Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения: Программа развития столичного образования для нас ключевая. Сегодня дошкольными формами образования охвачены 363 тыс. детей, 770 тыс. человек у нас обучаются в школах, 110 тыс. человек – в учреждениях начального и среднего профессионального образования, 1,2 млн студентов – в вузах, расположенных на территории Москвы. Более 600 тыс. человек обучаются в системе дополнительного образования, поэтому каждый пятый москвич так или иначе вовлечен в систему образования города. Поэтому программа и стала ключевой с точки зрения городского развития.
На сегодняшний день цели программы сформулированы следующим образом: мы должны отвечать современным требованиям общества, работать на перспективу, сосредоточить свое внимание на каждом москвиче, обучающемся в наших учебных заведениях, создать условия для развития его творческого потенциала и его успешной социализации.Эта программа была разработана с помощью экспертного совета, который был создан именно для подготовки данной программы и в который входили более 120 экспертов. Обсуждение этой программы на начальном этапе проходило во всех школах и в большинстве других образовательных учреждений. С 5 февраля 2011 года шло обсуждение этой программы на официальном сайте Департамента образования. К нам поступило более 2 тысяч предложений, большая часть из которых была учтена при разработке программы. Более 20 мероприятий по обсуждению проекта программы прошли на разных площадках города. Мы получили очень серьезный вклад в эту программу как со стороны общественности, со стороны родительской общественности, так и со стороны ведущих педагогов и научных сил города. Поэтому сегодня есть те показатели, которые обозначены в индикаторах программы.В качестве приоритета прежде всего мы выделяем доступность образования.Сегодня мы работаем в совершенно особых условиях. Мы принимаем тот демографический вызов (и мы ему рады), который сегодня есть в нашем городе. Нынче поколение выпускников, которые оканчивают школы, составляет 72 тыс. учащихся. Вместе с тем у нас есть 126 тыс. детишек, которые родились в Москве в 2010 году. Поэтому наша программа сформирована с учетом растущего детского населения города. Так, например, если говорить о программе дошкольного образования, то численность воспитанников детских садов увеличится в ходе реализации программы с 363 тыс. до 497 тыс., и дополнительно в системе дошкольного образования будет создано 120 тыс. мест. Особое внимание в программе уделено образованию детей и лиц с ограниченными возможностями во всех видах образования. Для нас это принципиально важно, чтобы дети с ограниченными возможностями имели доступ к образованию с самых ранних лет жизни (когда это необходимо этим детям) и чтобы это образование было непрерывным на протяжении всей жизни, чтобы оно вело к успешной социализации тех детей, которые имеют ограниченные возможности.Сегодня Москва имеет огромный потенциал по развитию образования, она может ставить перед собой амбициозные задачи. Мы будем стремиться к тому, чтобы не просто сохранить здоровье наших детей, но и создать, внедрить такие программы, которые приведут к хорошему физическому развитию наших детей, подростков и молодежи. Программа ориентирована на то, чтобы впитать все лучшее, что мы сегодня имеем в городской среде, московское образование сегодня должно быть погружено более серьезным образом в городскую среду и более активно использовать те возможности театров, музеев, научных учреждений, которые расположены на территории Москвы. Мы говорим о сопряжении всех программ по всем дисциплинам на уровне города, для того чтобы иметь более глубокий, лучший эффект на территории Москвы в плане образования.Сегодня прежде всего мы говорим о качестве дошкольного образования. Это индивидуализация образования, усиление акцента на развитие личности каждого ребенка с учетом того, что каждый ребенок имеет свою траекторию развития и свои темпы развития: кто-то медленнее, кто-то быстрее. Наши новые педагогические методики, которые сегодня готовятся, рассчитаны на индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом тех здоровьесберегающих технологий, о которых я говорила. Материально-техническая база, которая положена в основу программы, позволяет реализовывать эти методики. Например, мы стремимся к тому, чтобы все дети к 2016 году имели возможность к семи годам научиться плавать, плавание будет важнейшей составляющей здоровьесберегающей технологией для дошкольного образования. По школьному образованию, если сейчас у нас 775 тысяч школьников, то в 2016 году у нас должно быть 914 тысяч. Мы разработали все программы по созданию дополнительных мест в школьных образовательных учреждениях начиная с 2013 года. Но все-таки в системе школьного образования основной акцент идет на развитие методик преподавания, контента преподавания и технологий преподавания, причем вперед мы выдвигаем преподавание и делаем акцент прежде всего на естественно-научных дисциплинах. От 15% современного оснащения естественно-научных кабинетов в этом году мы переходим в 2016 году к 100% оснащению современным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии и других естественно-научных предметов, в отношении которых (как мы считаем) должен быть сделан существенный прорыв в московском образовании. Важной темой для московского образования становится информатизация образования. Уже со следующего года все школы будут оснащены широкополосным Интернетом, и дальше мы начинаем реализовывать программу доступности современных программ образования как по развитию информационного пространства, так и для образования, поддержания педагогического процесса для преподавателей, для самих учащихся. Информационная среда будет важнейшей составляющей для развития и взаимодействия школы и общественности – родительской общественности и тех людей, кому небезразличен сам процесс образования. У нас есть учреждения начального профессионального образования, в которые сегодня конкурс сопоставим с конкурсом в высшие учебные заведения. Мы будем всячески стремиться развивать научно-техническую базу этих учреждений во взаимодействии с работодателями, планируем, что трудоустройство этих выпускников и их успешность, основанная действительно на выявлении способностей детей и их развитии, будет приближаться к 100%, потому что сегодня все условия и спрос на такие специальности, на такое обучение в Москве есть. Мы надеемся, что те программы, которые сейчас разрабатываются и реализуются во взаимодействии с работодателями, приведут нас к искомому результату.Москва – крупнейший город России, который дает высшее образование. Сегодня мы свои программы нацеливаем на более тесное взаимодействие вузов и других видов образования, в том числе по методической помощи, по вовлеченности педагогического состава, ставим задачи в отношении вузовского образования: развитие стандартов образования; повышение требований к вузовскому образованию и тем профессиям и специальностям, которые востребованы на территории Москвы. Совершенно особая программа – программа социализации студентов, потому что студент должен не только получать образование, но и быть успешно социализирован во время студенческой жизни и в дальнейшем, во время его работы. Все параметры образования подкреплены мероприятиями по укреплению материально-технической базы, по развитию профессионального сообщества. Все наши мероприятия имеют бюджет, который согласован со всеми департаментами. Мы планируем в конце сентября завершить обсуждение программы. Нам нужна еще одна итерация, для того чтобы услышать мнение тех людей, которые хотят на нее откликнуться.
Комментарии