Прошло более 40 лет с тех пор, когда было положено начало одному из самых ярких движений в образовании – коллективному опыту липецких школ. Одним из зачинателей его был ученый-педагог, психолог Константин Москаленко. С помощью учителей города и области он ввел комплексную коллективную работу, в которой главным было «здание интеллектуального ресурса растущего человека, способного обеспечить ему свободу в образовании и в жизни» Стратегическим направлением стало тогда совершенствование методики организации урока. Образование города и сегодня имеет свои особенности, липецкий опыт совершенствуется, развивается, и практика показала, что он вполне может быть применим в современной школе в новых реалиях. Об этом мы и беседуем с Анной ШАМАЕВОЙ, председателем Департамента образования администрации г. Липецка.
СтатфактДепартамент образования администрации Липецка является учредителем 93 образовательных учреждений города различных типов и видов. Контингент обучающихся и воспитанников на начало 2006-2007 учебного года составил 46099 человек. В подведомственных образовательных учреждениях заняты 4936 педагогических работников.В 2006 году в бюджете города объем финансирования на содержание образовательных учреждений составил 1030 млн руб. (17% бюджета города).Зафиксированный рост экспериментальных площадок школьного уровня (с 16 до 24) – свидетельство положительных тенденций в развитии школ и муниципальной системы в целом.По итогам 2005-2006 учебного года 9 общеобразовательных учреждений стали победителями приоритетного национального проекта «Образование» и получили грант в объеме 1 миллиона рублей.
– Анна Митрофановна, реформирование муниципальной образовательной системы предполагает освоение педагогических новшеств. Как это происходит в Липецке?
– Инновационные изменения сегодня затронули главные направления школьной жизни: содержание и структуру образовательного процесса, экономику отрасли, способы управления ею. Они призваны обеспечить достижение нового качества образования. Изменения в области содержания и структуры образования связаны прежде всего со способами обеспечения его дифференциации и ориентированности на личностные потребности ученика. В связи с этим в 2005-2006 учебном году 58 образовательных учреждений Липецка ввели раннее изучение иностранного языка, 38 – информатики, 36 – раннее освоение курса обществознания. Количество классов, в которых ведется раннее изучение предметов (а это, помимо указанных, химия, физика, естествознание, геометрия и другие), превышает 600. Увеличивается число школ, в которых учебные предметы осваиваются по программам углубленного изучения и на профильном уровне. Реализуя Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования, муниципальную программу перехода на профильное обучение, все общеобразовательные учреждения города к настоящему времени организовали предпрофильную подготовку выпускников девятых классов через введение учебных занятий профориентационного курса «Мои профессиональные планы» и элективных курсов, перечень которых в муниципальном информационном банке составляет свыше двухсот наименований. Все это потребовало создания соответствующих локальных актов муниципального и школьного уровней, разработки и апробации методических материалов, связанных с организацией предпрофильной подготовки, использованием портфолио выпускника основной школы при формировании профильных классов, с проведением психолого-педагогической диагностики готовности к профильному и профессиональному самоопределению. В школе понимают необходимость освоения новшеств, связанных с дифференциацией и индивидуализацией образования, в том числе через возможности профильного обучения, однако масштабы и интенсивность их развертывания сдерживаются порой по финансовым причинам.
– Мне кажется, освоение педагогических новшеств, которое активно ведется в городе, сложно реализовать без активного участия общества и семьи в управлении образованием…
– Переход к государственно-общественному управлению в городе идет по трем основным направлениям. Это, во-первых, демократизация муниципальной власти и ее структур через создание совещательных, координирующих органов, во-вторых – развитие различных ассоциаций, которые объединяют участников образовательного процесса, в-третьих – организация деятельности общественных советов, в которых представлены все те, кто заинтересован в качественном образовании. Безусловно, формирование модели государственно-общественного самоуправления сопряжено с некоторыми проблемами, это и отсутствие федеральной нормативной базы, и преобладание административного стиля руководства у некоторых руководителей, инертность части родителей. Сюда же можно отнести и недостаточную заинтересованность самих представителей общественности в управлении образованием, а также экономическую непривлекательность системы образования для инвестиций со стороны предприятий, организаций, частных лиц. Тем не менее инновационные изменения уже позволили муниципальной образовательной системе стать более открытой и демократичной. Так, успешно реализуются социальные проекты власти, представителей экономики, бизнеса, производства и школы «Чужих детей не бывает», «Одаренные дети», «Здоровье детей – здоровье нации» и другие. Заметное влияние на городскую политику в области образования оказывает созданная несколько лет назад Ассамблея родительской общественности. Опыт ее сотрудничества с администрацией города, городским Советом депутатов, департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта можно признать успешным. Так, Совет ассамблеи получил возможность входить со своими предложениями напрямую к администрации города, городскому Совету депутатов и влиять на принятие решений. Деятельность Ассамблеи родительской общественности, попечительского совета образования активизировала работу школьных родительских комитетов, способствовала созданию управляющих советов. Для реализации новой государственной модели управления образованием в 2003 году был создан совет руководителей образовательных учреждений, первым председателем которого стал Виктор Цопа, директор гимназии №1, заслуженный учитель России. Сегодня совет директоров возглавляет опытный руководитель – директор средней школы №46 Андрей Кузнецов. Главная задача совета – обсуждение проблем городского образования на стадии принятия решения. На заседаниях рассматриваются вопросы, связанные с рациональным распределением средств, выделяемых из бюджета, проведением капитальных ремонтов, закупкой оборудования, социальной поддержкой и защитой интересов педагогических работников.
