Тема образовательного комплекса для нашей школы не нова, так как много лет работает в двух зданиях и с тех пор обучает более тысячи учащихся.
На сегодняшний день в школе 1324 ученика, о востребованности нашей школы говорит тот факт, что ежегодно мы открываем 4-5 первых классов, а это 100-125 учеников. Образовательную программу «Будущий первоклассник» осваивают 105 юных жителей Юго-Восточного округа. Развитие мотивации и индивидуальной одаренности каждого ребенка возможно в масштабах крупного образовательного учреждения путем формирования мотивирующей образовательной среды, предоставляющей возможности для удовлетворения максимального количества разнообразных образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными склонностями ребенка. Мотивирующая образовательная среда формируется под воздействием двух основных факторов: структуры учреждения и содержания образования при наличии необходимых ресурсов.На сегодняшний день структура нашего образовательного учреждения такова: школа размещается в двух зданиях, в одном – начальная школа (1-4-е классы) и младшая средняя школа (5-7-е классы), во втором – средняя профильная школа (8-9-е классы) и старшая профильная школа (10-11-е классы). На начальном уровне начиная с первого класса наши школьники обучаются по предметам и при кабинетной системе. В этом есть определенные резоны и преимущества, которые мы для себя давно определили, в частности, это ранняя социализация детей и развитие их коммуникативных способностей, стимулирование и профессиональный рост педагогов, возможность раннего предъявления детей максимальному количеству учителей, что позволяет определить траекторию их развития. Младшая и средняя школа решают основные вопросы качественного базового образования и позволяют выделить компоненты предпрофильной подготовки соответственно и подготовки к дальнейшему обучению по профилям. Для 8-9-х классов обучение идет по мягкому профилю, 10-11-е классы обучаются по пяти профилям. В связи с реорганизацией и серьезным изменением контингента обучающихся, которые к нам приходят, весьма вероятно открытие еще одного профиля, видимо, это будет универсальный профиль, который охватит тех учащихся, которые не могут на уровне 8-го и даже 10-го класса определить, что они хотят от жизни и как будут дальше действовать. Универсальный профиль будет готовить их прежде всего для качественного прохождения государственной итоговой аттестации, которая станет стартом для их успешной карьеры. То есть профильными предметами для них будут русский язык, математика и иностранный язык.Что касается содержания образования, то и идея создания школы для всех, соответствующей максимальному количеству запросов социума и предоставляющей максимальные возможности для удовлетворения самых разнообразных образовательных запросов московских семей, для нашего образовательного учреждения не нова. Если заглянуть в историю, мы увидим, что в конце 1970-х годов школа №654 участвует в движении «Образцовому городу – образцовую школу», одной из первых в Москве получает это звание, награждается Почетным знаменем и затем в течение многих лет признается образцовой школой Москвы. С начала 1980-х годов коллектив школы активно работает над созданием концепции Школы будущего, сотрудничает с лабораторией педагогического прогнозирования НИИ общих проблем образования и воспитания АПН СССР по проблемам развития новых типов общеобразовательной школы, с лабораторией Ю.Бабанского по изучению и внедрению в практику школы концепции оптимизации учебно-воспитательного процесса. В 1985 году школа получает статус лаборатории по обобщению и внедрению передового педагогического опыта. На протяжении всего этого времени мы не вели никакого специального отбора детей, нашими учениками в основном были дети из рабочего района Текстильщики.Чем же привлекает москвичей наша школа? Во-первых, высокой результативностью обучения. Второй год наше образовательное учреждение участвует в пилотном проекте по внедрению ФГОС. Сегодня пилотным проектом охвачены 1, 2 и 5-е классы, а это 342 ученика и более 30 педагогов. Учебный план средних классов обеспечивает создание системы подготовки к дальнейшему обучению в классах с углубленным изучением отдельных предметов, которое начинается с 8-го класса. Обучение идет по пяти направлениям: биолого-химическое, филологическое, экономическое, физико-математическое, информационно-технологическое. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжения образования. Специальное образование в нашей школе – это факультативы и спецкурсы, поддерживающие интерес и мотивацию школьников в выбранном направлении. Их ведут как педагоги нашей школы, так и привлеченные специалисты – преподаватели вузов. Для подготовки ребят к олимпиадам мы часто привлекаем и преподавателей вузов, и наших выпускников – студентов МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, которые ведут у нас небольшие курсы. Наши ученики ежегодно активно участвуют в олимпиадном движении. В 2011-2012 учебном году мы подготовили призеров заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников по литературе, русскому языку и экономике. Несколько десятков наших учащихся заняли различные места в городском этапе всероссийских олимпиад школьников по биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, мировой художественной культуре, русскому языку, физике, химии, обществознанию, экономике, более сотни стали победителями и призерами окружного этапа.Любопытная форма работы, которую мы используем в нашей школе, – это класс-проекты. Класс-проект – мероприятие с непосредственным участием каждого ученика класса, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. В класс-проекте ребенок – активный соавтор какого-либо дела, он обладает правами и обязанностями наравне со взрослыми, что приводит к самореализации ребенка, повышению его значимости как среди одноклассников, так и родителей и учителей. Проекты бывают разными, например, связанными с интеллектуальной деятельностью, с общественными движениями. Главным в класс-проекте мы считаем то, что рядом с ребенком находится взрослый (классный руководитель, учитель-предметник, родитель, педагог дополнительного образования), который помогает ему задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, выбрать интересующий вид деятельности, спланировать свои поступки в дальнейшем. Именно это превращает класс-проект в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности, что способствует сплочению детей внутри своего класса, активному участию школьников в жизни всей школы, в ее самоуправлении. Наша школа участвует в международных проектах. В 2009 году школа начала работу в международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и получила статус «Школа ЮНЕСКО», она взаимодействует с другими школами, участвует в различных всероссийских и международных инициативах. Второй год мы участвуем в сетевой интернет-игре «Наше достояние», которая посвящена объектам Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Крупной инициативой нашей школы стал Всероссийский конкурс социальной рекламы экологической тематики «ЭкоШот», в котором приняли участие школьники 14 российских регионов, Украины и Черногории (51 видеоролик и 18 сценариев).Независимая оценка знаний наших учеников подтверждает высокий уровень преподавания. В 2012 году 10 выпускников центра получили на ЕГЭ 100 баллов по таким предметам, как информатика, физика, химия, русский язык, география, литература, биология. Статистика говорит, что выпускники нашего образовательного учреждения показывают на ЕГЭ результаты на 15-25% выше, чем в среднем по стране. Результаты ГИА: пятерки получили 60% сдававших английский язык, 79% – информатику, 58% – математику, 67% – русский язык, 69% – физику, 86% – химию.В 2011 году ЦО №654 был награжден дипломом II степени, в 2012 году – дипломом I степени лауреата гранта мэра Москвы в сфере образования.Все эти результаты стали возможны благодаря особому укладу, существующему в нашей школе. Демократизация отношений между всеми участниками процесса – отрицание авторитаризма, отсутствие принуждения, свобода выбора – способствует совместной деятельности в целях личностного развития наших учеников: формирования гражданско-патриотического сознания и нравственной позиции; развития познавательных интересов и творческой активности; подготовки учащихся к жизни в сложных условиях современной действительности путем развития ключевых компетенций – способности и готовности к решению проблем, конструктивной коммуникации и сотрудничеству. В нашем образовательном учреждении разработаны программы дополнительного образования различных направленностей: социально-педагогической, научно-технической, художественно-эстетической, культурологической, физкультурно-спортивной, естественно-научной, военно-патриотической. Основная цель дополнительного образования – создание условий для повышения качества основного образования и реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся во внеурочное время. Кружки, спецкурсы и факультативы ведут как учителя центра, так и преподаватели московских вузов: МГУ, МИФИ, МАТИ, Ветеринарной академии. Задачи дополнительного образования – предоставление каждому ребенку максимально возможного спектра областей, в которых он может быть успешен.Таким образом, наше образовательное учреждение обладает ресурсами, которые позволяют удовлетворять современные образовательные потребности в значительных объемах, и мы готовы предоставлять образовательные услуги существенно большему количеству московских семей. Однако площади нашего образовательного учреждения, расположенного на сегодняшний день в двух зданиях (1967 и 1987 годов постройки), не позволяют в дальнейшем увеличивать контингент обучающихся. Именно эту проблему позволит решить реорганизация – присоединение малокомплектной средней школы, расположенной в нашем микрорайоне. В наших планах размещение комплекса в трех зданиях с увеличением количества учащихся до 1600 человек. Все у нас компактно, все здания находятся в пределах 500-метровой зоны доступности, поэтому мы полагаем, что будет целесообразно ввести всю начальную школу в одно здание, среднюю непрофильную – в другое, а старшую профильную школу – в третье. Дальнейшая реорганизация с включением в состав образовательного комплекса дошкольных образовательных учреждений микрорайона позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию для детей начиная с трех- и четырехлетнего возраста, количество обучающихся при этом составит более чем 3000 человек. Тем самым станет возможной реализация миссии нашего образовательного учреждения – предоставление возможности получения качественного базового и профильного образования, включающего навыки компетентностного уровня, в соответствии с потребностями московских семей и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Стратегия развития будущего образовательного комплекса направлена на повышение качества социума в микрорайоне (районе, округе) на основе создания развивающей среды, предоставляющей возможности для удовлетворения максимального количества разнообразных образовательных потребностей.Сергей ВИДЯКИН, директор Центра образования №654 имени А.Д.Фридмана
Комментарии