Многие педагоги столичной системы образования считают, что заслужили признание учеников и профессионального сообщества и получили различные звания именно благодаря наставнической опеке более опытных коллег. Московская городская организация Профсоюза образования всегда уделяла большое внимание профессиональному становлению начинающих педагогов и профсоюзного актива. Эта деятельность, имеющая глубокие исторические корни, развивалась и в Год педагога и наставника.
Ориентируемся на новый вектор
В первую очередь хочется назвать постоянно совершенствующийся раздел «Развитие молодежного кадрового потенциала» Отраслевого соглашения между Департаментом образования и науки Москвы и городской организацией профсоюза. В соответствии с его положениями МГО профсоюза непрерывно ведет работу по совершенствованию наставничества в рамках различных программ по социальной поддержке педагогов столицы.
Для этого с 2007 года ежегодно проводился выездной лагерь-семинар для студентов и молодых педагогов Москвы, который сочетает оздоровительную, обучающую и культурно-развлекательную программу. С 2019 года лагерь-семинар перерос в Профсоюзную школу профессионального роста молодого педагога «Новый вектор».
С 2017 года МГО профсоюза реализует программу по работе со студентами, молодыми педагогами и сотрудниками вузов «Молодежь – наш стратегический выбор». Результатом выполнения этой программы стало создание в 2019 году Столичной ассоциации молодых педагогов при МГО профсоюза (САМП), которая представляет собой мобильную сеть молодежных профессиональных объединений системы образования.
Учим учителей
Эффективность работы молодого педагога напрямую зависит от того, насколько возникающие у него вопросы он может решить непосредственно на рабочем месте, когда его наставник находится рядом. А где взять этих наставников? Где и кто их учит?
В 2022 году МГО профсоюза предложила принять рекомендации о формировании и развитии системы наставничества в образовательных организациях, которые поддержал профильный департамент столицы. На сегодняшний день эти рекомендации отражены в Отраслевом соглашении, а также положены в основу Примерного положения об организации наставничества для начинающих педагогов образовательной организации. Документ направлен во все образовательные учреждения города.
В рамках реализации Отраслевого соглашения между городским департаментом и МГО профсоюза было решено проводить ежегодный конкурс «Наставник молодых педагогов».
Первый конкурс прошел с ноября 2021 по март 2022 года. В состязании приняли участие 53 педагога, были представлены 14 практик наставничества и 13 систем наставничества из 13 образовательных учреждений Москвы.
По результатам конкурса была проведена стратегическая сессия для победителей и призеров, в ходе которой выявились наиболее значимые вопросы: где можно повысить свою квалификацию как наставника? Как поднять престиж наставника? По итогам сессии были определены основные барьеры в развитии наставничества, сформулированы приоритетные направления развития движения наставников.
В этом году конкурс «Наставник молодых педагогов» привлек значительно больше участников: 92 педагога представили свои практики наставничества и 44 образовательные организации борются за звание «Лучшая система наставничества».
Вокруг конкурса сформировалось профессиональное сообщество, которое при поддержке президиума Московской городской организации профсоюза в феврале 2023 года преобразовалось в педагогический клуб «Наставник».
Целью клуба стало создание площадки для профессионального общения наставников и трансляции лучших практик. Председателем клуба избрана Екатерина Ильина, победитель конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 в номинации «Лучшая практика наставничества», учитель математики школы №1560 «Лидер».
В Год педагога и наставника МГО профсоюза провела пять образовательных семинаров по проблемам развития наставничества. Так, на семинаре по теме «Наставничество: микровселенная в макромире» обсуждались основные тенденции в развитии наставнической деятельности и концепция педагогического клуба «Наставник» при МГО профсоюза. Следующий семинар «Культурное кодирование поколений в контексте наставничества» состоялся уже в рамках заседания клуба «Наставник» и был посвящен проблемам реверсивного наставничества, которое позволяет понять различия в восприятии ценностных культурных кодов представителями разных поколений и значимость этих различий для эффективного и гармоничного процесса наставничества.
На трех последних собраниях клуба рассматривались актуальные вопросы для практикующих наставников. Так, на встрече по теме «Актерское мастерство в педагогической профессии» участники обсуждали с основателем проекта «Школа доброты», руководителем театра кошек в Москве народным артистом Юрием Куклачевым основные механизмы и приемы арт-педагогики.
На встрече с командой школы №1231 имени В.Д.Поленова во главе с директором Викторией Тиуновой была представлена система наставничества для начинающих педагогов, которая реализуется в коллективе. К заседаниям клуба стали активно подключаться преподаватели высшей школы, а одно из ближайших заседаний запланировано на площадке вуза.
Кроме того, по запросу членов клуба МГО профсоюза разработаны две программы курсов повышения квалификации: «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников» и «Использование проектных технологий для реализации системы наставничества в образовательной организации».
Во Всемирный день действий «За достойный труд!» в этом году для 120 молодых педагогов, преподавателей и студентов московских вузов по инициативе председателя МГО профсоюза Константина Гужевкина стартовал первый молодежный форум «Педагог и наставник». В рамках форума состоялась встреча с заслуженным артистом России Александром Олешко. Актер рассказал о своем профессиональном становлении, поддержке со стороны опытных коллег, а также о том, как сегодня он выступает в качестве наставника.
Участники форума обсудили программу МГО профсоюза «Молодежь – наш стратегический выбор» и пять ее подпрограмм: «Верность профсоюзу со студенческих времен», «Профессиональное развитие с профессиональным союзом», «Первые шаги в профессии с профсоюзом», «Карьера с профессиональным союзом», «Развитие Столичной ассоциации молодых педагогов». В ходе работы были проанализированы задачи подпрограмм, проекты, реализуемые для их достижения, внесены предложения по их развитию.
Одним из ключевых мероприятий в этом году стал семинар руководителей региональных организаций профсоюза Центрального федерального округа по теме «Профсоюз: защитник, наставник, учитель». Вместе с профсоюзными лидерами 15 регионов в нем участвовали председатели всех территориальных организаций в структуре МГО профсоюза.
На семинаре коллеги поделились опытом по развитию наставничества в своих субъектах РФ и территориях. Победители столичного конкурса «Наставник молодых педагогов» представили практики и система наставничества в общеобразовательном учреждении, в коррекционной школе и центре дополнительного образования.
Подводя итоги семинара во время круглого стола, Марина Иванова, секретарь Центрального совета профсоюза по ЦФО, сделала акцент на проблемных зонах, требующих внимания: необходимость включения председателей ППО в организацию наставничества в рамках образовательного учреждения за счет расширения гарантий и мер поддержки наставников и наставляемых в коллективных договорах, организация наставничества в структуре профсоюза.
От семинаров к дорожной карте
В течение 2023 года проводился анализ проекта МГО профсоюза «Профсоюзное наставничество».
По итогам последних отчетно-выборных кампаний в первичных организациях можно сделать вывод, что избирается от 30 до 60% новых председателей ППО, большинство из которых не знают специфики деятельности профсоюза и поэтому не понимают, как выстраивать эффективную работу.
Цель разработанного проекта «Профсоюзное наставничество» состоит в том, чтобы в течение двух лет развить у начинающих председателей необходимые компетенции.
В связи с этим Московская городская организация планирует продолжить реализацию проекта «Эффективная профсоюзная организация», а также разработать систему подготовки и сопровождения начинающих председателей ППО с помощью серии семинаров и тренингов.
В планах также разработка практико-ориентированной программы наставнической деятельности на основе формирования наставнических пар, где в роли наставника будет опытный председатель эффективной первички, а в роли наставляемого – начинающий председатель.
Дополнительно предусмотрена разработка модульной программы курсов повышения квалификации председателей ППО, которая может быть реализована в рамках создаваемых ресурсных центров на базе эффективных профсоюзных организаций.
На следующем этапе проекта «Профсоюзное наставничество» планируется разработка проекта для начинающих председателей по развитию первичной профсоюзной организации с подготовкой дорожных карт. Все это послужит реализации задач профсоюза в 2024 году, который объявлен Годом организационно-кадрового единства.
Хочется надеяться, что активное включение педагогов в деятельность профсоюза будет способствовать развитию новых форм и методов наставничества в современной системе образования и поднятию престижа звания «наставник», сохранению традиционных ценностей системы образования.
Татьяна ПЛОТНИКОВА, заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии