В адрес участников съезда Общероссийского профсоюза образования поступило более 50 приветствий от властей, политических и общественных объединений, в том числе от зарубежных коллег. Все они подчеркивают, что Общероссийский профсоюз образования выполняет важную роль в решении задач по улучшению уровня жизни и условий труда работников отрасли, вносит значительный вклад в развитие профсоюзного движения России. Председатель профсоюза Галина Меркулова в своем докладе подробно рассказала о том, какой непростой путь прошла общественная организация за последние пять лет.
2010 год ознаменован двумя важнейшими событиями: начался объявленный Президентом России Год учителя и утверждена национальная образовательная инициатива . Жаль, что реализация таких важных инициатив начинается в условиях экономического кризиса.Утверждение амбициозного проекта внушает надежду на серьезные перемены. Но для того чтобы проект не остался прекрасной фантазией, важно в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса определить приоритеты и конкретные этапы реализации проекта, их финансовое обеспечение.Кроме того, сформированы и направлены Председателю Правительства РФ Владимиру Путину предложения профсоюза в рамках обсуждения проекта национальной инициативы , в частности, по ускорению решения задач повышения квалификации учителей, повышению качества и системности этого процесса.
Досье «УГ»Приветствую участников и гостей VI съезда Общероссийского профсоюза образования!Ваш форум, объединивший ученых и преподавателей из разных регионов страны, проходит в Год учителя. И вопросы, которые вам предстоит обсудить, созвучны общенациональным задачам по модернизации российской школы, укреплению авторитета и социального статуса педагога.Образование – это движущая сила общества. От качества обучения молодежи во многом зависит и уровень экономического развития страны, и личные успехи выпускников, в конечном счете – будущее России.Рассчитываю, что принятые на вашем съезде решения помогут сделать отечественную систему образования более современной и эффективной. Желаю вам плодотворной работы и всего самого доброго.Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.НАРЫШКИНУважаемые участники съезда!От имени Правительства Российской Федерации и от себя лично приветствую вас с началом работы съезда.Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации является крупной, авторитетной организацией, объединяющей около 5 миллионов трудящихся, успешно решающей основную задачу профсоюзов – защиту социально-экономических интересов работников в условиях непростой экономической ситуации.Как координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с удовлетворением отмечаю активное участие представителей вашего профсоюза в работе комиссии и ее рабочих групп.Желаю VI съезду Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации конструктивной и плодотворной работы, а его участникам – крепкого здоровья и благополучия.Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений А.ЖУКОВ
Только что закончилась большая отчетно-выборная кампания. Сегодня с удовлетворением можно отметить, что нам удалось не только сохранить, но и организационно укрепить профсоюз, повысить его авторитет, добиться качественной реализации приоритетных направлений деятельности по защите трудовых прав и профессиональных интересов работников системы образования, социально-экономических прав студентов.
В целом нам удалось выстроить работоспособную структуру, умножить кадровые, информационные, финансовые ресурсы и подтвердить способность профсоюза противостоять различным внешним вызовам и угрозам.
Общероссийский профсоюз образования сегодня – это авторитетная организация, объединяющая в своих рядах более пяти миллионов учителей, воспитателей, преподавателей, других работников и студентов. В ходе отчетов и выборов произошла смена порядка 20% руководителей профсоюзных организаций. В профсоюз пришло много новых, в том числе молодых кадров и профсоюзных активистов.
* * *
Последние пять лет профсоюз работал в условиях активизации усилий государства по реформированию бюджетной сферы. В связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления происходил процесс перераспределения полномочий между уровнями власти в социальной сфере, в том числе в области образования. Эти процессы сопровождались активным проведением бюджетной реформы, изменением налогового, гражданского и трудового законодательства, что в свою очередь приводило к существенным изменениям в законодательстве в сфере образования.
Курс государства, направленный на децентрализацию системы образования, передачу все в большей степени ответственности за ее функционирование на уровень субъектов Федерации и муниципалитетов, внедрение рыночных механизмов в образовании, обязывал профсоюз определять свое отношение к этим процессам.
При этом мы не могли позволить себе, выражая несогласие с этими процессами, ограничиваться лишь критикой. Мы считали необходимым добиться корректировки политики государства в отношении образования или как минимум уменьшения возможных социальных рисков, связанных с реализацией такой государственной политики.
Мы по-прежнему уверены в том, что образование – это сфера ответственности государства. Попытки широкого внедрения рыночных механизмов хозяйствования в сфере образования вряд ли приведут к реальному повышению качества образования.
Считаем, что важнейшим условием обеспечения конституционных гарантий прав граждан на получение доступного и качественного образования является значительное увеличение ресурсного обеспечения сферы образования, повышение социального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работающих и обучающихся в сфере образования.
Эту позицию профсоюз отстаивал в ходе переговоров с Правительством РФ, региональными и местными органами власти, при участии в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, при заключении Отраслевого соглашения с Рособразованием, при подготовке предложений к законопроектам, при взаимодействии с Минобрнауки и Минздравсоцразвития России, Государственной Думой, Советом Федерации, а также в ходе проведения массовых акций.
Важной особенностью в деятельности профсоюзных организаций всех уровней в отчетный период стал поиск эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников образования и студентов, что потребовало глубинной перестройки работы всего профсоюза в новых обстоятельствах.
Руководители региональных, районных, городских организаций профсоюза учились инициировать предложения по формированию регионального законодательства, разбираться в вопросах экономики образования, в огромном разнообразии подходов к оплате труда работников. Произошел настоящий рывок в повышении экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива всех уровней.
Благодаря этому удалось удержать многие социальные гарантии для работников и обучающихся, которых профсоюз добивался годами упорного труда. А некоторые гарантии, утраченные на федеральном уровне, благодаря усилиям наших территориальных организаций удалось восстановить на региональном (санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и студентов и многое другое).
Социальное партнерство
На сегодня сложилась достаточно стройная многоуровневая система социального партнерства, что во многом определило успешную деятельность профсоюза в этот период.
Практически во всех учреждениях, где действуют профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях подписаны региональные и территориальные соглашения. Действует федеральное Отраслевое соглашение на 2009-2011 годы.
В дальнейшем необходима организация системной работы по совершенствованию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений прежде всего на уровне образовательных учреждений с тем, чтобы в условиях все более активного внедрения рыночных механизмов хозяйствования в сферу образования, расширения самостоятельности образовательных учреждений содействовать обучению работников новому экономическому поведению, формированию ответственного работодателя и ответственного работника.
Нам необходимо добиваться, чтобы конкретные обязательства власти в региональных соглашениях распространялись не только на подведомственные учреждения, но и на все учреждения системы образования в субъекте РФ. В противном случае трудно рассчитывать на успешную реализацию в каждом регионе, каждой школе приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Методика оценки эффективности коллективно-договорного регулирования, которая разработана на базе отраслевой лаборатории, созданной ЦК профсоюза совместно с Рособразованием в Рязанском государственном радиотехническом университете, доказала свою состоятельность. Нам необходимо активно использовать эту методику для оценки эффективности региональных соглашений. Мы ставили перед собой эту задачу, но пока она не выполнена.
И, конечно, в связи с упразднением Федерального агентства по образованию предстоит непростая работа по обеспечению преемственности в реализации заключенного Отраслевого соглашения на 2009-2011 годы уже с Министерством образования и науки РФ.
Национальный проект
Несомненно, позитивную роль сыграла для образования реализация приоритетного национального проекта «Образование» с выделением значительных дополнительных финансовых ресурсов.
Профсоюзу и его территориальным организациям удавалось вносить свои предложения и коррективы практически в каждое из направлений ПНПО, что позволило расширить число участников проекта – как работников образования, так и учреждений основного, высшего, начального и среднего профессионального образования.
В результате переговоров профсоюза с представителями фракции «Единая Россия» в Государственной Думе на 2010 год сохранен порядок финансирования из федерального бюджета выплаты денежного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций по классному руководству.
Участие представителей профсоюза в работе советов, экспертных комиссий, рабочих групп по реализации ПНПО в регионах позволило обеспечить гласный и прозрачный характер конкурсного отбора лучших учителей и школ, повысить уровень доверия к объективности принятых решений и избежать ухудшения морально-психологического климата в коллективах.
В каждом втором регионе были приняты дополнительные решения о поддержке лучших учителей и школ за счет региональных и муниципальных бюджетов. В итоге число школ и учителей, получивших гранты, возросло по сравнению с федеральными квотами в среднем соответственно на 40% и 30%.
Нельзя оставить без внимания значительное улучшение учебно-материальной базы учреждений общего образования (лабораторное оборудование, предметные классы-комплекты, компьютеры, подключение к Интернету и т. д.).
И еще следует признать, что в последние полтора года в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса власть предприняла серьезные меры, чтобы в бюджетной сфере не произошло провалов, массовых задержек заработной платы, как это было во внебюджетном секторе экономики.
Примером тому может служить прошлый летний период, когда в условиях дефицита бюджетов практически всем педагогическим работникам своевременно были выплачены отпускные, понимаем, что это было непросто.
Хотелось бы, чтобы предстоящий отпускной период был организован для работников также без срывов.
Одно из направлений ПНПО – комплексный проект модернизации образования. Территориальные организации профсоюза 31 субъекта РФ, ставших победителями этого конкурса, также проделали большую работу, участвуя в подготовке нормативной правовой базы по всем направлениям, и прежде всего по формированию новых систем оплаты труда. Конечно, в этих субъектах произошли весомые позитивные изменения, но это был для них сложный период.
Специалисты ЦК профсоюза оказывают необходимую экспертную, методическую помощь территориальным организациям. Организован профсоюзный мониторинг с целью проведения системного анализа эффективности введения НСОТ.
Учитывая, что процесс введения новых систем оплаты труда сопровождался сокращением кадров, реорганизацией и ликвидацией учреждений образования, правовые службы профсоюза уделяли постоянное внимание соблюдению трудовых прав работников, проведению систематического мониторинга на рынке труда в сфере образования.
Что касается проблем, связанных с введением НСОТ, я еще вернусь к ним несколько позже.
«Наша новая школа»
2010 год ознаменован двумя важнейшими событиями: начался объявленный Президентом России Год учителя и утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Жаль, что реализация таких важных инициатив начинается в условиях экономического кризиса.
Профсоюз в рамках Года учителя объявил проведение Всероссийской акции «В каждом живет учитель», идею которой можно передать словами Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле».
Уверена, что, если не изменить в обществе отношение к учителю, вряд ли можно рассчитывать на успешную реализацию любых реформ.
Утверждение амбициозного проекта «Наша новая школа» внушает надежду на серьезные перемены. Но для того чтобы проект не остался прекрасной фантазией, важно в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса определить приоритеты и конкретные этапы реализации проекта, их финансовое обеспечение.
Педагогическое образование
Серьезные изменения в ближайшие 2-3 года должны произойти в системе педагогического образования как в части его содержания, так и структуры.
Вопрос о реформе педагогического образования будировался давно, но сегодня процесс ее подготовки достиг активной фазы.
В частности, в условиях перехода на уровневое высшее педагогическое образование обсуждаются два подхода к формированию федерального государственного стандарта подготовки бакалавров одновременно по двум профилям педагогического образования. Один – 5-летний (автор – МГПУ им. Ленина), второй – 4-летний бакалавриат (авторы – Российский государственный педагогический университет им. Герцена и МГППУ), который предполагает введение интернатуры на 5-й год с прохождением непрерывной педагогической практики на выпускном курсе.
Что же касается структурных изменений, то Ассоциация педагогических университетов и институтов высказывает мнение, что именно ведущие педагогические университеты и классические университеты должны стать центром педагогического образования.
На основе базовых педагогических университетов в федеральных округах предлагается сформировать комплексы непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических академий, институтов, педколледжей и учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования.
Главное, чтобы любые структурные изменения, интеграционные процессы проводились не ради реорганизации, а решения принимались очень взвешенно, чтобы система педагогического образования обеспечивала необходимый уровень подготовки учителей новой школы.
В предыдущие годы наш профсоюз подвергался справедливой критике по поводу того, что мы концентрируем свое внимание преимущественно на вопросах, связанных с заработной платой. Конечно, эти вопросы продолжают относиться к числу приоритетных. Но в сегодняшних условиях профсоюз наряду с традиционными определил для себя новые задачи.
