Часто говорят, что богатство Кузбасса – уголь. Однако каждый, кто побывал в Кемеровской области, убеждается в том, что для Амана Тулеева и его команды главное богатство – люди, а главное дело – забота о них. Почему? Об этом мы поговорили с губернатором.
– Аман Гумирович, я часто бываю в командировках и подчас приходится слышать от губернаторов и мэров, что, дескать, заботились бы об учителях и детях, но денег на это не хватает. Не думаю, что у вас денег в излишке, но убедилась, образование вы поддерживаете весьма значительно. Почему вы уделяете этому такое большое внимание?
– Потому что всегда считал и считаю, что поддержка и развитие системы образования – дело государственной важности. Ведь, по сути, от этого зависит будущее страны, нации в целом. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы и люди, которые учат, и молодежь, которая учится, знали и постоянно чувствовали, что они нужны Кузбассу и России.
– Это очень правильная позиция. Какими реальными делами она поддерживается?
– В Кемеровской области уже не первый год действует и развивается мощная система социальной поддержки работников образования. Как вы знаете, в прошлом году был принят 122-й закон, по которому большая часть действующих федеральных льгот отменена, но у нас в области мы оставили их в полном объеме. Ни одну не отменили! Сегодня работники образования Кузбасса как получали, так и получают все существующие доплаты и надбавки к заработной плате из областного бюджета. Это ежемесячные доплаты молодым специалистам: со стажем работы до 1 года – 475 рублей, от 1 года до 2 лет – 358 рублей, от 2 до 3 лет – 241 рубль. Те из них, кто закончил учреждение высшего или среднего профессионального образования с красным дипломом, все три года получают ежемесячную надбавку 592 рубля. Педагоги, имеющие почетное звание «Заслуженный», получают ежемесячную надбавку 345 рублей, а «Народный учитель» – 575 рублей. Выплачиваем подъемные пособия молодым специалистам, которые едут работать в сельскую местность, по 10 тысяч рублей каждому. Сохранили мы и 25-процентную надбавку к зарплате и льготы по коммунальным платежам для педагогов-селян. Причем сделали это по-честному, а не как в некоторых регионах, где из числа сельских льготников по коммунальным услугам исключили членов учительских семей, неработающих пенсионеров и оставили льготы только самому педагогу. У нас все, кто имел эту льготу, продолжают ею пользоваться: и педагоги, и члены их семей, и пенсионеры, которые уже не работают в школе.
– Сегодня для большинства российских учителей самый больной вопрос – заработная плата. Все в большей степени федеральные власти уповают на власти региональные, поэтому сегодня и возникают самые разные региональные системы оплаты труда. Я знаю, что кемеровчане не участвовали во Всероссийской акции протеста, значит ли это, что вы принимаете какие-то меры на региональном уровне, чтобы снять остроту проблемы с зарплатой педагогов?
– К сожалению, профессия учителя в России, несмотря на ее важность и значимость, все еще остается одной из самых непопулярных и низкооплачиваемых. До сих пор рядовой педагог у нас получает совсем не те деньги, которые он должен получать за свой труд. В прошлом году мы твердо пообещали всем бюджетникам повысить заработную плату как минимум на 20%. И свое обещание выполнили. С 1 января 2005 года за счет средств областного бюджета работники бюджетной сферы, в том числе и педагоги, у нас стали получать на 20% больше. Плюс к тому с начала этого года полностью взяли на областной бюджет заработную плату учителей школ. На местных бюджетах остались: дошкольные учреждения, детские дома, дома творчества, спортивные школы, туристические центры. При этом сохранили дотацию, то есть финансовую помощь городам и районам для данных учреждений. А с 1 сентября 2005 года за счет собственных средств решили повысить заработную плату врачам, учителям, работникам культуры еще на 11%. На эти цели дополнительно выделили из областного бюджета только для педагогов 275 миллионов рублей. Плюс еще 50 миллионов – на установление надбавок работникам детских дошкольных учреждений: воспитателям, няням, педагогам, которые ведут кружки и секции в центрах творчества в спортивных школах, воспитателям детских домов. Они сегодня получают сущие гроши даже по сравнению с учителями. Поэтому мы решили, чтобы оплата труда была справедливой для всех категорий педагогов, не только увеличить зарплату на 11%, но и выделить средства на доплаты этим работникам образования. И теперь они по зарплате у нас приравнены к учителям школ.
В целом же получается, что в течение года мы повысили заработную плату кузбасским бюджетникам на 31 процент. Конечно, и этого недостаточно. Мы это хорошо понимаем и будем продолжать изыскивать возможности для дальнейшего увеличения зарплаты. Наша твердая позиция – качество жизни кузбассовцев, в том числе и работников образования, должно постоянно повышаться. Все, что в наших силах и возможностях, мы делали и будем делать в дальнейшем.
– Совсем недавно в Государственной Думе РФ шли дебаты о том, поддерживать ли тех, кто имеет ученые степени, а если поддерживать, то как. У вас есть ответ на этот вопрос?
– Проблема очень важная, поэтому, например, мы вручаем премии научно-педагогическим работникам, защитившим диссертации и получившим ученые степени: кандидата наук – 10 тысяч рублей, доктора наук – 20 тысяч рублей. А неработающие пенсионеры, которые имеют ученую степень доктора или кандидата наук и до выхода на пенсию занимались педагогической деятельностью в государственных учебных заведениях, продолжают плюс к обычной получать кузбасскую пенсию: доктора наук – по тысяче рублей, кандидаты наук – по 500 рублей ежемесячно. Кстати, ветераны педагогического труда, у которых стаж работы 50 и более лет, также получают с мая 2004 года кузбасскую пенсию – дополнительно к основной по 500 рублей ежемесячно. Ежегодно на реализацию этих мер социальной поддержки мы тратим из областного бюджета почти 800 миллионов рублей.
– Во время поездок по области я слышала от учителей необычные по нынешним временам слова: «Мы можем купить квартиру». Понятно, что по рыночным ценам это учителю не по силам, значит, вы предоставляете им какие-то льготы?
– Действительно, сегодня не каждому под силу купить не то что двух-, трех-, даже однокомнатную квартиру. Цены кусаются, и растут они как на дрожжах практически ежемесячно. Поэтому мы, как можем, нашим бюджетникам помогаем. С 2001 года работникам бюджетной сферы, в том числе и учителям, мы выдаем льготные займы для приобретения и строительства жилья под 5% годовых. Причем с мая этого года срок возврата жилищного кредита мы увеличили с десяти до пятнадцати лет. В прошлом учебном году такие ссуды получили 120 педагогов. Не секрет, что для многих начинающих учителей и такая ссуда не по карману. Поэтому приняли решение: начиная с октября этого года выдавать нуждающимся молодым педагогам, врачам, работникам культуры (до 30 лет) беспроцентную жилищную ссуду без первоначального взноса на 15 лет. Ее могут получить нуждающиеся молодые специалисты и в городе, и в сельской местности. Но для селян к этой льготе ввели еще дополнительную льготу. Если молодой специалист (учитель, врач, работник культуры), который взял бюджетную ссуду на жилье, решит остаться и дальше продолжать работать на селе, то по истечении семи лет оставшуюся сумму кредита за него погасит областной бюджет. То есть мы делаем все возможное, чтобы закрепить молодые кадры в сельской местности.
– На недавнем пленуме ЦК Профсоюза работников народного образования и науки шел разговор о том, что, если учитель не отдыхает и не лечится, он «выгорает». Я знаю, что Кузбасс – один из немногих регионов, где отдыху и оздоровлению педагогов уделяется большое внимание. Не так ли?
– Могу сказать, что оздоровление и отдых кузбасских учителей – одно из важных направлений нашей работы. Мы выделяем значительные средства из областного бюджета на путевки работникам образования в лучшие здравницы Кузбасса и Алтайского края. Ежегодно на курортах Белокурихи отдыхают более тысячи наших педагогов, хотя одна такая путевка стоит 20 тысяч рублей! Кроме того, в областном медицинском центре «Элигомед» и в его филиалах ежегодно получают бесплатное лечение более двух тысяч человек. Главная ценность для человека – это здоровье, и помочь его сохранить учителям, которые не щадят себя, отдают все силы, чтобы воспитать наших детей, – наша святая обязанность.
– Давайте поговорим о детях. Знаете, обычно дети не очень интересуются тем, как власть их поддерживает, но я встречалась с детьми, которые получают стипендии губернатора, и они благодарили вас за это. На федеральном уровне только-только заговорили о поддержке одаренных детей, а в вашей области, как понимаю, эта система уже действует?
– Мы исходим из того, что дети – это будущее, каким оно станет, определяется сегодня, поэтому на протяжении последних лет целенаправленно поддерживаем тех, кто добился высоких результатов в учебе и творчестве. Губернаторскую премию получают отличники учебы, победители областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов и соревнований, это 12 тысяч юных кузбассовцев. А с 1 января 2006 года мы увеличиваем размер премии: ученики 2-4-х классов будут получать по 200 рублей (было 150 рублей), 5-9-х классов по 300 рублей (было 200 рублей), 10-11-х классов по 500 рублей (было 300 рублей). Плюс к этому, победителям областной олимпиады ежемесячно в течение года выплачиваем губернаторскую стипендию – от 200 до 500 рублей, награждаем денежными премиями выпускников школ – золотых медалистов – в размере 3 тысяч рублей, а их родителей – медалями администрации Кемеровской области и денежной премией в размере 5 тысяч рублей.
