search
main
0

Наш табор – театр

Трудно представить русскую культуру прошлого столетия без цыганских песен и плясок. Сколько помещиков сходили с ума от дивной красоты цыганских дочерей – их покупали, меняли на породистых скакунов, бросали к их ногам несметные богатства…

Звуки цыганского романса продолжают околдовывать, завораживать нас. Наверное, поэтому практически не бывает пустых залов в театре ╚Ромэн╩, где и работает знаменитая на всю страну династия Жемчужных.

Семья

Жемчужные – коренные москвичи. В семьях Георгия Николаевича и Екатерины Андреевны все были актерами. И потому родившейся чуть ли не на сцене единственной дочери Ляле (ее так назвали в честь бабушки и знаменитой актрисы Ляли Черной – Нины Хмелевой) ничего не оставалось, как начать танцевать. Почти с пеленок. Лишь зазвучат первые аккорды дедушкиной гитары, она прищелкнет пальчиками и пустится в пляс. Настоящая цыганская дочь. В пятнадцать лет Ляля пришла в театр ╚Ромэн╩, школу заканчивала вечернюю, а еще раньше – в тринадцать – сыграла свою первую роль в фильме ╚Печальная повесть любви╩. Поехала на съемки одна, без мамы. Выпускница ГИТИСа, окончившая сначала актерское, а потом режиссерское отделение, училась у отца. Сейчас, между прочим, мать двоих детей – сыну Андрею одиннадцать лет, дочери Насте пять месяцев. У этой крошки замечательный слух. Она уже поет – наверняка будет солисткой…

Я в гостях у Жемчужных в их большой, светлой квартире на Садово-Триумфальной. Мебели мало, зато море цветов и фотографий. Наш разговор начинается с чая, необыкновенно ароматного, настоянного на травах.

– По-цыгански чай – драп, – просвещает меня Георгий Николаевич, – переводится как лекарство, наши предки переняли его у русских. Да ведь если хорошенько подумать: что такое цыганский романс? Он – русский, просто имена композиторов и поэтов стерлись из памяти, а исполнители остались. Мы до сих пор помним очаровательную цыганку Таню, вдохновлявшую Пушкина. ХIХ век – золотой не только для русской культуры, но и для цыганской, а она выразилась прежде всего в музыке, песне, танце.

– Как к вам относятся ваши соплеменники?

– С одной стороны, гордятся, представляются братьями и сестрами, особенно когда попадают в различные пикантные ситуации и им надо, к примеру, спастись от ГИБДД. Наверное, они не знают, я – единственный сын у своего отца, а получается, что у меня родственников чуть ли не пол-России. А с другой – мы живем не по их законам, поем и пляшем, да еще и деньги за это получаем – это ж полнейший абсурд. Выйти замуж за актера в среде цыган считается поступком несерьезным. Поэтому наши семьи, как правило, театральные. Муж Ляли тоже актер театра ╚Ромэн╩- Роман Грохольский. Впрочем, есть и счастливые исключения – к примеру, сестры Кононовы. Александра стала женой композитора Штока, а Ольга – женой капитана команды ╚Спартак╩ Андрея Старостина…

– Верите ли вы в особую магнетическую силу цыган, в гадания и предсказания, которые они так щедро раздают на улицах?

– Да, многие из цыган видят человека насквозь, – включается в разговор Екатерина Андреевна. – Кстати, старшая дочь Георгия Николаевича (от первого брака. – С. Р.) – Татьяна – профессиональная гадалка, предсказательница.

– Думаю, цыганам этот дар дан за близость к природе, – говорит Георгий Николаевич, – мы видим то, мимо чего горожанин пробегает в спешке. Цыгане живут в гармонии с природой. А к окружающему миру, к людям они сохраняют недоверчивое отношение, особенно у нас, в России. Еще бы, в 20-е годы их насильно увозили в Сибирь, разрушая при этом семьи, а в 1956 году Никита Сергеевич решил сделать одним росчерком пера кочевой народ оседлым – вот вам плуг, изба, становитесь землепашцами…

– Вам никогда не приходилось жить в таборе?

– Наш табор – театр, разве гастроли – не кочеванье? В этом плане любой актер – цыган. Я не могу сидеть на одном месте, мне надо обязательно куда-то ехать. Да, у нас есть квартиры, но ощущение такое – мы здесь ненадолго. Уютно чувствуем себя в любой стране, знаем, что такое хороший гостиничный номер, быстро находим дежурную и ключи… Мы были в тех странах, о которых приходится лишь мечтать. С восторгом нас принимали в Париже, здесь любят и русское, и цыганское искусство. В Индии мы особенно почувствовали сопричастность наших культур. Мы ведь даже внешне похожи… А вот в Японии наше выступление вызвало некоторое недоумение, это практически единственная страна мира, где нет цыган. Но песни наши они слушали с удовольствием.

