Почему командную форму работы считают наиболее эффективной? Какие правила существуют внутри команды? Чем отличается командная работа от любой другой организованной деятельности? Эти вопросы давно волнуют исследователей.
«Сила команды в каждом отдельном ее члене. Сила каждого отдельного члена в команде», – говорил Фил Джексон, баскетбольный тренер. Он понимал, что между командой и ее членами существуют прочные отношения. Термин «команда» впервые стал употребляться в лексиконе спортсменов, а сейчас о командной работе говорят и в сфере бизнеса, и в образовании.
В этой связи мы можем говорить об объединении школ, детских садов в один образовательный комплекс. Главная задача объединенных учреждений – повышение качества образования обучающихся. Да, мы можем даже не знать в лицо абсолютно всех сотрудников, но мы чувствуем себя при этом членами единой команды, осознаем поддержку со стороны коллег и понимаем, что у нас общая цель, а ведь именно постановка общей цели – наиболее важный признак командной работы. Значимое место занимает и командный дух. Каждый учитель, приходящий в нашу организацию и остающийся в ней, искренне хочет двигаться вперед вместе со всеми. В нашей школе именно командная работа является основной движущей силой развития. Мы работаем вместе, при этом каждый участник образовательного процесса может иметь собственную точку зрения, открыт по отношению к другим, нацелен на плодотворную работу.
Школа №2036 участвует в проектах «Инженерный класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе», «Медицинский класс». Эти проекты объединили усилия обучающихся, учителей школы, специалистов университетов.
Отдельно хотелось бы рассказать о том, как реализуются принципы командной работы в инженерном классе. В течение года инженерные классы нашей школы принимали активное участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, акциях.
Инженерные классы нашей школы выступили на открытой научно-практической конференции «Инженеры будущего», представили несколько проектов, заняли призовые места.
А вот в проекте «Система спасения беспилотного летательного аппарата квадракоптерного типа» участвовали обучающиеся из разных классов. Руководили их работой учителя физики, информатики и представители МГТУ ГА. Вот это настоящая сплоченная команда! И результат не заставил себя ждать: первое место в конкурсе школьных проектов и приглашение к выступлению на городском уровне.
Из беседы с ребятами можно сделать вывод о том, что командная работа – чрезвычайно важное условие достижения поставленных целей.
Каким образом распределяются задачи между участниками внутри команды?
– Обычно, – говорит Роман Ш., ученик 11‑го «И» класса, – если человек в какой-то теме лучше разбирается, то он ею и занимается, иногда просит помощи. Один человек может выйти на нестандартную идею, но ему бывает сложно ее реализовать, а команда сильнее, чем один человек.
Как же удается решать спорные вопросы, договариваться между собой в команде?
– Мы всегда пытаемся найти общее решение, – объясняет Сергей Д., ученик 11‑го «И» класса, – с которым будут все согласны.
Никогда, кстати, не спорим, ищем компромисс, договариваемся. Конечно, в любой команде существуют свои правила, гласные и негласные. Одно из них – решение принимается совместно. Каждый может высказать свое мнение, которое обсуждается другими участниками.
Какую роль играют человеческие качества при организации работы в команде?
– При распределении ролей, – убеждена Юлия С., ученица 11‑го «П» класса, – безусловно, нужно учитывать индивидуальные качества каждого, нужно уметь слышать другого человека. Тогда и сроки выполнения проекта могут резко сократиться. Но самое главное, конечно, – взаимовыручка, поддержка, открытый стиль общения, умение чувствовать партнера, думать о результате не как о личной заслуге, а как об общем достижении.
Таким образом, наша командная работа не только средство достижения поставленных целей, но и средство повышения качества работы каждого участника. Командная работа учит доверять, понимать потребности других. «Командная работа – способность работать вместе в направлении общего видения. Способность направлять индивидуальные достижения к организационным целям.
Это топливо, позволяющее обычным людям достигать необычных результатов», – сказал Эндрю Карнеги. И это верно!
Ирина ФРОЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №2036
Комментарии