search
main
0

Наш ресурс развития наставничества

Как укрепить кадровый потенциал в образовании и профсоюзе?

Многие педагоги столичной системы образования считают, что заслужили признание учеников и профессионального сообщества и получили различные звания именно благодаря наставнической опеке более опытных коллег. Московская городская организация Профсоюза образования всегда уделяла большое внимание профессиональному становлению начинающих педагогов и профсоюзного актива. Эта деятельность, имеющая глубокие исторические корни, развивалась и в Год педагога и наставника.

Первый форум «Педагог и наставник»

 

Ориентируемся на новый вектор

В первую очередь хочется назвать постоянно совершенствующийся раздел «Развитие молодежного кадрового потенциала» Отраслевого соглашения между Департаментом образования и науки Москвы и городской организацией профсоюза. В соответствии с его положениями МГО профсоюза непрерывно ведет работу по совершенствованию наставничества в рамках различных программ по социальной поддержке педагогов столицы.

Для этого с 2007 года ежегодно проводился выездной лагерь-семинар для студентов и молодых педагогов Москвы, который сочетает оздоровительную, обучающую и культурно-развлекательную программу. С 2019 года лагерь-семинар перерос в Профсоюзную школу профессионального роста молодого педагога «Новый вектор».

С 2017 года МГО профсоюза реализует программу по работе со студентами, молодыми педагогами и сотрудниками вузов «Молодежь – наш стратегический выбор». Результатом выполнения этой программы стало создание в 2019 году Столичной ассоциации молодых педагогов при МГО профсоюза (САМП), которая представляет собой мобильную сеть молодежных профессиональных объединений системы образования.

 

Константин ГУЖЕВКИН приветствует участников первого молодежного форума «Педагог и наставник»

 

Учим учителей

Эффективность работы молодого педагога напрямую зависит от того, насколько возникающие у него вопросы он может решить непосредственно на рабочем месте, когда его наставник находится рядом. А где взять этих наставников? Где и кто их учит?

В 2022 году МГО профсоюза предложила принять рекомендации о формировании и развитии системы наставничества в образовательных организациях, которые поддержал профильный департамент столицы. На сегодняшний день эти рекомендации отражены в Отраслевом соглашении, а также положены в основу Примерного положения об организации наставничества для начинающих педагогов образовательной организации. Документ направлен во все образовательные учреждения города.

В рамках реализации Отраслевого соглашения между городским департаментом и МГО профсоюза было решено проводить ежегодный конкурс «Наставник молодых педагогов».

 

Первый конкурс прошел с ноября 2021 по март 2022 года. В состязании приняли участие 53 педагога, были представлены 14 практик наставничества и 13 систем наставничества из 13 образовательных учреждений Москвы.

По результатам конкурса была проведена стратегическая сессия для победителей и призеров, в ходе которой выявились наиболее значимые вопросы: где можно повысить свою квалификацию как наставника? Как поднять престиж наставника? По итогам сессии были определены основные барьеры в развитии наставничества, сформулированы приоритетные направления развития движения наставников.

В этом году конкурс «Наставник молодых педагогов» привлек значительно больше участников: 92 педагога представили свои практики наставничества и 44 образовательные организации борются за звание «Лучшая система наставничества».

Вокруг конкурса сформировалось профессиональное сообщество, которое при поддержке президиума Московской городской организации профсоюза в феврале 2023 года преобразовалось в педагогический клуб «Наставник».

 

Участники молодежного форума представляют результаты работы в группах

 

Целью клуба стало создание площадки для профессионального общения наставников и трансляции лучших практик. Председателем клуба избрана Екатерина Ильина, победитель конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 в номинации «Лучшая практика наставничества», учитель математики школы №1560 «Лидер».

В Год педагога и наставника МГО профсоюза провела пять образовательных семинаров по проблемам развития наставничества. Так, на семинаре по теме «Наставничество: микровселенная в макромире» обсуждались основные тенденции в развитии наставнической деятельности и концепция педагогического клуба «Наставник» при МГО профсоюза. Следующий семинар «Культурное кодирование поколений в контексте наставничества» состоялся уже в рамках заседания клуба «Наставник» и был посвящен проблемам реверсивного наставничества, которое позволяет понять различия в восприятии ценностных культурных кодов представителями разных поколений и значимость этих различий для эффективного и гармоничного процесса наставничества.