Вся жизнь – игра

– ╚Ромэн╩ начинал свою деятельность с театра-студии. Находился, кстати, в Маслюковском переулке, в здании МХАТа. Этот период артисты вспоминают с упоением, а тесная дружба нас связывает до сих пор. Мхатовцы ходят к нам на спектакли, мы – к ним.

…Начинали с классики – с пушкинских ╚Цыган╩, с ╚Макара Чудры╩ Горького, с малоизвестной пьесы Сервантеса ╚Цыганочка╩, ставили ╚Кровавую свадьбу╩ Гарсиа Лорки, пьесы Назыма Хикмета. Да, конечно, цыганская тематика несколько сковывает, два наших лучших постановщика и драматурга – Ром-Лебедев и Хрусталев – ушли из жизни, так что мы ощущаем нехватку хороших пьес, с благодарностью принимаем авторов, но, к сожалению, их представления о нравах, обычаях, истории народа не всегда совпадают с нашими. Многие забывают – мы такие же люди. У цыган есть и душа, и сердце.

– В сентябре в ╚Ромэне╩ появится что-то новенькое?

– Нам не так часто удается ставить новые вещи. Чтобы спектакль получился красивым и внешне, и внутренне, нужно много денег. Вот уже два года идет ╚Плясунья – дочь шатров╩ Ром-Лебедева и ╚Таборные игры╩ Сличенко и Кравцова.

– Что помогает вам, что поддерживает?

– Зритель, без него наше творчество немыслимо. А еще надежда состояться в его глазах, найти нечто, открыть неведомую тайну.

– Знаете, я задействована во втором акте, – говорит Екатерина Андреевна, – а до этого сижу в зрительном зале, вижу, как люди плачут, испытывают истинное наслаждение от соприкосновения с простым и вроде бы незамысловатым искусством.

– Ваши авторитеты в мире режиссуры?

– Михаил Чехов все-таки на первом месте, хотя я с большим почтением отношусь к Станиславскому, Мейерхольду, Вахтангову…

Секреты мастерства

– Преподаю в ГИТИСе, ныне Российской Академии театрального искусства, с 1982 года, – продолжает нашу беседу Георгий Николаевич. – Я сам бывший его выпускник. В 1998-м мы создали уникальный, единственный в мире факультет – актерско-режиссерский. Учим своих ребят читать классику профессионально, передаем тот опыт, который в нас вложили великие педагоги – Ром-Лебедев, Хрусталев; учим наблюдать, видеть, слышать, ориентироваться. Душа должна быть чистой, нараспашку. Все, безусловно, зависит от того, каким видишь мир. Учеба – не зубрежка, жизнь – главный учитель: вот моя метода. Кстати, Екатерина Андреевна тоже преподает в РАТИ.

– Как ведете отбор студентов, могут ли попасть к вам кочевые цыгане?

– Ну, во-первых, нужен документ о среднем образовании, главный же критерий – талант. Я пытаюсь предугадать – чего хочет этот молодой человек или девушка от жизни, от мира, от искусства. Да, сцена любит красивых, но красота – это и большая ответственность, надо уметь ею распорядиться. Актер должен быть одержимым, наша профессия требует огромной самоотдачи и сосредоточенности. Сопереживание – это и есть чудо под названием театр.

А что касается творческих планов, то прежде всего мы связываем их с нашими студентами. Ребята заканчивают курс, хотелось бы, чтобы был еще один. Жаль, у многих из них нет того фанатизма, которым мы были охвачены, – думали только о ролях, какие там деньги…

– Я знаю, что вы пишете?..

– Да, писал либретто, делал разработки, а сейчас действительно сочиняю пьесу, навеянную работой в институте. Сюжет? Речь идет о молодых людях, входящих в мир искусства. Они работают над постановкой ╚Кармен╩.

– А стихи сочиняете?

– Все они посвящены жене. Любовь к сочинительству у меня появилась еще в школе. До сих пор с теплотой вспоминаю учителя литературы Галину Моисеевну. Я по содержанию всегда получал пятерки, а вот с грамотностью были проблемы. Запятые я ставил не по правилам, а как чувствовал. Очень люблю многоточие. До сих пор помню такой случай – нужно было написать сочинение ╚Образ Тихона╩ по драме Островского ╚Гроза╩. Я никак не мог сосредоточиться и написал одно- единственное предложение ╚ У Тихона не было никакой личной жизни╩.

– Что вы считаете в жизни важным, главным?

– Театр, сцену, не лгать, не фальшивить, чтобы потом не было стыдно. Не люблю политических вещей. Считаю, мир лучше всего познавать через поэзию, игру…

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте