Робототехника становится все более популярной и востребованной в современном мире, поэтому в Москве растет количество кружков и олимпиад, в которых увлеченные школьники могут попробовать себя. А с этого учебного года робототехника стала и отдельным профилем в рамках Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Некоторые школы города уже вводят занятия по робототехнике в качестве отдельных курсов и самостоятельных предметов. Кроме того, в столице действуют инженерные классы, где на уроках можно заниматься электроникой, моделированием, программированием, созданием технических проектов – все это с каждым годом становится все более привычным и доступным для московских школьников. Сергей МУСТАФИН, тренер Центра педагогического мастерства по подготовке к участию в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников, рассказал, как заинтересовать ребенка робототехникой, в каком возрасте лучше начинать заниматься предметом и как развивается это направление в столичных школах.
– Сергей Владимирович, насколько востребовано направление робототехники в Москве среди школьников?
– Инженерно-техническое направление сейчас очень популярно везде, и Москва не исключение, конечно. Оборудование и технологии позволяют школьникам заниматься довольно сложными вещами. Но нужно понимать, что робототехникой называют практически все технические занятия – от конструирования электроники до 3D-моделирования. Как мультипредметная область робототехника и правда включает в себя множество направлений.
– Где ребята могут заниматься: школы, кружки?
– Сейчас робототехника присутствует практически везде. Для ребят работает множество кружков как в школах, так и за их стенами. Некоторые образовательные учреждения вводят робототехнику как элективный курс или даже предмет.
– Как Москва поддерживает развитие робототехники среди детей?
– Московские школы неплохо оснащены, и это, безусловно, заслуга города. Например, помещения школ – участниц проекта «Инженерный класс» включают множество оборудования, благодаря которому ребята могут заниматься. В столице проводится большое количество олимпиад и конкурсов технической направленности. Кроме того, робототехника представлена и во Всероссийской олимпиаде школьников, там с этого года она представлена отдельным профилем в предметной области «Технология».
– С какого возраста ребенок может заниматься робототехникой? И с чего лучше начать?
– Сейчас разработаны методики и существует оборудование для безопасных занятий даже с младшими школьниками. Это здорово, когда уже в раннем возрасте ребята начинают знакомство с алгоритмами, базовыми основами конструирования, управления, учатся создавать простые автоматизированные устройства, узнают понятия физических терминов и величин. Все это закладывает фундамент для будущих успехов и более глубокого увлечения робототехникой.
– Кому подходит робототехника и нужны ли тут какие-то специальные знания?
– Как я уже говорил, робототехника – мультипредметная область. Работая в команде, участник может выполнять самые разные роли: заниматься электроникой, механикой, моделированием, программированием или дизайном устройства. Безусловно, знания нужны и важны, но, как и в любой области, начать можно с желания. Если у ребенка есть интерес, все остальное приложится.
– Как пробудить в ребенке этот интерес?
– Как раз с тем, чтобы мотивировать ребенка на начальном этапе, у робототехники проблем нет. Нас окружают технологии, и школьник испытывает естественный интерес к роботам, потому что они буквально повсюду. Безусловно, потом оказывается, что создание собственного устройства подразумевает большой труд и вовлеченность, и тут не все готовы идти до конца. Но такая ситуация может сложиться абсолютно в любой области: каждый мальчишка играет во дворе в футбол, но профессионалами становятся далеко не все. Конечно, хочется надеяться, что занятия, которые ребенок посетил, внесли вклад в формирование его личности, кругозора, знаний или даже, возможно, повлияли на выбор профессии.
– В каких соревнованиях могут участвовать школьники, увлекающиеся робототехникой?
– Существует огромное количество соревнований от городского до мирового уровня. RoboCup, WRO, Eurobot, FLL (First Lego League) – все это международные соревнования, объединяющие тысячи школьников по всему миру. У нас также проводится много собственных состязаний: Московская и Всероссийская олимпиады, Турнир двух столиц, олимпиада ЦПМ и другие. Ребята делают ездящих, летающих, плавающих, ходящих роботов, беспилотные автомобили, спортивных роботов, роботов-спасателей. И отдельно хочется отметить проекты, которые создают целые команды школьников-энтузиастов.
– Как вы видите развитие этого направления через несколько лет?
– В последнее время наблюдается лавинообразное заполнение робототехникой всего вокруг. Случается, что это приводит к нехватке кадров. Ведь учителя не всегда успевают повышать свою квалификацию с такой же скоростью, с какой происходит развитие технологий. Очень хочется, чтобы после резкого роста стала появляться более четкая структура, которая позволила бы учителям и ученикам понять, что именно и в какой момент они могут изучать, к чему это приведет. Вузы должны активнее заниматься робототехникой и задавать направление школьникам, чтобы выпускники четко понимали, куда они могут пойти работать, что они станут востребованными инженерами.
– Что дают школьнику занятия робототехникой в перспективе?
– В старшей школе зачастую ребята уже определяются, что в рамках робототехники им интереснее: программирование, электроника, моделирование и так далее. Многие вузы устраивают свои технические олимпиады. Например, есть Московская предпрофессиональная олимпиада, где участники проявляют себя и в дальнейшем идут учиться на соответствующее направление. Уже сейчас, занимаясь достаточно, школьник обладает компетенциями, которые 10‑15 лет назад казались недостижимыми. Речь идет о 3D-моделировании, программировании контроллеров, владении 3D-принтером и другими ЧПУ-станками, то есть с числовым программным управлением.
Говоря о перспективах развития, важно отметить, что в этом учебном году в самой престижной олимпиаде страны – Всероссийской олимпиаде школьников – будет выделен отдельный профиль «Робототехника» в рамках предметной области «Технология». Это позволит многим ребятам, имея диплом победителя или призера заключительного этапа соревнования, получать преференции при поступлении в вузы.
Ксения САТАРОВА
Комментарии