В нашем обществе продолжаются споры о путях модернизации образования. Несмотря на разнообразие суждений, ни у кого не вызывают сомнений принципиальные позиции, сформулированные Президентом России В.В. Путиным, которые заключаются в том, что теперь нельзя дать образование однажды и на всю жизнь.
Мало даже учиться всю жизнь. Приходится учить учиться, чтобы не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но самим формировать эти изменения на благо страны.
Показательно, что на Съезде ректоров России, где прозвучали эти слова, президент подчеркнул: «Считаю важным модернизировать и отечественную систему военного образования. Я в зале вижу много военных, и они поймут, о чем я говорю. Надо отметить, что в связи с новыми угрозами такая задача сегодня стоит не только перед Россией. Но и здесь у нас много позитивного накоплено. Забывать позитивный опыт в сфере военного образования тоже абсолютно неправильно».
Этот опыт позволил нам в сложных условиях найти пути реформы военно-медицинского образования, которая стала одним из приоритетных направлений совершенствования медицинского обеспечения Вооруженных Сил.
Императивы времени
Профессионалам медицины в силу специфики нашей сферы деятельности, ее особой наукоемкости раньше, чем представителям других профессий, пришлось столкнуться с необходимостью непрерывного образования. Это требование, к примеру, в 1987 г. сформулировано в Декларации по медицинскому образованию 39-й Всемирной медицинской ассамблеи: «Медицинское образование есть процесс непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления в вуз и заканчивающийся после прекращения врачебной практики. Все врачи приговорены к пожизненному обучению».
Коренные перемены 90-х годов предъявили новые, жесткие требования к военной медицине, вызванные изменениями условий жизнедеятельности Вооруженных Сил, а также законодательной базы.
Были введены государственные стандарты высшего профессионального образования, новые направления и формы обучения, законодательно закреплена практика многоуровневой подготовки специалистов, разработана новая система непрерывного последипломного образования врачей. Ныне базовое медицинское образование не дает права самостоятельной деятельности. Его врач получает только после дополнительной подготовки по одной из программ последипломного образования.
Потребовались адекватные изменения системы военно-медицинского образования. Их характер определялся также изменением задач и условий деятельности медицинской службы Вооруженных Сил. Военная медицина испытывала все те трудности, которые выпали нашей армии – сокращения численности, отток кадров, вызванный падением уровня жизни офицеров и престижа военной службы, скудное, недостаточное финансирование. Причем, несмотря на сокращение Вооруженных Сил, общий объем задач не уменьшился, а резко вырос, так как в несколько раз увеличилось количество обслуживаемых военной медициной. Законодательно в их число были включены семьи военнослужащих и военных пенсионеров.
Ясно, что сложнейшие проблемы, накопившиеся за долгие годы, невозможно решить в рамках подходов прежних времен. Для этого нужны принципиально иные решения, которые позволили бы при сокращении численности медицинской службы Вооруженных Сил и уменьшении затрат гарантировать качество медицинского обеспечения. Таков единственно возможный ответ на жесткие, императивные требования времени.
Высшая школа профессионализма
Важнейший, ключевой параметр качества – квалификация кадров. Именно поэтому одним из приоритетов совершенствования медицинского обеспечения армии и флота стала реформа военно-медицинского образования, суть которой в том, чтобы, сохранив все лучшее, что было в прежней образовательной системе, поднять ее на уровень современных требований, государственных и международных стандартов, сделать более эффективной и менее затратной.
Одним из направлений реформы стало повышение эффективности использования учреждений военно-медицинского образования. Были созданы факультеты последипломной подготовки (первичной специализации по терапии и хирургии) в Российской военно-медицинской академии, Томском, Саратовском и Самарском военно-медицинских институтах, факультеты военного обучения в Ростовском, Владивостокском государственных медуниверситетах и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Основная задача этих вузов и факультетов – базовая и первичная последипломная подготовка врачей. А чтобы система военно-медицинского образования могла обеспечить дальнейший профессиональный рост кадров до высших ступеней российских и международных стандартов, требовалось еще одно звено – научно-методический центр послевузовского и дополнительного образования. Требовался новый, эффективный инструмент реализации задач военной реформы в сфере подготовки военно-медицинских кадров. И он был создан.
В 1997 г. постановлением Правительства России №216 военно-медицинский факультет при Российской академии последипломного образования был преобразован в Государственный институт усовершенствования врачей Министерства обороны РФ. В нем обучаются практически все категории военно-медицинских специалистов от среднего медперсонала и начинающих врачей до руководящих и научно-педагогических кадров Вооруженных Сил. Институт стал ключевым военно-медицинским вузом, реализующим все программы последипломного образования, по сути, высшей школой мастерства профессионалов военной медицины.
Потенциал роста
С момента создания институт стал на путь динамичного развития, сконцентрировал мощный научно-педагогический потенциал, сочетающий богатейший опыт ученых и практиков, главных медицинских специалистов Министерства обороны, активно участвующих в научной и учебной работе, что придает ей гибкость, способность оперативно откликаться на новые задачи и потребности медицинского обеспечения армии и флота.
Институтская наука, образно говоря, многократно проверена боем. Многие офицеры вуза обладают опытом организации медобеспечения войск на ответственных участках, в боевых условиях «горячих точек» – в Афганистане и на Северном Кавказе, в Приднестровье и на Балканах. И они с честью справлялись с трудными задачами, принося в войска, на передний край достижения науки, проверяли их экстремальными условиями, обогащали уроками боевой обстановки, находя пути решения проблем медицинского обеспечения в условиях вооруженных конфликтов, антитеррористической борьбы.
Возможности института связаны и с уникальностью его клинических баз. Это ведущие медучреждения Вооруженных Сил. В них расположены институтские кафедры, практикуют ученые, педагоги, обучаются слушатели. А многие специалисты госпиталей защитили в институте диссертации и при его поддержке продолжают научную работу. Так на деле достигается единство науки и практики.
Учебная база вуза позволяет увеличить число обучаемых. Готовя на договорной основе специалистов для других ведомств и зарубежных стран, он зарабатывает средства для повышения качества учебного процесса и научных исследований и способен расширить эту сферу деятельности.
Привлекательность института для специалистов из зарубежных стран, прежде всего СНГ, позволяет более активно использовать его в интересах интеграционных процессов, в том числе и в военной сфере, для подготовки медицинских кадров армий стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности, формирования единых подходов к решению злободневных проблем.
Словом, пока в обществе шла дискуссия о том, должны ли учреждения образования заниматься наукой, военная медицина создала новую, продуктивную в научном и учебном плане, эффективную экономически модель такого единства, обладающую значительным потенциалом дальнейшего роста. Для развития военной медицины, ее образовательной сферы необходимо наращивать возможности института как полигона новых военно-медицинских образовательных технологий, внедрение научных достижений, превратить его в научно-производственный комплекс с собственной клинической базой, объединяющий науку, образование и практику. Это особенно важно в свете требований Военной доктрины РФ, установленных ею основных направлений развития военной организации государства, одним из которых является повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, а также военной науки.
Нам предстоит еще немало сделать для совершенствования военно-медицинского образования, повышения его эффективности. И Государственный институт усовершенствования врачей является ключевым инструментом Главного военно-медицинского управления Министерства обороны в решении этих задач. Он активно занимается научной проработкой важнейших проблем совершенствования медицинского обеспечения армии и флота, подготовки кадров, внедрением современных информационных технологий, созданием системы дистанционного обучения и способен стать ее ядром, что позволит перейти к непрерывному образованию и тем самым наименее затратным, самым экономически целесообразным путем обеспечить Вооруженные Силы квалифицированными медицинскими кадрами. Это придаст системе подготовки военно-медицинских кадров новое качество, послужит подъему их профессионализма на более высокий уровень, необходимый для реализации задач военной реформы в военно-медицинской сфере.
Комментарии