Для выполнения поставленных нами целей мы организуем географические и экологические экскурсии в окрестностях города, походы выходного дня, дальние экспедиции, выпускаем фотогазеты и фотоальбомы, видео- и слайдфильмы. У нас есть развернутые карты-схемы и географические описания маршрутов; мы пополняем минералогическую коллекцию кабинета; связываемся с другими организациями, имеющими схожие задачи; участвуем в смотрах-конкурсах экспедиций и путешествий школьников.
В работе клуба участвуют более тридцати ребят. Запись начинается с восьмого класса. В первый год занятий ребята проходят курс лекций по ориентированию, организации бивака, поведению в экстремальных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи. Школьники участвуют в однодневных тематических экскурсиях, лыжных походах, проводят первые исследования близлежащих пещер. Темы экскурсий соответствуют программному материалу. Первая, в сентябре, – геоморфологическая: во время маршрута на Синюю гору ребята исследуют происхождение форм рельефа Бугульминско-Белебеевской возвышенности, а также собирают образцы горных пород. Вторая, в октябре, – гидрологическая: ее участники измеряют скорость течения, глубину, расход воды в реке, в родниках, определяют ее уровень и прозрачность, а также главных загрязнителей поверхностных вод. В ноябре мы посещаем Икские пещеры, находящиеся возле города Октябрьского. Во время похода рассматриваем различные формы карстового рельефа: воронки, провалы, слепые овраги, озера. В пещерах измеряем температуру, исследуем залегание слоев гипса, а также очищаем от мусора сами пещеры.
В конце мая проводится комплексная эколого-географическая экскурсия “Раны родной земли” на Туймазинское нефтяное месторождение. Главная ее цель – подсчет и описание нарушений окружающей среды, возникающих при нефтедобыче. Мы наблюдаем нефтяные отстойники, сбросы нефти в карстовые воронки, прорывы технических соленых вод и их последствия. Посещаем Максютовский гипсовый карьер, где собираем образцы алебастра и селенита. Отчет об экскурсии “Раны родной земли” был представлен на Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ по географическому краеведению и экологии, и наш клуб стал его победителем.
Во время экскурсий мы снимаем видеофильмы, которые используются на уроках при изучении конкретных тем. Восьмиклассники участвуют в зимнем походе в пещеру Киселевскую, находящуюся на Южном Урале. Здесь они впервые знакомятся с горным рельефом, устанавливают лагерь в одном из дальних гротов пещеры, а затем исследуют ее залы и лабиринты на протяжении полутора километров.
Из ребят, прошедших первый год обучения в географическом клубе, формируется старшая группа (9-11-е классы), которая осуществляет более сложные походы и экспедиции. Приведу примеры некоторых из них.
Экспедиция “Родная Усень”. Мы исследовали реку, протекающую через наш город, нашли ее исток и прошли все 146 километров по течению до устья, проводя гидрологические наблюдения и отмечая места нарушений в водоохранной зоне. В населенных пунктах мы вывешивали наше обращение в защиту реки. Дневник экспедиции публиковался в городской газете, а материалы, собранные нами, были направлены на конкурс в Санкт-Петербург, где были отмечены дипломом и призом Русского географического общества.
Другой интересной экспедицией стало исследование древнейших ископаемых рифов Предуралья – Стерлитамакских шиханов. Главной ее целью был сбор отпечатков ископаемых морских организмов (их возраст – 250 миллионов лет) для коллекции географического кабинета, а также знакомство с интереснейшими и редчайшими одиночными горами – бывшими коралловыми островами. Собранный нами материал был отмечен дипломом конкурса, посвященного 150-летию Русского географического общества.
Интересным походом по Южному Уралу стал маршрут озеро Зюраткуль – гора Нургуш – гора Иремель – город Учалы. Во время этого путешествия мы поднимались на наиболее высокие вершины Южного Урала, изучали изменение растительности с высотой, посетили Бакальское железнорудное месторождение и Учалинский ГОК.
Ежегодный летний поход – в район Игнатьевской пещеры на Южном Урале. Эта пещера известна рисунками палеолита. Здесь есть еще несколько пещер, а один из рукавов реки Сим исчезает под землей, а затем выходит на поверхность: можно пройти двести метров навстречу подземной реке. Район Игнатьевской пещеры наиболее интересен для организации карстоведческой экспедиции школьников, а ландшафты смешанных лесов западных хребтов Южного Урала и высокие известняковые скалы оставляют незабываемые впечатления у юных путешественников.
Совершили мы поход и в село Спасское, в Татарстане, в котором располагалось имение географа-исследователя Оренбургской губернии П.И.Рычкова – первого члена-корреспондента Российской академии наук. Многое мы узнали о нем от ребят из местной школы, в которой расположен небольшой музей. Теперь в нашем географическом кабинете есть стенд, посвященный первому исследователю нашего края.
Наш географический клуб является коллективным членом Русского географического общества учащихся. В прошлом году мы посетили г.Санкт-Петербург, Русское географическое общество, где сделали сообщение о нашей деятельности. Мы побывали в музеях северной столицы, а также прошли по Карельскому перешейку и побережью Ладожского озера, где ознакомились с рельефом, горными породами, растительностью Балтийского щита.
Конечно, в организации экспедиционных форм работы есть свои трудности. Прежде всего финансирование: спонсоров у нас нет, школа обычная, и далеко не все родители получают зарплату. Тем не менее мы путешествуем, обходясь минимальными средствами, а многочисленные одно-двухдневные походы не требуют затрат: взял ученик что есть из дома перекусить – и этого достаточно. Многое в походе зависит от воспитанности участников, дисциплины, которая формируется на основании кодекса “Раймантау”. Немаловажным я считаю и планирование маршрута – мы идем мимо излюбленных мест отдыха, турбаз; ночевки устраиваем до захода в населенные пункты или далеко после них. Уважительное отношение к окружающим – главная гарантия безопасности.
Игорь ДАНИЛКО, учитель географии средней школы # 4
Туймазы,
Республика Башкортостан
Кодекс географического клуба
“РАЙМАНТАУ”
Помни всегда, что от тебя, твоего поведения, дисциплины зависят успех похода, существование всего клуба.
Помни, что всех участников похода объединяет общая цель, поэтому каждый должен стремиться сделать больше другого, а не наоборот.
Помни, что самый лучший поход – это трудный поход. Он будет твоей победой!
Нытикам, лентяям, обжорам, трусам, эгоистам, хвальбишкам в походах делать нечего.
Помни всегда, что, находясь в походе, ты представляешь свой город, школу, родителей, республику. По твоим поступкам судят и о них.
Помни, что за твою жизнь и здоровье в походе отвечает руководитель. Ты можешь вносить предложения, но принимает решения он, и ты обязан их выполнять.
То, что ты не можешь рассказать о походе, местности, в которой побывал, говорит об ограниченности твоего ума. Поэтому читай книги и карты о посещаемом районе, не проходи мимо музеев и памятников, задавай вопросы.
Помни, что в походы ты ходишь для себя, а не для того, чтобы показать другим, какой ты молодец. Именно за это тебя будут уважать.
Не бросай мусор на стоянке. Металлические и стеклянные банки унеси с собой, а остальное сожги. После тебя придут другие, и ты, может, вернешься сюда еще…
Комментарии