– Как вы находите одаренных детей?
– Регулярно проводим областные конкурсы, конференции, чтобы выявить потенциал подростков и максимально развить их способности. С 2003 года в области работает выездная школа для одаренных детей, в которой ежегодно обучаются около 200 школьников со всего Кузбасса. Для ребят, занимающихся научной и исследовательской работой, проводится конференция «Шаг в будущее», где они защищают свои исследовательские проекты перед преподавателями крупнейших вузов области. А затем лучшие из них принимают участие во всероссийских конференциях.
– Не секрет, что дети страдают от учебных перегрузок, вы это учитываете в своих планах и программах?
– То, что в период обучения здоровье детей значительно ухудшается, предположили еще три века назад, а в начале ХХ столетия доказали научно. К сожалению, внимания этому вопросу в России уделяют недостаточно, а наши ученые эту проблему разрабатывают уже на протяжении 15 лет. Сегодня Кемеровская область стала одним из ведущих регионов страны по внедрению здоровьесберегающих технологий в системе образования. В настоящее время в области сложилась уникальная региональная инфраструктура по сохранению и укреплению здоровья юных кузбассовцев. В нее входят 67 центров научных основ здоровья, в которых работают квалифицированные психологи, педагоги и медицинские работники. Ежегодно в этих центрах более 150 тысяч детей, а также их родители и педагоги получают необходимую психологическую, педагогическую, медицинскую помощь. В 70 общеобразовательных учреждениях отрабатывается региональная модель «Школы здоровья». Элементы этой модели в своей деятельности используют еще 415 школ Кузбасса. С этого года в области реализуется региональная целевая программа «Образование и здоровье». Она предусматривает заботу о ребенке на протяжении всего процесса обучения – от детского сада до выпуска из школы. В ее рамках в образовательных учреждениях области создаются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, проводится системная и массовая пропаганда здорового образа жизни среди школьников и педагогов. С апреля этого года мы запустили проект «Школьное молоко», аналогов которому в России нет. Почти 5 тысяч воспитанников детских домов и школ-интернатов получают молоко, дополнительно обогащенное комплексом витаминов. Это уже дало свои результаты. По данным медиков, ребятишки стали меньше болеть.
– В сентябре этого года Президент РФ Владимир Путин объявил о национальных проектах, в том числе – в сфере образования. Как вы относитесь к этой идее?
– Мы полностью поддерживаем национальные проекты Президента РФ Владимира Владимировича Путина в сфере образования, потому что такие действенные, крупные меры сегодня просто необходимы. В Кузбассе уже разработаны и свои, региональные инициативы, которые созвучны с действиями главы государства. Скажем, с 2006 года для поддержки творчески работающих педагогов, у которых хорошие стабильные результаты, ученики из года в год добиваются успехов в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, мы решили учредить ежегодные поощрения за счет областного бюджета – по 50 тысяч рублей. Их будут получать 100 лучших учителей Кузбасса. 10 школам области, которые внедряют новое, передовое в обучение и воспитание подрастающего поколения, будет ежегодно выделяться из областного бюджета по миллиону рублей на развитие и модернизацию учебно-материальной базы. Кроме того, мы ежегодно будем определять 10 классов и школ области, где дети меньше болеют, имеют хорошие показатели физического развития, и всем педагогам, которые с ними работают, активно разрабатывают и реально используют технологии сохранения здоровья учеников будем вручать премии в размере 10 тысяч рублей. Продолжим поддерживать и наших талантливых школьников. Принято решение учредить губернаторскую премию «Достижения юных» для одаренных детей от 12 до 18 лет, которые проявили себя в науке, искусстве, спорте. Ежегодно такую премию в размере 10 тысяч рублей будут получать 100 кузбасских школьников. В общей сложности на реализацию наших инициатив по поддержке системы образования из средств областного бюджета в 2006 году будет дополнительно выделено 19,5 миллиона рублей. Кроме того, значительные средства в виде грантов образовательным учреждениям на развитие учебно-материальной базы, премий педагогическим работникам и обучающимся мы рассчитываем привлечь из внебюджетных источников и за счет средств крупных предприятий. По нашим прогнозам, эта сумма в 2006 году составит 287 миллионов рублей.
Комментарии