search
main
0

Наша новая школа. Успех в союзе ученика и педагога

Александр Иванов, заведующий кафедрой социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института: В последнее время отмечается возросший интерес со стороны государства и общества к вопросам, связанным с созданием благоприятных условий для полноценного развития детей, воспитания их свободными, самостоятельными и ответственными членами общества. При сохранении ценности исходных идей сложившейся и действующей сегодня школы, сохраняя ее значимость, встала необходимость новой идеи, отвечающей современным требованиям и определяющей лицо Новой школы на федеральном уровне. Поэтому важными ориентирами в процессе работы по созданию Новой школы становятся основные положения о детско-взрослой образовательной общности в современных условиях.

Успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, его индивидуально-социальной активности в процессе социализации обусловлены потребностями общества в становлении социальной системы государства, развитием демократических форм управления в образовательном учреждении, переходом от заданиевой к задачной модели управления, появлением в школах новых специалистов (социальный педагог по работе с семьей, социальный педагог-аниматор, тьютор и так далее), а также культурно-образовательной средой школы.

Актуальность этой проблемы обусловлена также противоречиями, которые возникают вследствие сохранения патерналистской модели управления в образовательных учреждениях, непонимания родителями своего предназначения в воспитании ребенка, сохранения корпуса педагогов, ориентированного на старую парадигму образования, недостаточного уровня их профессиональной культуры. Изменения, направленные на создание Новой школы, соответствующей новым социально-экономическим и социально-политическим запросам общества, требуют изменения отношений, сложившихся между основными субъектами образовательного процесса – педагогами, детьми и их родителями, развития детско-взрослой общности образовательного учреждения.

Детско-взрослая общность – это объединение субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка.

Научно-методологической основой исследования феномена детско-взрослой общности образовательного учреждения стала концепция событийности Виктора Слободчикова, в которой событийная общность рассматривается как социальная организованность, возникающая через личные смыслы и энергетику совместности в совместное деяние. Социальное бытие наполняет переживанием индивидуальное существование, поскольку обособленно в индивидуальном самосознании и индивидуальном действовании переживание не существует.

Содержательной основой, на которой происходит становление детско-взрослой общности, признается культурно-образовательная среда учреждения.

Культурно-образовательная среда школы понимается нами как пространство взаимодействия ее субъектов по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно-практических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Культурно-образовательная среда школы не только важный источник культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферы внутришкольных общностей, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный климат (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума. С одной стороны, это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (то есть субкультура ребенка), с другой – это сфера педагогических влияний, то есть создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка.

Культурно-образовательная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе, и учитывает интересы, потребности школьников и их родителей.

Ценностные ориентации учителей как руководителей и инициаторов развития учебно-воспитательного процесса определяют направленность культурной среды. Ценностный компонент культурной среды аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа КС ОУ), взаимодействующие друг с другом, сущностно представленные на других уровнях во всех последующих компонентах.

Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализации, самореабилитации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родителей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурно-образовательной среде, выраженной психологическими, социальными и материальными условиями.

Социально-педагогическая поддержка – важнейший компонент среды, ориентированный на оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия генетически заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.

Инновационный компонент культурно-образовательной среды школы характеризуется стремлением к новшеству субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений. Со временем педагогические новшества (в воспитании, обучении, управлении) перестают восприниматься педагогическим сообществом как новое и превращаются в школьные традиции (уклад жизни школы).

Культурно-образовательная среда образовательного учреждения – это уклад жизнедеятельности, характеризующийся особыми традициями. Они создаются педагогами, школьниками и их родителями в совместной деятельности. Школьные традиции должны рассматриваться как сложившиеся особенности учебно-воспитательного процесса; совокупность норм и правил жизнедеятельности ее субъектов; эстетика объектов школы, в том числе территории пришкольного участка, одежды педагогов и школьников; с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей (творческих организаций, познавательных сообществ, проектных, научно-исследовательских и методических объединений, студий, кружков, секций).

Если новые идеи приняты, среда приобретает новые качества и реализуется с помощью функциональных компонентов: информационного (разнообразие, вариативность учебного материала, многообразные дополнительные источники информации), мировоззренческого (духовно-нравственная атмосфера школы, эстетическое окружение, педагогический этикет), коммуникативного (гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, основанные на взаимном интересе, уважении, договоре), интерактивного (сотрудничество, сотворчество, определяющие успешность интерактивных связей), обеспечивающих способы распространения базовых смыслов и ценностей в культурной среде школы.

Идеи и ценности через базовые и функциональные компоненты воплощаются в предметно-практических компонентах: организационно-управленческом (демократическое управление, самоуправление), материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт здания), знаково-символическом (атрибуты, символы, школьная форма, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреждения), психолого-педагогическом (психолого-педагогическая служба школы, социально-педагогическое и психологическое консультирование, проведение психологических тренингов).

Таким образом, культурно-образовательная среда школы – основа формирования и развития детско-взрослых общностей. Компоненты этих общностей и их содержательное наполнение изменяются в зависимости от особенностей культурно-образовательной среды школы и социокультурной среды, что дает возможность для определения основных моделей детско-взрослых общностей.

В Москве создана инновационная сеть образовательных учреждений в рамках проекта «Школа будущего», реализующих идеи развития детско-взрослых общностей. Это ЦО №686 «Класс-центр», гимназии №№1314, 1504 и другие, однако разработанные модели этих школ не могут быть механически перенесены в массовую практику ОУ в силу их эксклюзивности. Необходимо разработать содержание, технологии, определить условия, способствующие развитию детско-взрослых общностей в практике массовых московских школ, выявить критерии и показатели определения уровней их сформированности.

Все сказанное стало основой для разработки в МГПИ исследовательского проекта «Инновационные технологии развития детско-взрослых общностей в культурно-образовательной среде школы». Проект направлен на создание действующих моделей детско-взрослых общностей в условиях культурно-образовательной среды школы средствами образования и позволит сформировать в школах культурно-образовательную среду и создать детско-взрослые общности, которые должны реально помочь детям в успешном развитии и саморазвитии, формировании индивидуально-социальной активности в процессе социализации.

На первом этапе необходимо изучить состояние практики массовых школ Москвы по этому вопросу, провести анализ действующих моделей детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ и дать им сравнительную психолого-педагогическую оценку, выявить их проблемы и трудности; разработать и внедрить систему информационной поддержки развития ДВО, КОС школ (создание городского ресурсного центра, научно-исследовательской лаборатории, окружных координационных центров по заявленным проблемам); разработать научно-методическое обеспечение становления и развития детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ (учебно-методические, научно-методические пособия); образовательные программы ДПО, способствующие развитию педагогического профессионализма, интерактивные программы всеобуча для родительских активов с целью развития педагогической культуры родителей.

На втором этапе предполагается внедрение в процесс обучения педвузов дисциплин специализации, дисциплин по выбору и факультативов по этой теме; осуществить подготовку учителей, специалистов и руководителей школ к работе по социально-педагогической поддержке и развитию детско-взрослых общностей в условиях культурно-образовательной среды экспериментальных школ, обеспечить реализацию обучающих и консультационных программ по работе с родителями; провести ключевые мероприятия для школьников («Ярмарка социально-образовательных идей и проектов», «Школоград» и так далее).

Задачи третьего этапа – апробация фундаментальных положений и технологий развития системы социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях, детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ в инновационной сети и массовой школе, наладить сетевое информационное взаимодействие образовательных учреждений и ресурсного центра.

На четвертом этапе предполагается провести анализ и обобщение фундаментальных и прикладных аспектов развития системы социально-педагогической поддержки в ОУ, моделей детско-взрослых общностей, культурно-образовательной среды школ в инновационной сети и массовой школе, обосновать их эффективность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте