В системе московского образования родители вместе с учителями и учащимися – равноправные участники образовательного процесса. Работа общественного объединения – городского совета родительской общественности – тесно связана с задачами, решаемыми Департаментом образования, с проблемами, волнующими родителей учащихся и самих учеников. Совет стремится охватить и привлечь к своей работе как можно большее число родителей и учащихся различных образовательных учреждений Москвы: дошкольного, среднего общего, среднего профессионального, дополнительного образования, образования детей с ограниченными возможностями. Направления его деятельности определяются городской целевой программой развития образования «Столичное образование-4», приоритетным национальным проектом «Образование».
Усиливающиеся тенденции к расширению общественного участия в управлении образованием позволяют нам совершенствовать формы школьного соуправления и самоуправления. Уже сейчас 36% образовательных учреждений имеют попечительские советы или фонды попечителей, членами которых в основном стали родители. В 9% школ действуют управляющие советы, включающие в свой состав родителей, учителей, учащихся старших классов, выпускников и представителей местного сообщества. Предприятия и организации пока слабо сотрудничают со школой, а мы, родители, хотели бы видеть в составе органов самоуправления представителей бизнеса, ведь именно потребности бизнеса и промышленности в большей степени формируют общественный заказ на образование. Накопленный с 2003 года образовательными учреждениями Москвы опыт по организации и работе управляющих советов может служить основой для принятия соответствующей законодательной базы.
Городской совет родительской общественности поддерживает действия Департамента образования, направленные на повышение значимости и эффективности работы органов самоуправления, на обеспечение открытости образовательных учреждений. Для наиболее успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» требуется широкая общественная поддержка и педагогической и родительской общественности. В этом учебном году в рамках конкурса школ, внедряющих инновационные программы, эксперты из числа родителей, провели 93 экспертизы образовательных учреждений. Для повышения качества проведения экспертиз в новом учебном году мы продолжим подготовку общественных экспертов на базе Московского центра качества образования. Следует обратить внимание на более широкое представление и распространение опыта победителей конкурсов – учителей школ, публикуя его в специальных изданиях для родителей, освещающих этот опыт.
Прошедшие родительские и ученические конференции по обсуждению итогов конкурса «Строим школу будущего» позволяют говорить о заинтересованности родителей в перспективных направлениях развития образования. Как показывают опросы, родительскую общественность Москвы более всего волнует поддержка массовой образовательной школы: это и достижение современного качества образования, и создание условий для получения доступного образования, и повышение статуса учителя, и образование детей-инвалидов, и улучшение материально-технического обеспечения школ, сохранение здоровья учащихся, безопасность и профориентация, и трудовое воспитание.
Росту качества образования в немалой степени способствует распространение проектной деятельности. В городах и округах стало традицией проводить выставки детских достижений, набирает вес ученическое, социальное и школьно-семейное проектирование. Считаем, что необходима поддержка и практическая реализация социально значимых проектов на уровне города.
Все большее стремление образования к открытости требует создания системы независимой общественной экспертизы образовательных учреждений как постоянно работающей формы оценки и самооценки школ с привлечением к экспертизе учителей, родителей, учащихся. Члены городского родительского актива входят в состав Комиссии по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, в жюри различных педагогических конкурсов.
В среде родительского актива получила большую поддержку идея создания Общественной палаты по образованию города Москвы, в состав которой вошли и представители различных родительских объединений и организаций. Мы надеемся, что активная деятельность органов школьного общественного самоуправления и Общественной палаты позволит решать на уровне образовательных учреждений многие вопросы, связанные с жизнедеятельностью школы, возникающие конфликтные ситуации.
Родительские советы образовательных учреждений, кроме материальной поддержки, продолжают участвовать в разработке и осуществлении школьных программ развития, в осуществлении мер по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Хотелось бы сослаться на предложение родителей – как-то упорядочить количество городских, окружных и районных мероприятий, проводимых по линиям всех департаментов и комитетов, с участие школ. И еще, родители предлагают, чтобы мероприятия, где участвуют дети, были бы более тесно связаны с учебными темами. Несмотря на растущие предложения частных образовательных учреждений, родители предпочитают государственное образование, так как оно, по нашему мнению, гарантирует более высокое качество.
Серьезное внимание родители уделяют выполнению городских мероприятий, связанных с объявленным мэром Москвы Годом ребенка. Мы предложили в рамках этих мероприятий проведение конкурсов, семинаров, «круглых столов», конференций. Особое внимание мы хотим уделить семейному чтению как основе семейного воспитания. И главная задача, которую наметила для себя родительская общественность на следующий учебный год, – это дальнейшее внедрение государственно-общественных форм управления в образовательных учреждениях столицы в содружестве с наукой и поддержкой Департамента образования.
Комментарии