С 2003 года работает координационный совет по реализации образовательных проектов (руководитель – специалист нашего департамента Галина Севостьянова). Этот коллегиальный орган определяет приоритетные направления инновационной деятельности, ведет отбор образовательных инициатив, организует экспертизу заявок на присвоение статуса городской экспериментальной педагогической площадки и опорного учреждения в системе образования города, координирует их деятельность.
– В чем видится вам суть оптимизации муниципальной системы образования?
– Не в увеличении числа инновационных учреждений (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов), а в расширении сети инновационных площадок, расположенных в разных частях города и разрабатывающих актуальные идеи педагогической теории и практики. Это идеи непрерывного образования, интеграции общего и дополнительного образования, информатизации образовательного процесса, формирования воспитательных систем, в том числе именных школ, которых в городе 22. Это апробация новых моделей образовательных учреждений: адаптивной школы, школы модульного обучения, школы полного дня. У нас 13 городских экспериментальных педагогических площадок. При этом сеть городских экспериментальных педагогических площадок с сентября 2006 года перестала быть закрытой. Основанная на сетевом партнерстве, она предполагает совместные программы, проекты, исследования, конкурсы, другие события, транслируемые на муниципальную систему. В них может участвовать любое образовательное учреждение и таким образом, не имея статуса городской экспериментальной площадки, осваивать то или иное педагогическое новшество. Координация взаимодействия внутри сети ведется специалистами нашего департамента, научными руководителями и консультантами – учеными вузов Липецка, Пензы, Москвы, педагогическими коллективами школ города, имеющих статус опорных в системе образования. Начав функционировать в этом статусе с сентября прошлого года, они должны будут стать центрами методической работы муниципального уровня, оказывать помощь в освоении апробированных педагогических инноваций. Обеспечение открытости сети муниципальных инновационных площадок позволит и в следующем году другим образовательным учреждениям участвовать в приоритетном национальном проекте «Образование».
– Достигли ли инновации своей цели – повышение качества образования? Можно ли говорить об этом уже сегодня или пока рано?
– Можно. Обязательное условие достижения нового качества образования – объективная оценка его состояния. Поэтому школы Липецка продолжают участие в экспериментах по введению ЕГЭ, освоению новой формы итоговой аттестации в девятых классах. Результаты ЕГЭ за весь период участия в эксперименте могут быть признаны удовлетворительными: показания успеваемости и качества знаний наших выпускников выше общероссийских. В условиях, когда общероссийская система оценки качества образования только складывается, остро чувствуется необходимость создания экспериментальных моделей оценки качества образования на муниципальном и школьном уровнях. Такие модели уже работают в гимназиях №№1 и 12. В прошедшем учебном году разработана муниципальная модель оценки качества образования. Она прошла экспертизу координационного совета по реализации инновационных проектов, была представлена для обсуждения руководителям образовательных учреждений. Ее внедрение позволит нам получить объективную оценку деятельности учреждений образования, обеспечить обоснованность принимаемых управленческих решений, повысить уровень информированности участников образовательного процесса и общественности о состоянии отрасли.
Заметим, что первоначальный вариант модели системы оценки качества образования предполагал выстраивание рейтинга образовательных учреждений, определение места каждого из них в муниципальной системе. Однако затем, после обсуждения в профессиональном сообществе, была принята модель, в которой образовательное учреждение сравнивается не с другими, а само с собой, на разных этапах своего развития. Это позволит подвергать анализу изменения, произошедшие в школе или гимназии, по различным параметрам в течение года, двух, трех и т.д. лет по отношению к первоначальному состоянию, каковым является 2005 год. Оценка образовательных учреждений будет осуществляться, таким образом, не по тому, как оно выглядит по сравнению с другими, а по той динамике состояния различных параметров, которая зафиксирована действующей муниципальной системой оценки качества образования. Именно динамика развития или ее отсутствие станет основанием для оценки деятельности образовательных учреждений.
Следует сказать, что Департамент образования определяет общие для всех критерии и параметры качества образования и мотивирует образовательные учреждения детализировать их, выходя на исследование личности и результатов обучения конкретного ребенка, деятельности конкретного педагога. Муниципальный уровень обобщения такой возможности не дает. Существующие в гимназиях №№1, 12 школьные системы интегрированы в муниципальную систему оценки качества образования и позволяют осуществлять экспорт и импорт данных из одной системы в другую, поскольку имеют сходную структуру. При этом они, так же как и муниципальная система оценки качества образования, разработаны с учетом потребностей образовательного учреждения, задач, которые перед ним стоят, ресурсными возможностями.
– Анна Митрофановна, на ваш взгляд, связаны ли друг с другом эффективность инновационных изменений и финансовая автономия школ?
– Эффективность инновационных изменений в муниципальной системе образования обеспечивается в определенной степени переводом на финансовую автономию. Сегодня уже 65 образовательных учреждений имеют возможность планировать бюджет, распределяя финансовые потоки в соответствии с реальными потребностями, контролировать расходование средств. Ежегодное наращивание объема финансирования на содержание образования в бюджете города, развитие различных форм внебюджетной деятельности в сочетании с финансовой самостоятельностью позволили укрепить материально-техническую и учебную базу школ и гимназий. Переход к подушевому финансированию, к государственно-общественному управлению отраслью, к формированию открытой, саморазвивающейся системы, отличительной особенностью которой станет массовый характер преобразований, – все эти проектные линии составляют ныне основу «Программы развития образования Липецка на 2006-2008 годы», и успешность инновационных процессов в конечном счете обеспечит решение главной задачи нашей современной образовательной политики – достижение нового качества образования.
Комментарии