Учитель: «Ребята, подберите синонимы к слову «единство». Дети: «Единение, сплоченность, неделимость…» Учитель: «Вы все правы. Единство – это нечто целое, что нельзя разделить, разорвать или разъединить».
Это не урок русского языка, это «Разговоры о важном», с которых началась новая учебная неделя в школе №41. Мы говорили о Дне народного единства.
Тема достаточно серьезная, особенно для учеников начальных классов, но в поддержку классным руководителям Городским методическим центром был разработан отличный насыщенный материал, благодаря которому занятия получаются интересными и доступными для понимания всеми учащимися независимо от их возраста.
Совсем маленьким школьникам экскурс в историю провела веселая и очень обаятельная Фекла, героиня анимационного ролика. Она любопытна, как все дети, ей не терпится узнать, что же за праздник отмечает наша страна в этот день. И ученики не отрывают взгляда от экрана – так интересно им происходящее там.
Что же запомнили второклассники и что расскажут о классном часе своим близким?
– Я запомнил, что давно были двое мужчин, которые собрали много других людей, а потом они все вместе спасли Москву от врагов, – делится впечатлениями ученик 2‑го «Б» класса Азимжон Азамов. – И им теперь есть памятник в Москве. Я думаю, что они герои. Я тоже хочу быть героем, чтобы обо мне рассказывали в школе.
– Я дома спрошу у мамы, знает ли она, кто спас Москву тогда, очень давно, – говорит его одноклассница Аня Клочкова. – Если она не знает, я ей обязательно расскажу. И еще я хочу, чтобы, когда я с родителями буду на Красной площади, мы пошли к памятнику и там сфотографировались. Нам сегодня его в фильме показали, он мне очень понравился. Они сделали правильно, что всех позвали, потому что их было только двое, враги бы их победили. А так людей было много, никто их не смог победить.
Можно с уверенностью сказать, что совместное путешествие второклассников с Феклой удалось на славу, открыв им новую страницу истории родной страны.
А как прошли занятия у учеников других классов?
Например, у семиклассников урок начался со слова «мы» и знаменитых строчек Роберта Рождественского:
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я».
После чего ребята рассуждали о том, как многонациональна Россия и как дружен ее народ, который в случае опасности объединяется и встает на защиту Родины. Это было при Минине и Пожарском, это происходит и в наше время. А сплотившись, народ превращается в единую большую семью, в которой все поддерживают и берегут друг друга.
Что же думают семиклассники, когда слышат: «Наша страна – наша семья»?
– Я думаю, что это правильно, ведь в семье все делают вместе – радуются, грустят – и никогда никому не дадут тебя в обиду, – рассуждает Кирилл Кузыченко, кадет 7‑го «К» класса. – Так и в нашей стране – мы вместе идем в Бессмертном полку, например, или всей страной устраиваем флешмобы, где поем песни, как в клипе «Я русский». Там люди разных национальностей и из разных городов, но все они вместе, едины. Потому и праздник у нас называется так – День народного единства.
– Когда я слышу эти слова, то как-то волнуюсь, – добавляет его одноклассница Виктория Чумичева, – потому что Россия – очень большая страна, у нас много земель и богатств, которые всегда кто-то хочет отнять. И вот как защитить ее? Я думаю, это можно сделать только тогда, когда люди дружные и готовы помогать друг другу. Вот как было совсем недавно, когда к нам присоединились люди из Донецка и Луганска и др. Можно сказать, что мы их приняли в свою семью – Россию. И мы защитим их, а они – нас.
А вот старшеклассники на этом занятии уже не просто слушали, смотрели и беседовали о Дне народного единства, но и работали в группах: анализировали борьбу с врагом, которую вела наша страна в разные годы, и делали сравнительную характеристику: Смутное время, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, события 1990‑х годов.
Итогом работы команд должен был помимо прочего стать ответ на главный вопрос: что объединяет все эти события? И старшеклассники сошлись во мнении, что это единение народа, которое в самые драматичные моменты помогло стране выстоять и сохранить себя, свою независимость и историческую память.
С какими же мыслями и впечатлениями уходили ребята с классного часа?
– Нам рассказывали о Дне народного единства и до этого урока, но вот сегодня было как-то особенно интересно, – отмечает кадет 10‑го «К» класса Полина Ипатьева. – Я не знаю, как это объяснить, но в этом году в нашей стране произошло много событий, о которых невозможно не знать или не обсуждать их. И когда мы сегодня говорили о единстве, то для меня это были уже не просто слова. Пожалуй, главное из них – семья, под которой подразумеваются не только мама с папой, но и вообще все люди, живущие в России.
– Мне очень понравился классный час, потому что он дал возможность не только узнать что-то новое, но и обсудить важные темы, даже где-то поспорить, – говорит кадет-десятиклассник Илья Ткачук. – Вот я, например, для себя навсегда запомнил, что народное единство – это самое лучшее, что может быть, когда стране грозит опасность. И именно благодаря ему мы побеждаем врага. Это как пальцы: когда каждый отдельно, их можно сломать, но, как только они превращаются в кулак, сломать их очень тяжело. Поэтому для меня пальцы – это национальности нашей страны, а кулак – это их единство.
А что же еще может быть символом единства России? Например, ромашка, которую рисовали школьники в конце классного часа, где лепестки – это народы, а серединка – это стержень, который всех объединяет и имя которому – русский характер. И пока мы едины, мы сильны, а значит, непобедимы.
Аида АРУТЮНОВА, педагог-психолог школы №41 имени Г.А.Тарана
Комментарии