В нашей школе всегда уделяли большое внимание информатизации образования.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности сотрудники школы регулярно проходят курсы повышения квалификации. Учителя в своей педагогической практике активно используют виртуальные учебные и методические ресурсы, работающие в системе Moodle, а также созданные ими блоги и другие сервисы, различные элементы ИКТ, – интерактивные доски, цифровые микроскопы, графические планшеты, персональные компьютеры для работы учеников в классе, – идет работа в рамках внедрения общегородских решений для школ (электронный журнал и дневник, «облачная» бухгалтерия, электронная карта учащегося).Программа информатизации нашей школы – это программа развития единой образовательной среды, цель которой – повышение качества образования путем использования наиболее современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и в процессе организации работы школы. Начиная с 2013-2014 учебного года эту программу реализуют преимущественно в рамках проекта «Школа новых технологий». Осенью 2013 года наша школа приняла участие в первом этапе проекта «Школа новых технологий» и по результатам конкурсного отбора вошла в число 20 победителей. Школы-победители получили возможность первыми воспользоваться преимуществами городских информационных решений.Процесс участия в конкурсе состоял из нескольких этапов: Специалисты Департамента информационных технологий провели анализ объема, структуры и источника школьного сетевого трафика, то есть изучили то, как сотрудники и учащиеся школы работают в Интернете. Коллектив нашей школы прошел онлайн-тестирование, целью которого было определение уровня подготовки в сфере ИКТ. Пройдя в третий тур, проектная команда наших специалистов составила мотивационное письмо – документ, в котором был описан наш проект и видение школы новых технологий, другими словами – IT-аспект школы будущего. На четвертом этапе состоялась очная презентация IT-проекта; в состав комиссии, кроме сотрудников департаментов образования и информационных технологий, вошли представители компаний Microsoft, IBM, Cisco, МТС, «Мегафон», Google, Apple, этот этап имел технический характер для определения софинансирования проекта, поставок оборудования и работ, которые необходимо провести для его воплощения в жизнь.Нынешний этап проекта заключается в освоении оборудования и программного обеспечения, поставленного школе, а также внедрении нововведений в процесс обучения и управления образовательной организацией.Претворению наших идей в жизнь способствуют поддержка управляющего совета, имеющиеся кадровые ресурсы, партнерские связи с образовательными организациями, открывающие перспективные возможности для сотрудничества в области информационных технологий, а также гибкая система распределения стимулирующей части оплаты труда работников и возможность оказания платных дополнительных образовательных услуг.В мотивационном письме, которое было разработано проектной командой нашей школы и представлено на третьем этапе конкурса, мы изложили обновленное видение процесса информатизации школы и его перспективные направления. Среди элементов будущего единого информационного пространства школы были выделены: Качественная телекоммуникационная сеть, которая включает в себя обеспечение высокой скорости соединения при работе сотрудников в сети Интернет и обмене информацией между 8 зданиями, что актуально в условиях образовательного комплекса. Дистанционное образование для обучающихся нашей образовательной организации и других школ. На протяжении нескольких лет педагоги нашей школы создают и используют в обучении детей виртуальные курсы, с начала 2013-2014 учебного года в школе работает внутренний сервер, доступный в сети Интернет, с помощью которого наши педагоги ведут эту работу. Одна из важных задач процесса информатизации в нашей школе – развитие этого направления для обеспечения нужд учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также временно отсутствующих в школе детей, работы с одаренными учениками, оказания платных дополнительных образовательных услуг. Электронная библиотека и медиатека. Эта объемная работа предполагает интеграцию электронной карты учащегося и библиотечного учета, создание полноценного электронного читального зала, а также создание методической копилки электронных образовательных ресурсов школы для использования педагогами и учащимися в образовательном процессе. Система постоянного повышения квалификации в направлении ИКТ. В условиях стремительного развития информационных технологий и их активного внедрения в сферу образования особую важность приобретает постоянное повышение компетентности работников школы в этой области.Кроме этого в ходе создания и развития обновленной концепции информатизации нашего учреждения на первый план вышли три проекта, имеющие особую образовательную и воспитательную ценность.Первый проект – создание виртуального музея на базе действующего в нашей школе с 1974 года военно-исторического музея «Боевой путь 354-й Калинковичской стрелковой дивизии». Командиром дивизии был генерал Д.Ф.Алексеев, имя которого носит наше образовательное учреждение. Экспонаты и документы музея были собраны учащимися школы и переданы ветеранами дивизии из личных домашних архивов. Этот проект предполагает создание виртуальной экспозиции, чтобы можно было видеть объемные изображения экспонатов, знакомиться с текстовыми, графическими, аудио- и видеоматериалами; посещать виртуальные тематические экскурсии. Поскольку наша школа – школа с углубленным изучением английского языка (в качестве второго иностранного языка учащиеся имеют возможность выбрать немецкий, французский, китайский и японский, которые также преподают в нашей школе), в направлении развития будущего виртуального музея запланирована работа по созданию нескольких вариантов виртуального музея на иностранных языках. При этом особенную важность для нас имеет непосредственное участие в этой работе учеников школы, которые всегда активно поддерживали школьный музей и его деятельность.Реализация проекта позволит:- обеспечить доступ к экспозиции для всех интересующихся пользователей сети Интернет;- значительно расширить экспозицию;- сохранить экспонаты, которые приходят в состояние ветхости;- перевести на иностранные языки материалы и экскурсии музея;- активизировать проектную работу с учащимися по наполнению экспозиции музея, переводу ее в виртуальный формат и на иностранные языки;- предложить материалы музея носителям английского, французского, китайского, японского и немецкого языков;- создать условия для повышения качества обучения истории, иностранным языкам, развития патриотического аспекта воспитательной работы; условия для ознакомления с отечественной военной историей носителей иностранных языков; условия для активизации подготовки учащихся к военной службе.В настоящее время все оборудование и программное обеспечение, необходимое для создания виртуального музея, поставлено в школу, идет работа по подготовке его программной среды.Другой важный проект – создание качественных лингафонных кабинетов для использования при изучении иностранных языков. В настоящий момент в школе уже работают два полностью оснащенных кабинета. Оборудование педагоги школы осваивают и применяют для проведения уроков иностранного языка, в частности, для развития навыков устной речи, аудирования, а в особенности для подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена.Третий проект – создание цифровой лаборатории по биологии с применением практически всех основных ИКТ-элементов, используемых в учебном процессе. Ученики нашей школы – победители и призеры окружных и региональных туров Всероссийской олимпиады школьников, различных конкурсов. Цифровая лаборатория позволит сделать еще более увлекательным изучение флоры и фауны, анатомии, проводить проектные, исследовательские и лабораторные работы. В составе лаборатории: виртуальные курсы учителей биологии, интерактивная доска, документ-камера, цифровые микроскопы, учебное программное обеспечение, ученические ноутбуки, наборы цифровых датчиков по биологии и физиологии человека, позволяющие проводить измерения множества показателей как в помещении, так и вне школы. Учителя школы успешно осваивают поставленное оборудование и установленное программное обеспечение.Таким образом, наше участие в проекте «Школа новых технологий» дает нам новые возможности для развития информационной среды. Кроме индивидуальной части проекта школы «двадцатки» получили и общие бонусы. Благодаря победе в конкурсе ШНТ во всех восьми зданиях нашего образовательного комплекса скорость интернет-соединения был повышена до 100 мегабит в секунду. Это экономит время всех сотрудников и учащихся школы при работе в сети Интернет, в частности с учебными виртуальными курсами. Кроме этого школе был предоставлен доступ к системе АИС Веб-конференция Департамента информационных технологий, благодаря чему мы имеем возможность проводить совещания и собрания любого рода в режиме онлайн. Система также позволит проводить уроки в режиме онлайн и создавать записи уроков для их просмотра отсутствующими учащимися. В результате победы в конкурсе ШНТ уже с марта 2014 года всем сотрудникам нашего комплекса был предоставлен доступ к Системе дистанционного обучения Департамента информационных технологий. Система дает возможность в любое время бесплатно по индивидуально выбранной учебной программе пройти дистанционное обучение работе с компьютерными программами, государственными услугами и сервисами в сети, городскими порталами; улучшить базовые навыки работы в Интернете, а также проверить себя в интерактивных заданиях и тестах и при успешном прохождении обучения получить соответствующие сертификаты. Руководству комплекса был предоставлен доступ к городской системе видеонаблюдения и возможность резервного хранения информации на ресурсах ЦОД Департамента информационных технологий. Заявки о сотрудничестве, проведении отдельных совместных мероприятий для учащихся и педагогов школы (в школе состоялись уроки от МТС и «Мегафон», посвященные безопасной работе в Интернете), а также различные призы были предложены такими ведущими ИТ-компаниями, как Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), RU-CENTER, Google, МТС, CISCO, Мегафон, Apple, Polymedia, IBM, Microsoft. Отдельное интересное направление проекта ШНТ состоит в возможности посещать офисы известных компаний сферы ИТ, которая предоставлена нашим ученикам. Ученики нашей школы уже посетили офис компании Google, офис Федерального центра управления и мониторинга сети компании «Мегафон», а также инновационный центр «Сколково» (выставочный зал компании CISCO), побывали на экскурсии в Студии Артемия Лебедева.В 2014-2015 учебном году мы провели встречу с общественностью в форме демонстрационного семинара, чтобы представить свой опыт работы в области информатизации, и в том числе участия в проекте ШНТ. На эту встречу были приглашены советники глав районных управ и родители воспитанников дошкольных отделений. Мы продемонстрировали гостям работу с интерактивной доской, с цифровыми датчиками PASCO по биологии, с графическими планшетами, с цифровыми микроскопами, работу лингафонного кабинета и получили множество положительных отзывов.Среди задач, намеченных нами на будущее в направлении развития единой информационной среды школы: переход на максимально полный электронный документооборот; создание полноценной учебно-методической медиатеки для использования в учебном процессе и самообразовании педагогов, учеников и их родителей; внедрение технологии проведения уроков с использованием личных мобильных электронных устройств учащихся; применение систем опроса при работе с интерактивными досками; оптимизация информационного обмена в работе хозяйственно-административного аппарата школы средствами ИКТ; ориентация обучающихся на работу с имеющими образовательную ценность и педагогически оправданными ресурсами сети Интернет; распространение опыта работы школы в направлении информатизации. Все это поможет нам в формировании ИКТ-компетентной личности обучающегося, ведь каждому школьнику сегодня жизненно необходимо научиться применять свои знания, умения и навыки в стремительно меняющемся современном мире. Мы считаем принципиально важным информировать общественность о широких возможностях информационных и коммуникационных технологий в образовании.С.ЛИПСКИЙ, методист по информационным технологиям;Т.ЗАХАРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1353
Комментарии