search
main
0

Наш стратегический резерв – педагогические кадры

Для Нины ЯКОВЛЕВОЙ, начальника Юго-Западного окружного управления образования, начавшийся новый учебный год особенный в своем роде. Опыта управленческой работы Нине Ивановне не нужно занимать, именно этот колоссальный опыт помог ей много лет быть проректором МИОО, отвечающим за подготовку и переподготовку педагогических кадров, но в качестве начальника окружного управления ЮЗАО Нина Яковлева выступает впервые. Нина Ивановна прекрасно понимает, сколь много решают педагогические (а особенно молодые!) кадры в строительстве нашей Новой школы. Об этом говорят сама Нина Яковлева и ее молодая окружная команда – участники конкурса молодых учителей, который проводит Всероссийское педагогическое собрание.

Нина Яковлева, начальник Юго-Западного окружного управления образования:

– Важной вехой приближающегося учебного года станет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному собранию отметил: «Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

Создание модели Новой школы потребует перехода к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия и интерактивности. Планируются существенные изменения в содержании образования, развитии детско-взрослой общности, статусе учителя, инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности.

Переход на новый компетентностный стандарт потребует специально выстроенной системы управления качеством образования, которая обеспечит дальнейшее развитие дошкольного и общего образования детей с различными учебными возможностями. Не останутся в стороне механизмы поддержки российского учительства.

Все это нашло свое отражение в направлениях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на Юго-Западе.

Особое внимание мы обращаем на обеспечение дальнейшего профессионального роста педагогов, на продолжение работы по созданию нового технологического обеспечения учебного процесса.

Участие в приоритетном национальном проекте «Образование» – важный фактор повышения профессионального мастерства педагогических кадров. В прошедшем учебном году 66 педагогов стали победителями конкурса и 60 выдвинуты на соискание Гранта Москвы в сфере образования. В рамках проекта «Образование» обобщен и распространен опыт 98 процентов учителей – победителей конкурсного отбора. Третий год в нашем округе практикуется публичная презентация педагогического опыта претендентов перед профессиональным педагогическим сообществом и общественностью.

В новом учебном году мы планируем:

проведение серии мастер-классов, творческих семинаров и распространение информационно-аналитических продуктов победителей конкурсов ПНПО, «Грант Москвы», «Грант префекта» и других в рамках единого информационного пространства;

создание сетевых образовательных порталов для дистанционного обучения педагогов, диссеминации передового опыта в режиме on-line.

Управление образования в наступающем учебном году создает единый информационно-аналитический центр, работа которого позволит нам в том числе решить эту технологическую задачу.

Более 80 образовательных учреждений Юго-Запада участвуют в реализации стратегии «Строим Школу будущего», из них 16 работают в качестве ресурсных центров. Мы надеемся, что увидим результаты их педагогического творчества уже в 2010 году. Инновационное поле составляют наиболее продвинутые творческие коллективы, школы – победители ПНПО и «Гранта Москвы».

Однако несмотря на положительную динамику участия наших учреждений в инновационных проектах остается проблемой использование в практике работы современных образовательных технологий. А ведь это ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

С 1 сентября 2009 года на базе 14 опорных школ, а в дальнейшем на базе еще 25, начата отработка системы мер по запуску Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на начальной ступени обучения и обеспечению преемственности для реализации деятельностно-компетентностной образовательной модели как основы современной московской школы.

Одна из приоритетных задач программы «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы – создание модели Московской системы оценки качества образования. В 2009 году Юго-Западный округ стал инициатором создания городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве», в состав которой вошли в числе 145 учреждений столицы 62 образовательных учреждения и методический центр Юго-Запада.

Второй год мы проводим эксперимент по формированию единой окружной системы оценки качества обучения. Новая технология основывается на данных внутришкольного контроля и позволяет руководителю учреждений оперативно, своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса и управлять им, воздействуя на объекты, имеющие отклонения от заданных параметров. В окружной эксперимент «Оценка качества обучения» с 1 сентября 2008 года включились 182 школы. Данные сравнительного анализа учебных результатов за 2 учебных года свидетельствуют о положительной динамике всех индикаторов качества обучения.

Рассмотрим эти расчетные показатели:

повысилась общая успеваемость, стал выше процент отличников и процент обучающихся на «4» и «5»;

снизилось количество предметов, освоенных учащимися на низком уровне;

снизился показатель критического уровня реализации учебных возможностей учащихся.

Проведенный анализ результатов педагогической деятельности, в котором участвовали 4056 учителей, показал, что на оптимальном и достаточном уровнях работают 90 процентов педагогов.

Экспериментальное пространство округа включает в себя городские, окружные экспериментальные площадки, творческие педагогические лаборатории учителей-экспериментаторов.

Налицо рост количества образовательных учреждений, участвующих в инновационной деятельности.

Необходимо использовать результаты экспериментальной деятельности в практике построения современной школы и сформировать систему мониторинга и диагностики результатов.

Новым направлением в инновационной деятельности становятся педагогическое проектирование, повышение профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров при сохранении сетевого принципа управления.

Ключевая фигура современной школы – учитель. На Юго-Западе работает дружная и квалифицированная педагогическая семья. Более 75 процентов наших педагогов имеют высшее образование, две трети – первую и высшую квалификационные категории. 193 учителя награждены почетным званием «Заслуженный учитель РФ», среди них 50 руководителей. 2455 педагогов награждены отраслевыми наградами. В округе ширится круг занимающихся практической деятельностью ученых. На 1 сентября в образовательных учреждениях будет работать более 675 кандидатов и докторов наук. Качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей.

Модель Новой школы потребует учителей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития школьников, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

В прошедшем учебном году прошел обучение 4861 работник системы образования округа. Ежегодный показатель количества слушателей (4-5 тыс.).

По-прежнему лидирующими категориями остаются:

руководители ОУ (заместители директоров по УВР);

учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков, информатики.

Получают дальнейшее распространение инновационные формы работы: проектная, дистанционная, школьные команды, очная, on-line, экспертно-консультационная.

Приоритетным в последние годы стало проведение обучающих курсов на базе образовательных учреждений. В прошедшем учебном году их было 19. Вводится новая модель обучения «Школьных команд учителей» по проблемам:

программа инновационного развития школы;

компетентностный подход в управлении образовательным учреждением;

использование информационных технологий и другие.

Изменились профессиональные потребности руководителей образовательных учреждений, директоров и их заместителей, актуальными стали темы:

проблема выбора модели и программ развития учреждения;

управление научно-методической работой;

диагностика уровня обученности и развития личности учащихся;

обеспечение вариативности и преемственности;

введение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В рамках повышения квалификации и переподготовки кадров округ успешно сотрудничает с различными московскими вузами.

В 2009-2010 учебном году в системе повышения квалификации планируется:

использование новых подходов по организации курсов руководящих и педагогических кадров с учетом перехода школы на новые образовательные стандарты;

формирование мотивационной среды;

расширение системы обучения в «Директорском университете», «Школах педагогического мастерства»;

дальнейшее развитие принципов сетевого взаимодействия.

Главным направлением в программах повышения квалификации станет деятельностно-компетентностный подход в образовании.

Основной задачей нового учебного года станет определение уровня профессиональной квалификации учителей-предметников и оказание помощи каждому педагогу в разработке своего индивидуального образовательного маршрута повышения предметной, психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте