Продолжается конкурс эссе, объявленный и проводимый совместно Московской организацией Профсоюза работников народного образования и науки и «УГ-Москва».
Полина ДЕРГАЧЕВА, учитель русского языка и литературы Центра образования №1474:
На ступенях школы…
Впервые поднимаясь по ступеням школы в роли учителя на свой первый урок, думаешь о многом. Но как в начале, так, скорее всего, и десять, и двадцать лет спустя задумаешься: а каким быть учителю?
Даже сейчас профессия учителя остается чем-то особенным. Не стоит верить тем, кто утверждает, что статус учителя падает. С детства в нас остаются любовь и уважение к преподавателю. Каждый человек вспомнит имя своего первого учителя, с теплотой и благодарностью отзовется хотя бы об одном преподавателе, недостижимо прекрасный идеал которого не покидает нас всю жизнь, незримо идет с нами через невзгоды и победы, помогает преодолевать трудности и решать сложные задачи.
Счастлив тот, кто встретит не одного такого великого наставника. Мне повезло, могу сказать без преувеличений: и своим выбором профессии, и своим интересом к литературе и русскому языку, к жизни я во многом обязана именно своим учителям. Всегда хочется быть похожей на них. А возможно ли это? Они были добрыми и чуткими, внимательными и строгими, добросовестными и человечными, профессионалами своего дела, после их уроков хотелось учиться. А смогу ли я стать таким же педагогом?
Педагогом, который зачаровывает ребенка словом, каждому уделит внимание, сможет доступно и четко объяснить материал, строго и объективно оценить ответ, увидеть искорку таланта в маленьком, но таком неповторимом человечке, сумеет любить каждого ученика, улыбаться, даже когда, казалось бы, нет сил…
И вот я иду по ступеням все выше и выше. Как символичны эти шаги! И даю себе маленькое обещание – так же идти всю жизнь вверх, с таким же трепетом в сердце открывать дверь класса и с улыбкой начинать каждый урок.
Пусть получится не все, но я буду стараться. Пусть за окном тоскливый дождик или метель резвится на школьном стадионе, я буду стремиться создавать на уроке обстановку творчества. Пусть не всегда буду видеть интерес в глазах детей, а повседневные заботы не позволят сделать каждый урок незабываемым, но почему бы просто не похвалить ученика за хороший ответ, ведь это уже немало.
И пусть наша профессия сложна, но учитель должен просто любить работу так, чтобы не представлять жизнь без постоянного пути в школу, без школьной лестницы, без неизменного подъема вверх…
Анна ЕВДОКИМОВА, учитель истории Пушкинского лицея №1500:
Моя профессия – самая лучшая
Об учительской профессии написано много умных, талантливых книг, пособий, хвалебных стихотворений и критических заметок, это ремесло осваивают в педагогических институтах и университетах. Хотя, на мой взгляд, учительствовать – это призвание, которое прочувствовать, понять можно далеко не сразу, а в ходе своей личной работы, каждодневной, трудоемкой. Вот в этом случае тайное, как говорится, становится явным. Не все выдерживают марафон с препятствиями и тяжелыми наградами. Ведь прежде чем требовать от других, нужно самому чувствовать себя уверенным, самодостаточным человеком. Прежде всего нужно себя приучить к дисциплине, выдержке, душевной щедрости. Начинать всегда лучше с себя любимого. Нет, конечно, не стоит задирать нос или, наоборот, превращаться в сухаря. Просто учитель – публичная профессия, это очень обязывает. Ну представьте себе, вы для кого-то стали примером, идеалом, кумиром, и, прости господи, у вас нет права на ошибку: «Мы в ответе за того, кого приручили». В детстве, как многие девочки, я думала, что из меня выйдет неплохая актриса. Сейчас я нисколько не жалею о своем выборе, потому что каждый день я иду по «красной ковровой дорожке» и играю моноспектакли. Сложность заключается в том, что я должна быть настоящей, чтобы самые суровые зрители мне поверили. За рампу, кулисы не спрячешься, от детей меня отделяет расстояние вытянутой руки, а не сцена.
Быть учителем московской школы вдвойне, даже втройне ответственно. Московские учителя – на «передовой» своей профессии. Перед нами много обязывающих составляющих: нужно знать много и многое, быть первооткрывателем, быть модным, современным, знакомиться с достижениями сегодняшнего дня и знакомить коллег. В столице больше возможностей, это нужно принять и смириться, глупо завидовать или размахивать руками, мол, «ну это же москвичи, им и карты в руки». Да, в Москве первыми узнают, читают новинки, проверяют программы, испытывают их. Но странно, если бы было как-то иначе. Нагрузка на московского учителя ложится особая, ритм жизни меняется, он просто ускоряется с такой скоростью, что иногда становится страшно. И темп мегаполиса нужно выдержать. Ведь «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Без самоиронии, самоанализа не стать профессионалом. Я навсегда обрекаю себя на учебу, без гибкости мышления не получится контакта с поколением новых ребят – как известно, дети уходят из школы, а мы остаемся. Я учусь вместе со своими учениками: я учу их, а они меня. Как в любой семье происходит обмен опытом, знаниями, эмоциями, так и в школе мы единое целое. Причем семья большая, многонациональная, многоконфессиональная, разноплановая в социальном, культурном плане. В нашем лицее собраны дети из разных уголков Москвы и Московской области, из регионов. Это своеобразная нагрузка, психологическое давление на учителя, ведь нужно сплотить, подружить, решить конфликтные ситуации, которых не избежать, нужно создать коллектив (1-й «А», 8-й «Б», 10-й «В»), вдохнуть в него жизнь, поставить на ноги, воспитать, научить и отправить в большое плавание. И в этой эмоциональной работе не потерять собственного лица, здоровья, чего уж там скрывать, равновесия сил, быть не просто профессионалом, а остаться Человеком. Наша профессия омолаживает, если это понятие еще можно применить к мегаполису. Я работаю с детьми, а они точно не дадут скучать. От своих старших коллег я получаю дополнительный заряд энергии, они более бесстрашные, что ли… И действительно всегда молодые, душой, настроем. Заслуженный отдых – непозволительная роскошь. А как же «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Чтобы уметь прощать шалости подопечных, нужно быть самому живым и любить жизнь и уважать свою профессию.
Возвращаясь к началу своего сочинения, я снова задумываюсь над вопросом: а можно ли научить быть московским учителем, а самое главное – как это сделать? Все очень быстро меняется, и, наверно, только жизни подвластна методика преподавания такого громоздкого предмета. Только на практике понимаешь, как порой теория далека от реалий современной жизни. Только решив сложную педагогическую задачу, чувствуешь себя профессионалом, значит, прошел боевое крещение. Ученики сами скорректируют твою методику преподавания, общения. Появится что-то свое, при всем уважении к классикам педагогике, не получится «под копирку». Но только с одним небольшим условием – если есть желание, работоспособность и вкус к жизни. Главное – не сломаться или чтобы не сломали. А возможностей для самообразования очень много, особенно в современных столичных условиях. Творческий потенциал учителя, этой профессии растет. Стимулы, поощрения, награды, конкурсы в изобилии предложены для современного учителя, интерес к этой профессиональной нише на сегодняшний день действительно на подъеме. Наконец-то разбит стереотип об одинокой, забитой, «серенькой учительнице» (не могу не вспомнить фильм «Дорогая Елена Сергеевна»), жаждущей сострадания. Конечно, есть свои подводные камни, не хочется сейчас об этом. Наверное, от этого спасают цель работы и ее конечный результат, успешность твоих учеников – вот самая главная награда. Благодарная, получается, профессия. Ну а то, что не все сразу, так на каждом производстве есть свои издержки. «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать», но я учитель, значит, мне нужно быть мудрее, добрее, сильнее, и я точно знаю, для чего я это делаю.
И все-таки «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Комментарии