Высокий уровень школьного образования стал одним из важнейших условий научно-технического прогресса и развития производства. Своевременность изменения содержания школьного образования обосновывается ускорением темпов развития общества, небывалым расширением информационной среды, возможностью получить практически любую информацию, когда от человека требуется не столько знать и запомнить, сколько уметь найти, отобрать нужную, усвоить, интерпретировать и использовать ее как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач.
По утверждению некоторых исследователей, современный период развития образования характеризуется тем, что традиционная (знаниевая) образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию. Известно, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, отличающиеся мобильностью люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия. В связи с этим в настоящее время решается целый комплекс вопросов разработки содержания образования в профильной школе, создания соответствующих образовательных стандартов, подготовки учебников. С каждым днем все новые и новые требования предъявляет к человеку жизнь, поэтому процессы обновления содержания образования, а значит и программ, стали объективной необходимостью. Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одно из таких изменений – требование к реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения, то есть от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.День учителяНе важно, сколько лет ты проработал в школе,Украшен сединой иль молодой пока…Но замирает сердце поневолеПри громком звуке школьного звонка!Твой первый выпуск, и второй, и третий,Собранья, турпоходы, «огоньки»…Летели дни, года, десятилетья…А между ними все звонки, звонки, звонки…Придут выпускники, ты их с трудом узнаешь,Расспросишь про житье, работу и детей.И вслед им с благодарностью вздыхаешьЗа то, что помнят про своих учителей!Звенят звонки, уроки, словно птицы,Летят, их заново уже не повторить.Журнала заполняются страницы,А в мыслях лишь одно: успеть и не забыть…Приходят молодые к нам на смену -Энтузиазм в глазах, с компьютером на «ты»…Им пожелать хотелось непременно -Осуществления заветнейшей мечты!Да, горек хлеб учителя, и все жеНе будем в праздник мы печалиться, тужить,Доверие детей нам всех наград дороже…Звенят звонки, а значит – будем жить!Галина НИКОНОВА, заместитель директора по УВР 1-й ступени, учитель географии школы №1378, почетный работник общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладывают отчетливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет знать и уметь после окончания школы. Поскольку такой подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума, он гуманитарен в своей основе. Цель гуманитарного образования, как известно, не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формированию гуманистических ценностей. В школе №763 Лосиноостровского района созданы все условия для внедрения ФГОС начальной и основной школы, школа участника пилотного проекта. Коллектив школы активно включился в данную работу.В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию. Все перечисленные положения с успехом реализует наш коллектив. Своевременное повышение квалификации на базе Московского института открытого образования, окружного учебно-методического центра, московских педагогических университетов, а также наличие в школе современного высокотехнологичного оборудования позволяют учителям успешно осваивать современные педагогические технологии и разрабатывать высокопрофессиональные и результативные уроки. Результатом внедрения таких инновационных педагогических технологий, как проектная деятельность, системно-деятельностный подход, технологии развития критического мышления и другие, стало стабильно высокое качество обучения, подтвержденное независимыми оценками мониторинговых исследований МЦКО и ОУМЦ СВАО, оценками ГИА, баллами ЕГЭ. Ученики школы регулярно становятся победителями и призерами различных интеллектуальных и творческих конкурсов.Проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. При этом особую актуальность приобретают занятия физической культурой. Современный, укомплектованный всем необходимым инвентарем спортивный зал, а также зал хореографии позволяют учителям физкультуры нашей школы проводить интересные для детей уроки и кружковые занятия через развитую сеть дополнительного образования. В настоящее время школьники, получая общее образование и дополнительное интеллектуальное развитие через средства массовой информации, тем не менее не проходят в школьный период необходимой (технологической) трудовой подготовки и жизненной социализации. Технологическая подготовка учащихся позволяет развить их политехнический кругозор, способность ориентироваться в современных технологиях производства, сервиса, информационных взаимодействий и коммуникаций. Именно здесь, как ни в одном другом учебном предмете, школьники смогут научиться разбираться в конструкциях и принципах действия средств труда, овладеть основами управления распространенными технологическими машинами, приборами, аппаратами и механизмами, сформировать практические умения и навыки познавательно-трудовой, созидательной и преобразующей деятельности, усвоить прикладные элементы экономических и экологических знаний, освоить азы предпринимательства и проектирования.Содержание образования по технологии и трудовому обучению в школе №763 имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется главным образом на основе практических форм и методов организации занятий. Ведущими методами обучения стали познавательно-трудовые упражнения, решение практических задач, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов, методы моделирования и конструирования, производительный труд в целях обучения и воспитания. Оформление кабинетов технологии в школе способствует повышению эффективности учебного процесса, помогает в усвоении и закреплении знаний и умений, воспитывает культуру труда и быта, эстетический вкус у учащихся, оснащены учебно-наглядными пособиями и демонстрационными материалами к уроку.Сегодняшнее состояние российского общества обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, когда «образование без воспитания есть дело опасное». Без формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Основной способ формирования и развития патриотизма поисковая и музейная деятельность. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Музей боевой славы в нашей школе вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живем: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьников эстетического отношения к действительности. На этой основе не только формируется эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируются эстетический вкус и представление об окружающем мире. Единство обучения, воспитания и развития – важнейший фактор в решении задачи формирования всесторонне развитой личности. Позиция учителя изменяется в том, что он перестает быть вместе с учебным пособием носителем объективного знания. Главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности в обучении. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций. Практика работы школы показала невозможность решения образовательных задач обучения в отрыве от воспитания и развития школьников и, наоборот, невозможность воспитания и развития в отрыве от процесса обучения. Поэтому изменяются и механизмы доставки знаний от учителя к обучающемуся. Формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет ему самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.Все это возможно в том случае, если цель обучения не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается учителем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке: в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся, обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам школ, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. Именно эти позиции лежат в основе постановки целей обучения в нашей школе. Анна ФЕДОРОВА, заместитель директора по УВР, учитель математики и информатики, кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования» 2011 года
Комментарии