Говорят, что школьная система очень консервативна. С этим утверждением можно согласиться, а можно и поспорить. Да, каждый учебный год начинается праздником 1 сентября и заканчивается Последним звонком. Очень горячая пора итоговая аттестация и для выпускников основной школы, и уж тем более для тех, кто сдает выпускные экзамены в формате ЕГЭ.
За последние два года в нашем учреждении произошли большие изменения: с 1 апреля 2011 года мы вошли в первый пилот по развитию общего образования в Москве, новая система оплаты труда предоставила новые возможности для развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса и материального стимулирования педагогов. Благодаря введению НСОТ средняя зарплата учителя в нашей школе выросла на 79,6% с 42898,88 руб. до 77068,42 руб. Разработанные в прошлом учебном году локальные акты школы постоянно изменяются, нивелируются, корректируются, для того чтобы все изменения, происходящие с оплатой труда, были максимально прозрачны и нацелены на результат – повышение качества образования, а основным результатом работы школы стали ее выпускники, хорошо подготовленные к жизни в этом непростом меняющемся мире, конкурентоспособные и успешно реализованные. Баллы, полученные нашими выпускниками на ЕГЭ, трансформировались во вступительные баллы, из 52 выпускников продолжили свое образование в высших учебных заведениях 49 человек, более 60% из них – на бюджетных местах. Несомненно, в этом большая заслуга самих ребят, их родителей, но и профессионального педагогического коллектива, учителей, успешно работающих в нашей школе. Успешность педагогического коллектива заложена еще первым директором Николаем Ивиным, память о котором мы храним в своем сердце. Более 20 лет отдано директорской работе Яковом Пшеничнером, ныне учителем технологии нашей школы, это благодаря и его стараниям в школе открылся вновь воссозданный музей 338-й стрелковой Неманской дивизии, одна из экспозиций которого посвящена Н.Ивину. В 2011-2012 учебном году наша школа стала участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», разработанного в соответствии с программой модернизации системы общего образования России и направленного на развитие инновационного потенциала школы, повышение профессионального уровня педагогических работников. Задача проекта – предоставить каждому педагогическому работнику неограниченный доступ к цифровым материалам по соответствующей учебной дисциплине или школьной инфраструктуре. Методическая составляющая инфраструктуры школы переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Для этого обеспечен доступ к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, используется личностно ориентированный подход к методической работе в школе, осуществляется моральная и материальная стимуляция учителей в их профессиональной и творческой деятельности. Участие учителей в работе научно-практических конференций, чтений, семинаров – это возможность соотнесения результативности своей работы с творчеством коллег, своеобразный экзамен на актуальность выбранного направления исследовательской и педагогической деятельности, самореализация личности педагога на основе непрерывного повышения квалификации. За прошлый учебный год учителя школы опубликовали более 10 статей в сборниках и на интернет-порталах. Школа сильна учителями, а учитель силен учениками. Лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Постоянная работа подавляющего большинства педагогов школы над самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений и совершенствование уровня профессиональной подготовки, привела к тому, что мы можем с гордостью говорить об успехах своих учеников: школьники стали победителями и призерами более чем в 30 мероприятиях окружного, городского и международного уровня. В прошлом учебном году учителя 1-х классов начали работать по реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Итоги, безусловно, подводить пока рано, но первые результаты уже есть: – разработаны образовательная программа 1-й ступени, рабочие программы по всем предметам; – существенно пересмотрены подходы к организации самого образовательного процесса – его ориентация на формирование личностных и метапредметных умений. Важной составляющей первого года введения стандарта стала работа по формированию ИКТ-компетентности младшего школьника. Это стало возможно благодаря поступлению в нашу школу современного оборудования: ноутбуков, смарт-досок и другой техники. Уже просматриваются первые результаты введения стандартов: изменился характер учебной деятельности учащихся, дети стали более самостоятельны в процессе познания; повысилась мотивация к учению. В свою очередь, у родителей повысилась заинтересованность в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться. Во