С 1 июля 2011 года наша школа включилась в пилотный проект по развитию общего образования.
В 2011 году для реализации «пилота» нашей школе выделены дополнительно 1438 тыс. рублей.Обсуждая в коллективе вопрос о целесообразности сохранения действующей системы финансирования, мы пришли к выводу, что главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности, которая проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы. Программа изменений в школе направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствовала бы разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности. Недостатки действующей системы оплаты труда в соответствии с ЕТС очевидны. Существует реальное экономическое стимулирование перегрузки детей, учитель старается вести как можно больше часов, что отражается на качестве преподавания. В дискриминационном положении находятся учителя начальных классов. Как правило, они имеют больший объем внеклассной и воспитательной работы, чем учителя-предметники, но на деле их работа тарифицируется на 10% ниже. Фактически не оплачивается вся внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями. Несправедливо утверждение некоторых экспертов о том, что в почасовой оплате труда учителей уже содержится тот педагогический труд, который связан с работой учителя с родителями, участием в работе методических объединений, использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения. Опрос педагогического коллектива школы позволил составить длинный список видов педагогической работы, прежде никогда не оплачивавшихся, хотя все это дополнительный важный труд, который должен отдельно оплачиваться.Исходя из анализа сложившейся ситуации в школе, мы понимаем, что одним из самых трудных моментов в разработке НСОТ будет распределение стимулирующего фонда. Для того чтобы избежать возможных социальных трений в коллективе, необходимо при переходе на НСОТ обеспечить прозрачность всех индикаторов, полную открытость процедур начисления баллов, возможность в любой момент с ними ознакомиться, коллегиальность всех решений. Для этого уже два года назад в школе была создана комиссия контроля качества (ККК), в состав которой вошли заместители директора, председатели методических объединений, наиболее авторитетные и уважаемые в коллективе педагоги, психологи. Члены ККК разработали Положение о мониторинге, предназначенное для обеспечения прозрачности и открытости НСОТ, опросник и провели мониторинг общественного мнения работников школы в отношении НСОТ, проанализировали предварительное рейтингование методических объединений, учителей-предметиков, классных руководителей на основании критериев рейтинговой таблицы за 2008-2009, 2009-2010 учебные годы.Общественная экспертиза стала мощным стимулом для педагога, она предоставляет ему шанс увидеть свои недостатки и достоинства, оценить их, сделать прогноз на будущее. Результаты предварительного рейтингования легли в основу работы образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности педагогов, формулированию тем самообразования, планированию деятельности педагога по мотивированию детей на успешное усвоение предмета, мы использовали их также при распределении премиального фонда по итогам финансового года. Традиционно повышение уровня заработной платы учителя мы рассматривали в большей степени с точки зрения повышения его социального статуса. Все эти наработки могут быть использованы в работе управляющего совета.Мы понимаем, что без кардинального изменения подходов к системе оплаты труда в отрасли невозможно поднять эффективность использования бюджетных средств, повысить качество образования и статус учителя. В этих условиях принципиально меняются роль и система деятельности управляющего совета школы. В связи с внедрением НСОТ функции управляющего совета расширены, и прежде всего по вопросам финансово-экономической деятельности: это и согласование финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе и в части расходования внебюджетных средств, привлечению которых он будет содействовать, и обеспечение прозрачности деятельности школы, и, конечно же, участие в решении вопросов стимулирования педагогов по результатам их труда.Таким образом, при ответе на вопросы своих коллег и оппонентов: «Зачем вам это нужно?» я отвечаю: нужно и жду с нетерпением, когда мы, коллектив единомышленников школы №467, увидим первые результаты!Светлана МАКИНА, директор школы №467
Комментарии