На трех последних собраниях клуба рассматривались актуальные вопросы для практикующих наставников. Так, на встрече по теме «Актерское мастерство в педагогической профессии» участники обсуждали с основателем проекта «Школа доброты», руководителем театра кошек в Москве народным артистом Юрием Куклачевым основные механизмы и приемы арт-педагогики.

На встрече с командой школы №1231 имени В.Д.Поленова во главе с директором Викторией Тиуновой была представлена система наставничества для начинающих педагогов, которая реализуется в коллективе. К заседаниям клуба стали активно подключаться преподаватели высшей школы, а одно из ближайших заседаний запланировано на площадке вуза.

Кроме того, по запросу членов клуба МГО профсоюза разработаны две программы курсов повышения квалификации: «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников» и «Использование проектных технологий для реализации системы наставничества в образовательной организации».

Во Всемирный день действий «За достойный труд!» в этом году для 120 молодых педагогов, преподавателей и студентов московских вузов по инициативе председателя МГО профсоюза Константина Гужевкина стартовал первый молодежный форум «Педагог и наставник». В рамках форума состоялась встреча с заслуженным артистом России Александром Олешко. Актер рассказал о своем профессиональном становлении, поддержке со стороны опытных коллег, а также о том, как сегодня он выступает в качестве наставника.

 

Константин ГУЖЕВКИН и Александр ОЛЕШКО в диалоге с молодежью

 

Участники форума обсудили программу МГО профсоюза «Молодежь – наш стратегический выбор» и пять ее подпрограмм: «Верность профсоюзу со студенческих времен», «Профессиональное развитие с профессиональным союзом», «Первые шаги в профессии с профсоюзом», «Карьера с профессиональным союзом», «Развитие Столичной ассоциации молодых педагогов». В ходе работы были проанализированы задачи подпрограмм, проекты, реализуемые для их достижения, внесены предложения по их развитию.

Одним из ключевых мероприятий в этом году стал семинар руководителей региональных организаций профсоюза Центрального федерального округа по теме «Профсоюз: защитник, наставник, учитель». Вместе с профсоюзными лидерами 15 регионов в нем участвовали председатели всех территориальных организаций в структуре МГО профсоюза.

На семинаре коллеги поделились опытом по развитию наставничества в своих субъектах РФ и территориях. Победители столичного конкурса «Наставник молодых педагогов» представили практики и система наставничества в общеобразовательном учреждении, в коррекционной школе и центре дополнительного образования.

Подводя итоги семинара во время круглого стола, Марина Иванова, секретарь Центрального совета профсоюза по ЦФО, сделала акцент на проблемных зонах, требующих внимания: необходимость включения председателей ППО в организацию наставничества в рамках образовательного учреждения за счет расширения гарантий и мер поддержки наставников и наставляемых в коллективных договорах, организация наставничества в структуре профсоюза.

 

От семинаров к дорожной карте

В течение 2023 года проводился анализ проекта МГО профсоюза «Профсоюзное наставничество».

По итогам последних отчетно-выборных кампаний в первичных организациях можно сделать вывод, что избирается от 30 до 60% новых председателей ППО, большинство из которых не знают специфики деятельности профсоюза и поэтому не понимают, как выстраивать эффективную работу.

Цель разработанного проекта «Профсоюзное наставничество» состоит в том, чтобы в течение двух лет развить у начинающих председателей необходимые компетенции.

В связи с этим Московская городская организация планирует продолжить реализацию проекта «Эффективная профсоюзная организация», а также разработать систему подготовки и сопровождения начинающих председателей ППО с помощью серии семинаров и тренингов.

В планах также разработка практико-ориентированной программы наставнической деятельности на основе формирования наставнических пар, где в роли наставника будет опытный председатель эффективной первички, а в роли наставляемого – начинающий председатель.

Дополнительно предусмотрена разработка модульной программы курсов повышения квалификации председателей ППО, которая может быть реализована в рамках создаваемых ресурсных центров на базе эффективных профсоюзных организаций.

На следующем этапе проекта «Профсоюзное наставничество» планируется разработка проекта для начинающих председателей по развитию первичной профсоюзной организации с подготовкой дорожных карт. Все это послужит реализации задач профсоюза в 2024 году, который объявлен Годом организационно-кадрового единства.

Хочется надеяться, что активное включение педагогов в деятельность профсоюза будет способствовать развитию новых форм и методов наставничества в современной системе образования и поднятию престижа звания «наставник», сохранению традиционных ценностей системы образования.

Татьяна ПЛОТНИКОВА, заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте