Сегодня всем очевидно, что одно из наиболее выраженных противоречий современного воспитания – наличие осознаваемой на социально-педагогическом уровне потребности объединения усилий семьи и учреждений системы образования в создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка, а с другой стороны, неготовность как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности. Создание и внедрение в систему дошкольного образования новой инклюзивной модели «Семейный детский сад» призвано не только устранить это противоречие, но и дополнить, развить вариативную систему дошкольного образования.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи, постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. В настоящее время в связи с изменением нравственно-ценностных ориентиров в развитии общества назрела необходимость приоритета нравственного воспитания дошкольников. Я убеждена, что главная задача семейного воспитания – духовно-нравственное воспитание. Отмечу, что духовно-нравственное воспитание – процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, становящемуся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
Для формирования активной личности гражданина – патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира нужны особые подходы. В работе нашего семейного детского сада мы используем различные средства, направленные на улучшение нравственного воспитания детей. Особое место здесь занимают традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям детей позволяют говорить об эффективности использования в нравственном воспитании дошкольников устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базовые представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания – пища для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, в худшем – в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим. Избежать этого, на мой взгляд, помогает мощный, многогранный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Итак, главной задачей семейного детского сада мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Я думаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей в нашем семейном детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Очень важно для воспитания детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это и святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это и великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Все они высокий нравственный пример для наших детей.
Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, мы включаем его в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную).
Очень важен раздел по развитию речи. Развитие речи есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям – сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Но мне кажется, что особенность русских народных игр, а может быть, любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Как уже говорилось ранее, народный праздник именно такая большая, яркая и глубоко содержательная игра. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Такая периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения рождественских святок. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, а на занятиях по изодеятельности, конструированию готовят рождественские подарки. В Сочельник накануне Рождества мы устраиваем посиделки с нашими детьми и гостями. Заранее готовим сочиво – традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается сочива по чайной ложечке, но впечатление у детей остается. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это всегда было традицией на Руси.
На рождественском празднике мы объединяем несколько семей, дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы и создают настоящее праздничное настроение. Заранее вместе с детьми мы изготавливаем рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра – колядование, когда дети поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки, сделанные своими руками. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень органично для психики детей, они – от ясельных малышей до самых старших – с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем на праздник детей разного возраста. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то – лучший танцор и первый выходит в пляске, кто-то – первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка даже нет ярко выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже самых рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит для себя необходимую возможность самовыражения.
Народные обычаи и традиции занимают особое место в числе постоянно действующих факторов, влияющих на формирование личности. Они аккумулируют богатый нравственный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры, становятся важнейшими компонентами окружающей социально-экономической среды. Однако напомню, что успех в воспитании свободной личности зависит от той исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого человека. Мы убеждены: всем, кто занимается с детьми, необходимо помнить, что цель воспитания детей дошкольного возраста – воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого СЧАСТЛИВОГО ребенка.
Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Но вырастить такого ребенка можно только при условии воспитания в нем истинного патриотического чувства и его вхождения в духовно-нравственную традицию своего народа.
С.МЕШКОВА, воспитатель структурного подразделения «Семейный детский сад» детского сада компенсирующего вида №4
Комментарии