многом помог электронный дневник – своего рода социально-образовательная среда, с помощью которой родитель при желании может связаться с учителем или другим родителем, создать группу для общения, посмотреть различные образовательные ресурсы. Это означает, что родители и учителя постепенно становятся коллегами в обучении и воспитании детей, могут соучаствовать в управлении школой. Это подвело нас к мысли о необходимости изменения формы родительских собраний – важно, чтобы из пассивных слушателей родители превратились в активных участников дискуссий. Вместе с тем остаются проблемы по введению стандартов начальной школы, которые необходимо решить через обеспечение организационно-методического сопровождения деятельности педагога в следующем учебном году: – традиционная пятибалльная система оценивания не дает возможности полностью и объективно оценить продвижение ребенка в процессе обучения; изменение системы оценивания при реализации ФГОС НОО – одна из основных задач образовательных учреждений; – препятствием в достижении планируемых стандартом результатов (личностных и метапредметных) стала сложность освоения педагогами технологий, основанных на системно-деятельностном подходе; – для некоторой части учителей остается проблемой использование в образовательном процессе учебного оборудования, да и в целом перестройка профессионального мышления педагогов идет очень непросто. В прошлом учебном году школа запустила проект по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг – на внебюджетной основе были открыты 2 группы по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника». Программа групп общего развития детей дошкольного возраста (так официально называется «Школа будущего первоклассника») была выстроена с учетом преемственности с принципами и содержанием обучения в 1-м классе. Дважды в неделю «гимназисты» в игровой форме знакомились с основами школьных наук, занимались ритмикой и психомоторным развитием, изучали английский язык. Результаты работы «Дошкольной гимназии» заметны уже сейчас – 1-е классы в 2012-2013 учебном году в целом более адаптированы и мотивированы к обучению в школе, чем в предыдущий год, меньше сложностей с организацией школьного быта и освоением новых правил и обязанностей. Изучив образовательные запросы обучающихся и их родителей, по решению педагогического коллектива школа расширяет спектр дополнительных платных образовательных услуг. С октября начнут работу курсы по русскому языку и математике различного уровня сложности. Важной составляющей успешности стала работа школы по сохранению здоровья наших детей, а также спортивно-массовая работа. В школе открыта секция мини-футбола. Команда девочек успешно выступила в городском турнире, заняв 1-е место. Сохранению здоровья способствует и летняя оздоровительная кампания: на базе школы летом 2012 года был открыт летний оздоровительный лагерь, который позволил организовать досуг 25 детей 1-5-х классов. Для воспитанников лагеря была разработана специальная программа, включающая большое количество познавательных, спортивно-оздоровительных и игровых мероприятий. Важная составляющая успешности школы – ее образовательная среда, которая должна быть насыщена событиями различной направленности, позволяющими реализовать себя каждому ученику и учителю. Именно развивающая образовательная среда создает гармоничное сочетание, взаимопроникновение учебной и воспитательной составляющей единого образовательного процесса. Основу такой образовательной среды составляют как традиционные школьные события – предметные недели, олимпиады, праздники, так и инновационные проекты. Таким проектом в прошлом году стала Первая общешкольная конференция проектных и исследовательских работ, в которой приняли участие все ученики (с 1-го по 11-й класс) и учителя нашей школы. Открытая и крайне актуальная проблема в настоящее время – формирование независимой экспертной оценки качества работы школы. Одной из форм такой оценки окружное управление образования рассматривает рейтингование. В качестве базы для построения рейтинга использованы контрольные индикаторы, которые позволяют рассмотреть работу образовательных учреждений с точки зрения результатов и управляемости процессов. По результатам рейтинга на август 2012 года наша школа находится в первой группе учреждений. Школа №283 живет и изменяется: новые задачи и цели, новое мультимедийное оборудование, новые подходы к образованию, освоение новых образовательных стандартов на основной ступени – вот то, над чем мы все вместе работаем, впереди – не менее, а может быть, более интересная работа по созданию школы больших возможностей для наших самых маленьких и самых важных жителей школьной страны. Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283
Комментарии