Для организации проектной деятельности учеников можно использовать создание газеты класса. Идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания – это и проектирование, и воплощение проекта. Более того, это дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление. Работа в газете прививает любовь к интеллектуальному труду, активизирует творческие способности детей, развивает умение сотрудничать, создаёт ситуацию успешности.
Рассмотрим основные этапы создания проекта в виде классной стенгазеты.
Этап 1. Погружение в проект.
Цель этапа – подготовка учащихся к созданию газеты.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для создания стенгазеты.
Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Обучающиеся вживаются в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.
Этап 2. Планирование деятельности.
Цель этапа – пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи: определить жанры, рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей между членами группы (групп).
На втором этапе после определения темы газеты необходимо разработать модель газеты. Это система рубрик, форма газеты, элементы оформления.
Важно правильно распределить роли учеников. В начальных классах главным редактором должен быть учитель. Для создания газеты могут потребоваться корреспонденты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры. Это будет зависеть от модели газеты.
Этап 3. Реализация плана.
Цель – поиск материала для стенгазеты.
Задачи: самостоятельная работа учеников по своим индивидуальным/ групповым задачам проекта, обсуждение полученных данных в группах, на консультациях.
На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал. Ученики выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем
Этап 4. Оформление стенгазеты.
Цель – оформление стенгазеты.
Задачи: структурирование полученной информации.
Этап 5. Презентация результатов.
Цель – демонстрация стенгазеты.
Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.
Деятельность обучающихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.
Деятельность обучающихся: оценивают деятельность и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа.
Мы начинаем создавать коллективный проект «Наша классная газета» в первом классе. Первоначальной его целью является накопление радостного, положительного опыта ребят с целью адаптации к школьному обучению, своеобразная «копилка» радости. Во втором классе мы формулируем следующие цели классной газеты: освещение интересных событий из жизни класса, рассказ об увлечениях учеников, обучение первоначальным умениям выпуска газеты и деятельности журналиста. Готовясь к выпуску газеты, дети знакомятся с поэтическими произведениями, традициями своей семьи, закрепляют учебный материал, развивают творческие способности, воображение. Газета помещается в уголке класса.
Мне, классному руководителю, конечно, приходится учить ребят работать над созданием газеты. Вместе мы придумываем её название, оформление. Вместе с редактором сидим за компьютером и набираем текст. Под моим руководством ребята пишут в газету статьи о мероприятиях, которые организовали и провели самостоятельно, делятся мнениями о проведённых классных делах.
Очень запомнился процесс создания нашей первой классной газеты. Я написала статью, в которой поделилась впечатлениями о своих новых учениках. Ребята рассказали о том, что им понравилось в школе.
Дети очень любят своих домашних питомцев. Мы выпустили газету, в которой ученики рассказали о том, как они заботятся о братьях наших меньших.
К международному Женскому дню был объявлен конкурс на лучшее сочинение о бабушке. Получились очень добрые рассказы. Мы объединили их в газету «При солнышке светло, при бабушке тепло».
Газета – это ещё и своеобразный отчёт перед родителями о работе с классом, в ней даётся информация об особенностях детей этого возраста. В газете помещаются анкеты для родителей. Регулярно родители пишут заметки для газеты или пожелания детям.
К году 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мы решили выпустить газету «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны». На родительском собрании один из вопросов был посвящён процессу формирования нравственных качеств в детях: чувства сыновнего (дочернего) долга, чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к другим людям, чувства патриотизма и гражданственности, любви и уважения к своей семье, своему роду, к своей стране. Современная жизнь не сильно способствует интересу ребёнка к истории страны и народа. Поэтому родителям было предложено поделиться с детьми своими знаниями о родственниках, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, трудились в тылу на благо Победы.
Затем мы подвели итоги работы. Каждый ученик материалы своего выступления передал художникам-оформителям. В результате получилась газета, которую потом показывали родителям и другим детям.
Надеюсь, что данный материал сможет оказать кому-то методическую помощь. Мне классная газета даёт возможность эмоционального общения и совместной деятельности с детьми, формирования доверительных отношений с ними, понимания их интересов и увлечений.
Елена Романова, учитель средней школы села Рощинский Республики Башкортостан, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».
В прикрепленных файлах – примеры классных газет.
Комментарии