины, ориентирует школьников на продолжение образования по естественно-научному и инженерному профилям и изменяет отношение к своей планете.Юнармейцы нашей школы М.Коберник, Д.Шуруха, А.Соколова, А.Далакова, Т.Белова и О.Синицына на занятиях в аэротрубе на базе ДОСААФ России получают возможность освоить на практике навыки парашютного спорта, почувствовать себя юными летчиками-космонавтами.В объединении дополнительного образования «Станция юного техника» школы №1002 ученики конструируют модели космических аппаратов, с которыми в дальнейшем принимают участие в Московском городском конкурсе проектов и исследовательских работ по инженерному направлению в области моделирования космических аппаратов.Показать свои оригинальные идеи, нестандартное мышление и творчество, раскрыть таланты, расширить кругозор, определиться с интересами и развивать свои способности позволяет участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом учебном году ученики школы Т.Буднов и С.Спокойнов стали призерами на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Астрономия».Современное юное поколение начиная с детского сада говорит о том, что их поражают и интересуют следующие факты: наблюдаемое современным человеком ночное звездное небо – прошлое Вселенной; безграничность космоса; эволюция Солнца; Солнце – рядовая звезда; химические элементы, из которых состоит человек, образовались в момент зарождения Вселенной; присутствие темной материи; существование черных дыр; расширение Вселенной; существование экзопланет.
Ответы на вопросы юного поколения могут быть даны только в развитой многопрофильной технологически насыщенной среде – высокотехнологичной, предпрофессиональной, мотивирующей к самообучению и саморазвитию, что подтверждается в обсуждаемой Стратегии столичного образования-2025.
Ольга ВЕРХОГЛАЗЕНКО, учитель физики и астрономии школы №1002
Комментарии