Так, в 2009 году профсоюз впервые стал участником общественной экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предпринятые профсоюзом меры позволили улучшить в стандарте разделы, касающиеся требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, условиям работы педагогов.
Участвуя в работе комиссии при Президенте России, профсоюз также внес свои предложения по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Хочу отметить, что ряд руководителей территориальных организаций уже участвует в работе наблюдательных советов при проведении ЕГЭ.
Кроме того, сформированы и направлены Председателю Правительства РФ Владимиру Путину предложения профсоюза в рамках обсуждения проекта национальной инициативы «Наша новая школа», в частности, по ускорению решения задач повышения квалификации учителей, повышению качества и системности этого процесса.
Профсоюз выступает инициатором принятия федеральной программы «Педагогические кадры России» с софинансированием из бюджетов всех уровней, а также принятия «Профессионального стандарта учителя».
Важно искать подходы к участию профсоюза в процессе формирования общественно-профессиональной экспертизы качества образования. Это сложная работа и в организационном, содержательном плане, и в плане практической реализации. Но мы обязаны освоить это направление деятельности с учетом требований времени, потому что мы – профессиональный союз.
Модернизация профессионального образования
Достаточно серьезные преобразования происходят и предстоят в самое ближайшее время в сфере профессионального образования.
Снижение качества и эффективности подготовки специалистов, а также пробуксовка процесса интеграции образования, науки и производства создали предпосылки для формирования новых подходов к ускоренным и более глубоким преобразованиям в системе высшего профессионального образования.
Государственная политика сегодня направлена на серьезную дифференциацию учреждений профессионального образования, оказание дополнительной государственной поддержки наиболее продвинутым из них – лидерам, которые уже сегодня готовы к решению задачи кардинального улучшения качества подготовки специалистов и способны стать основой новой институциональной структуры высшей школы, отвечающей требованиям времени.
Введена такая категория высшего учебного заведения, как «национальный исследовательский университет», где в равной степени реализуются образовательные программы и выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования. Сегодня таких вузов насчитывается 14. В настоящее время объявлен новый конкурс.
Создание Сибирского и Южного федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда структур РАН, стало принципиально новым шагом в работе по перестройке сети образовательных учреждений, созданию новых категорий вузов. Аналогичные университеты создаются в каждом федеральном округе.
Реструктуризация подведомственных теперь уже Минобрнауки России учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов, предусматривающих интеграцию науки, образования и производства, концентрацию кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.
Мы хорошо понимаем, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание перспектив и стратегии развития вуза, если он будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением.
Оптимизация сети учреждений профессионального образования преследует в том числе задачу достижения сбалансированности ее взаимоотношений со сложившимся в России рынком труда, с потребностями населения в получении качественных образовательных услуг.
И, естественно, в этих процессах нас не может не тревожить судьба коллективов образовательных учреждений и каждого работника в отдельности.
Первичным профсоюзным организациям учреждений профессионального образования предстоит значительно активизировать работу по обеспечению и реализации представительской функции профсоюза в управлении образовательными учреждениями, а также по соблюдению трудовых прав работников.
Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.
В 2007-2009 годах образовано 39 научно-образовательных центров, которые предполагается активно задействовать при организации массовой переподготовки профессорско-преподавательского персонала, в том числе для перехода на уровневую систему высшего профессионального образования.
Концентрация образования в крупных вузах, образовательных комплексах рассматривается властью как способ выживания и сохранения высшей школы в условиях демографического спада и увеличения конкуренции между высшими учебными заведениями.
За 10 лет произошло резкое сокращение численности выпускников школ. Прогнозируется, что через 2-3 года ежегодный выпуск из школ может сократиться до 700 тысяч человек. Соответственно резко снизится ежегодный прием на первый курс и общее число студентов. Так будет продолжаться 9-10 лет.
Продолжает уменьшаться число учреждений среднего и начального профессионального образования.
В соответствии с провозглашенным руководством страны курсом на ускоренное развитие инновационной экономики объединения работодателей намерены усилить влияние на определение объема подготовки специалистов в вузах, а также на формирование требований к качеству подготовки специалистов для экономики.
Все это ведет к необходимости пересмотра и расширения спектра основных направлений деятельности профсоюза, к необходимости включаться в процессы взаимодействия с работодателями.
Важно наладить в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней постоянную работу по обсуждению и решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для региональной экономики, особенно в условиях введения уровневой системы высшего профессионального образования. От результатов этой работы зависит сохранение нынешних и создание новых рабочих мест в вузах и других учреждениях профессионального образования.
По нашему представлению, задача профсоюза – содействовать повышению эффективности социального диалога в этих комиссиях. Необходимо снова провести переговоры с Российским Союзом ректоров, другими общественными объединениями работодателей в сфере профессионального образования о внесении дополнений в их уставы с тем, чтобы они стали полноправными участниками стороны работодателей в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений любого уровня.
В условиях, когда всеобщие процессы глобализации сделали невозможным обеспечение конкурентоспособности замкнутых национальных образовательных систем, перед Россией встала задача вхождения в единое мировое научно-образовательное пространство.
Как вы знаете, необходимость решения этой задачи привела к подписанию Россией Болонской декларации, которая в этом году уже отмечает свой десятилетний юбилей. Центральным направлением в реализации основных принципов декларации стала подготовка к переходу на уровневую систему высшего образования. Закон об уровневом высшем профессиональном образовании в России вступает в силу с 1 января 2011 года.
В каждом вузе переход на уровневую систему высшего образования означает не только распределение студентов по уровням подготовки: бакалавр, магистр, специалист. Это изменение содержания образовательных программ, структуры и форм учебного времени, а также нагрузки преподавателей и многое другое. Профсоюзным организациям предстоит непосредственно включиться в эти процессы.
В связи с предполагаемыми изменениями территориальным организациям профсоюза предстоит содействовать созданию и совершенствованию практически новых моделей первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников различных образовательных учреждений в многоуровневый и многофункциональный образовательный (научно-образовательный) комплекс, проводить мониторинг эффективности деятельности новых профсоюзных организаций.
Безусловно, перед территориальными и первичными профсоюзными организациями будет стоять важная задача повышения авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях увеличивающейся самостоятельности учреждений профессионального образования, когда решение многих вопросов будет зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов.
Полагаем, что целесообразно начать работу по разработке модели и проведению профсоюзными организациями вузов (других учреждений профессионального образования) социального аудита по вопросам развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания, занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения, а также условий труда и повышения квалификации преподавательского состава, возможностей оздоровления работников и другим значимым положениям коллективных договоров и соглашений.
Уверена, что такая информация будет востребована абитуриентами и родителями, в конечном счете скажется на качественном составе первокурсников и, следовательно, послужит повышению рейтинга образовательного учреждения в условиях развивающейся конкуренции, а также может быть с пользой применена при аккредитации вузов и других учреждений профессионального образования.
Заработная плата
За отчетный период средняя заработная плата в сфере образования увеличилась в 2,7 раза, в то время как по экономике страны в целом – в 2,5 раза.
Потребительские цены увеличились практически на 60%. В итоге реальная заработная плата в сфере образования увеличилась в 1,7 раза, а по экономике в целом в 1,5 раза.
Разрыв между уровнем оплаты труда работающих в сфере образования и ее уровнем в среднем по экономике страны сократился за отчетный период на 10 пунктов, с 40 до 30%.
За прошедшие годы, до начала введения новых систем оплаты труда, индексация заработной платы в бюджетной сфере проводилась 5 раз. И можно с уверенностью сказать, что во многом это результат активных переговоров и коллективных действий нашего профсоюза во взаимодействии с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы и при поддержке ФНПР.
Конечно, введение новых систем оплаты труда, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях позволило в определенной степени повысить заработную плату работникам образования. Вместе с тем, поскольку введение НСОТ происходило в условиях ограниченных финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели, и необходимости одновременно решать широкомасштабную задачу повышения минимального размера оплаты труда, рост реальной заработной платы работников образования был намного меньше ожидаемого.
Одновременно резко сократилась дифференциация в оплате труда учителей, преподавателей, научных работников – специалистов с высоким уровнем квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются самые низкие требования.
Уже два года, с февраля 2008 года, ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов властью не принимаются решения об индексации заработной платы в целях повышения ее реального содержания в связи с ростом потребительских цен и тарифов, как предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Видимо, власти всех уровней надеются на то, что введение новых систем оплаты труда решит эту задачу. Но этого не происходит. Увеличение стимулирующей части заработной платы при введении НСОТ в условиях кризиса и резкого сокращения доходной базы региональных и муниципальных бюджетов оборачивается во многих случаях снижением уровня оплаты труда работников, поскольку в первую очередь нехватка бюджетных средств вызывает уменьшение переменной части заработной платы – стимулирующих выплат.
В прошедшем году даже по усредненным статистическим данным в 65% регионов России средняя заработная плата работников образования снижалась именно по этой причине. Правда, к концу года ситуация во многих регионах несколько исправилась. Но уже в текущем году эта тенденция проявилась вновь.
Для делегатов съезда не будет откровением то, что я скажу дальше. Несовершенство примененных методик введения НСОТ привело к уменьшению заработной платы части работников образовательных учреждений, причем без ухудшения качества и уменьшения объема выполняемой ими работы. Поэтому стимулирующая часть фонда оплаты труда продолжает расходоваться не только на доведение заработной платы до нового уровня МРОТ, не только на повышение заработной платы администрации учреждений, но и на то, чтобы работники просто не получали меньше того, что они зарабатывали до введения НСОТ.
Все это заставляет нас решительно настаивать на ускорении принятия решения властью всех уровней об индексации зарплаты работников образования, тем более что Государственная Дума еще полгода назад признала это первоочередной задачей Правительства РФ и порекомендовала ему использовать возможности бюджета при рассмотрении итогов его выполнения в I полугодии.
Учитывая, что высшим руководством страны дано поручение региональной власти в течение трех лет ввести новые системы оплаты труда во всех бюджетных учреждениях, полагаем необходимым добиваться, чтобы решение о введении НСОТ принималось только при условии выделения необходимых средств. Считаем, что обязательным результатом введения НСОТ должно быть не только реальное повышение заработной платы работников, но и обеспечение реальной дифференциации в оплате их труда с учетом квалификации, сложности, ответственности и социальной значимости их труда.
МРОТ и НСОТ
Как вам хорошо известно, с 2007 года начался процесс резкого повышения размера МРОТ при одновременном изменении его состава, что приравняло его к понятию «минимальная заработная плата».
При такой структуре, когда в размер МРОТ помимо тарифа включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, это превратилось практически в иллюзию. И если первое повышение прошло более или менее безболезненно, то установление МРОТ в 4300 рублей без дополнительного увеличения фонда оплаты труда привело практически к схлопыванию дифференциации в оплате труда работников разного уровня квалификации, что еще больше усложнило начавшийся процесс введения новых систем оплаты труда.
Если мы и дальше будем двигаться таким же путем, то скоро и уборщица, и профессор будут получать одинаковую зарплату.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо предпринять следующие шаги:
– изменить состав МРОТ (последнее решение президиума Верховного суда подтвердило правильность нашей позиции);
– провести индексацию заработной платы через увеличение фондов оплаты труда с тем, чтобы начать восстановление дифференциации в оплате труда.
А затем, уже в зависимости от ситуации, предстоит обсуждать, какие шаги следует предпринимать в дальнейшем. Конечно, это в полной мере касается не только учреждений федерального, но и регионального и муниципального подчинения. Иначе опять все превратится в профанацию.
Несколько слов относительно введения новых систем оплаты труда в субъектах РФ, начало которому положил комплексный проект модернизации образования.
Победителями двух этапов конкурса стал 31 субъект РФ. Я касаюсь, конечно, только части этого проекта – заработной платы. Это был очень непростой период для регионов, наших территориальных организаций.
Вы знаете, что все эти годы мы категорически возражали против предложенной для реализации модельной методики и прежде всего против возложения на учителя ответственности за количество учеников в классе.
Конкурс завершился, и теперь его итоги и опыт предполагается распространять на другие территории, которым введение НСОТ еще предстоит.
И здесь профсоюз придерживается следующей позиции: прежде чем транслировать – подвергнуть этот опыт более внимательному анализу.
Уже сегодня у нас возникает несогласие с озвученными на самом высоком уровне результатами произошедшего в ходе реализации КПМО повышения зарплаты, в частности, в сравнении их с уровнем зарплаты по экономике в целом.
Эксперты ЦК профсоюза провели необходимый анализ и довели до сведения Министерства образования и науки РФ аргументированное мнение об ошибочности представленных им данных.
Жаль, что руководству государства докладывается не в полной мере достоверная информация.
Основным результатом КПМО можно, на наш взгляд, считать активизацию процесса оптимизации численности работающих в школе, интенсификацию труда учителя, а не повышение стоимости его труда.
Сегодня Президентом России поставлена цель в течение 3 лет во всех субъектах РФ ввести новые системы оплаты труда и нормативное финансирование. Мы уверены в том, что продолжать введение НСОТ можно лишь при выделении дополнительных финансовых ресурсов, особенно по территориям, которые уже использовали все возможности сокращения кадров. Иначе это может привести к серьезным социальным последствиям.
Введение НСОТ в федеральных образовательных учреждениях с декабря 2008 года также прошло непросто. Важно, что нам удалось добиться концентрации средств федерального бюджета на эти цели. В результате переговоров были выделены дополнительные бюджетные средства на увеличение ФОТ на 30%, хотя министерства экономического блока в Правительстве РФ предлагали индексировать зарплату в бюджетной сфере в этот период лишь на уровне инфляции.
И при этом удалось сохранить действующий порядок использования образовательными учреждениями средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе для формирования штатов и заключения трудовых договоров.
В результате общая численность работников федеральных образовательных учреждений не претерпела в этот период масштабных сокращений.
Кроме того, удалось добиться исключения из плана рассмотрения Государственной Думой в летнюю сессию текущего года инициированного депутатами законопроекта, в котором было предложено отменить доплаты за должность доцента и профессора, установленные соответственно в размере 40 и 60%.
Под постоянным вниманием профсоюза и его студенческого координационного совета был вопрос улучшения стипендиального обеспечения студентов, в результате за 5 лет стипендия выросла более чем в два раза.
«Неэффективные» расходы
Система образования постоянно и особенно остро в последнее время критикуется за неэффективное использование бюджетных средств.
Суть проблемы в следующем. В начале 2009 года Минрегионразвития России подготовило методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, которая легла в основу принятого Правительством РФ постановления №322 от 15 апреля 2009 года.
Особенностью этой методики является то, что при расчете объема неэффективных расходов в сфере общего образования применяется целевое значение числа учеников, приходящегося на одного учителя, в количестве 15 человек. В результате применения этой методики субъекты подверглись резкой критике за неэффективное использование бюджетных средств.
С привлечением экспертов профсоюза проведен серьезный анализ предложенных расчетов, что позволило сделать вывод о том, что применяемое целевое значение числа учеников (15) на одного учителя является необоснованно завышенным для многих регионов России, поскольку не учитывает особенности расселения жителей конкретных территорий. Это ставит регионы в неравные условия и искажает реальный масштаб неэффективных расходов.
Позиция Минрегионразвития в этом вопросе, по нашему мнению, является ошибочной, а применение предложенной им методики расчета неэффективных расходов в сфере общего образования может привести к необоснованному массовому сокращению персонала образовательных учреждений.
Результаты проведенного анализа, а также соответствующие расчеты и обоснования мы направили Председателю Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой рассмотреть наше обращение и внести соответствующие изменения в действующую методику.
Нам кажется, что если в субъектах РФ и допускается неэффективное использование бюджетных средств, то происходит это по другим причинам, которые надо выявлять, а не делать оценки на основе этой методики.
Аттестация кадров
Последние три года дискутировался вопрос о необходимости разработки нового варианта Положения об аттестации педагогических кадров. В этот период регионам – участникам КПМО было предоставлено право разрабатывать свои положения, против чего возражал профсоюз, обоснованно считая это противозаконным, поскольку установление порядка аттестации педагогических работников по-прежнему относится к полномочиям соответствующе
Комментарии