– Наша цель амбициозна, – пишет Лаури Турья, – в рамках проекта “Школы Хельсинки-2001. Информационные технологии” каждое образовательное учреждение в городе будет подсоединено к Интернету. Все директора, учителя и учащиеся будут иметь персональный доступ в сеть. Очень важно, что основные навыки использования информационных технологий дети получат уже в общеобразовательной школе, что такие возможности открываются не только для элиты, но и всех молодых людей.
На проект, рассчитанный на пять лет, мэрией города выделено 35 миллионов долларов! Эти деньги пойдут не только на обновление парка машин и телекоммуникационную связь, но и на создание специальных групп технической поддержки, которые будут работать как скорая помощь, если в школах с техникой что-то сломается или там не будут знать, на какую кнопку правильно нажать. В рамках проекта предусмотрена разработка педагогического сопровождения работы с Интернетом, специального программного обеспечения. Исследовательская группа будет изучать последствия внедрения информационных технологий, анализировать запросы пользователей и главное эффективность всего проекта.
Пока, конечно, еще не все школы подключены к Интернету, но, надо заметить, компьютеры с модемами есть у 50 процентов финских семей. Полностью информатизирована и работа самого управления образования. В фойе здания, где оно расположено, создан специальный информационный центр. Любой посетитель вправе получить здесь информацию об образовательных услугах, воспользоваться многочисленными проспектами, базами данных. Тут же можно узнать даже о том, что в данный конкретный момент делает директор управления. На наших глазах сотрудница информационного центра связалась с компьютером приемной Лаури Турья и сообщила, что по плану у него вот-вот должно закончиться совещание, а затем – наша встреча.
В небольшом уютном кабинете руководителя управления в глаза сразу бросается самый современный компьютер. Причем сразу видно, что это не деталь оформления помещения, а рабочий инструмент. Поэтому наш первый вопрос был о том, как руководитель департамента использует Интернет. Кто и что пишет по его электронному адресу?
– В основном директора, редко кто-то из учителей, те, кто знает меня лично, советуются, советуют. Часто присылают жалобы родители и иногда ученики. Я направляю их претензии руководителям учреждений, чтобы они разобрались. Через электронную почту общаюсь со своими сотрудниками, причем последние сообщения от них иногда приходят в час ночи. Боюсь, когда мы реализуем свой проект, поток писем сильно возрастет, и я уже не смогу с ним справиться.
Кстати, все официальные документы из управления образования теперь рассылаются только через Интернет, без бумажной копии, а в прошлом году обсуждение базисного учебного плана впервые прошло тоже в электронном варианте.
“Мы так привыкли к информационным технологиям, что становимся беспомощными, когда какая-нибудь умная система вдруг выходит из строя”, – смеются финны. Нам бы их проблемы! Впрочем, как оказывается, несмотря на технологическую отсталость России, финские коллеги надеются у нас… учиться.
– Мы считаем, – говорит Лаури Турья, что в области математики, физики, естественных наук у вас накоплен большой опыт, и мы хотим перенять все самое лучшее. Интересуют российская методика, педагогические технологии.
Не так давно управление образования Хельсинки заключило договор о сотрудничестве с Московским комитетом образования, и, что интересно, его основная часть посвящена проблемам информатизации. Планируется параллельное открытие в столицах двух государств медиацентров, которые и будут осуществлять прямые контакты между учителями, управленцами и учениками с помощью телекоммуникационной связи.
Благодарим за помощь в подготовке материала Веронику Бломстедт.
Ольга Огородникова,
Сергей САФРОНОВ
Комментарии