Курс «Я – гражданин России» имеет пропедевтический характер. Главная цель: воспитание современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Курс призван содействовать подготовке учащихся к жизни в условиях новой России, адаптации к ее цивилизационным и социокультурным особенностям.
Пояснительная записка
Задачи:
усвоение школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих, и деятельности общественных институтов;
знакомство с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях;
воспитание качеств гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и самому себе, чувства собственного достоинства;
расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности;
знакомство с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
Особенности предлагаемого авторским коллективом подхода к построению курса состоят в следующем:
выстраивание вертикали с 5-го класса (в отличие от большинства обществоведческих курсов, которые рассчитаны на учащихся более старшего возраста);
усиление воспитательных и развивающих компонентов курса;
личная адресность курса, включение в структуру курса материалов, учитывающих интересы и потребности подростков;
опора на содержание других учебных дисциплин, изучаемых в том или ином классе;
органическая связь с дополнительным образованием, которое сегодня все более распространяется в школах;
обращение к острым проблемам современности, к тем их аспектам, которые близки подросткам и не оставляют их равнодушными;
включение в содержание курса психологических и историко-культурологических материалов;
обращение к историческим и художественным героям, обогатившим наше представление о гражданской культуре;
усиление практической направленности курса.
Программа для 5-го класса
(34 часа)
Введение (1 ч.)
Граждановедение как учебный предмет; его место в школьном образовании, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Роль курса «Я – гражданин России» в самопознании, самовоспитании и самореализации личности в условиях многогранной жизни современного российского общества и государства.
Содержание и структура курса «Я – гражданин России» в 5-м классе. Особенности учебного пособия и вариативные возможности работы с ним в классе и дома.
Раздел 1. Кто такой гражданин и как им стать? (3 ч. + 2 ч.)
Нравственные основания представлений о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность как общечеловеческие ценности (на примере литературных произведений и исторических персонажей разных стран мира). Гражданское участие.
Главный закон человеческого существования. Общество. Общественная жизнь. Общественное участие.
Гражданин. Гражданство и гражданственность, гражданские права и обязанности. Нравственные основы отношения к гражданству в российском обществе и в мире (на примере литературных произведений и исторических сюжетов, в том числе по истории древнего мира). Право на гражданство Российской Федерации. Нравственно-правовые основы российского гражданства в многонациональном государстве.
«Великий принцип гражданства» (на примере литературных произведений и исторических сюжетов, в том числе по истории древнего мира).
Символы Российского государства: флаг, герб и гимн. Ценностные основы государственной символики.
Темы для дополнительных и интегрированных занятий. Историко-культурная преемственность в развитии общественных отношений и многообразие их форм в разных странах мира. Традиции, их роль в жизни человека, народа, общества.
Граждане и подданные древнего мира: историко-культурные и ценностные основания отношений правителей и подданных в странах Древнего Востока; социально-политическое положение граждан в античных республиках, их права и обязанности (лабораторное занятие по документам).
Раздел «Я и моя семья» (8 часов)
Человек. Человек как часть природы, его родство и близость к ней, отраженные в языке, мифологии, народном творчестве (на примере литературных, исторических и изобразительных источников). Важнейшие отличия человека от мира животных: сознание, мышление, речь, способность к труду и творчеству, потребность в общении и др. Историко-культурное значение овладения огнем. Нравственные основы заботы людей об умерших.
Человек среди людей: внешние и внутренние черты сходства и различия. Представление о человеческой индивидуальности. Индивидуальность как личностная и общественная ценность.
Роль имени в жизни человека. Имя как атрибут индивидуальности. Происхождение имен и фамилий, их этимология. Общее в традициях имянаречения разных стран мира. Позитивное личностное отношение к собственному имени и фамилии (творческо-поисковые задания и микроисследования по эгоистории).
Духовные ценности как основа представлений человека о добре и зле, как ориентир его поведения в обществе. Совесть. Влияние общества на систему духовных ценностей и поведение человека. Пути самовоспитания (психологические тренинги и тестирование).
Мир увлечений как атрибут индивидуальности, способ самовыражения личности и общения с другими людьми (презентации коллекций и любимых занятий).
Дом как синоним семьи, близких людей, приюта и опоры в собственной жизни. Бездомные дети и проблема помощи им в России. Историко-культурное разнообразие жилых зданий и индивидуальности жилья (творческое проектирование). «Душевные составляющие» родного дома (психологические тренинги и тестирование).
Семья и ее роль в жизни человека и современного общества. «Древо родства», способы составления родословной. Интерес к истории своей семьи как личностная ценность (творческо-поисковые задания по родословной и семейному герботворчеству). История семьи в контексте отечественной истории (на примере родословной выдающихся людей России и ученических исследований). Нравственные основы неразрывной связи судьбы человека, истории отдельной семьи с историей и судьбой своей страны.
Темы для дополнительных и интегрированных занятий. Семья, виды семейных отношений и семейного воспитания в странах древнего мира.
Раздел «Я и другие» (8 часов)
Дружба как личностная и общечеловеческая ценность. «Кодекс дружбы» (на основе анализа исторических и литературных примеров, а также собственного опыта жизни).
Ответственность за судьбу и безопасность своих близких и друзей. Нравственные основания заботы о тех, кто нуждается в твоей защите и помощи (на основе анализа литературных примеров и собственных поступков).
Положительная гендерная самоидентификация. Разница характеров, интересов, увлечений мальчиков и девочек. Взаимоуважение как основа отношений между мальчиками и девочками (психологические тренинги, тестирования и дискуссии).
«Трудная минута» в жизни человека. Друзья истинные и ложные. Готовность прийти на помощь человеку в трудную минуту как черта характера личности и общечеловеческая ценность (на основе анализа литературных произведений и собственного опыта жизни).
Близкие люди, их роль в нашей жизни. Готовность ценить и беречь своих близких как личностная черта характера и общечеловеческая ценность (на основе анализа литературных произведений и собственного опыта жизни).
Темы для дополнительных и интегрированных занятий. Положение детей в странах древнего мира и системы школьного образования в них. Нравственные основания межличностных отношений в детских коллективах древнего мира (лабораторные занятия).
Этика межличностных и общественных отношений в древних странах Востока и Запада.
Раздел «Я и мои права» (8 часов)
Общественные нормы как требования общества к поведению людей в определенных историко-культурных условиях (на примере литературных и исторических произведений и опыта собственной жизни). Нормы права. Мораль и право, их роль в жизни современного общества.
Законы и правопорядок. Возможности человека и общества в демократической стране влиять на законы и правопорядок.
Права человека. Права ребенка, их особенности по сравнению с правами взрослого человека. Основные права граждан Российской Федерации (на основе элементарного анализа статей Конституции России).
Права и обязанности человека и гражданина: их единство и взаимосвязь. Основные обязанности граждан Российской Федерации (на основе элементарного анализа статей Конституции России).
Государственные и общественные организации по защите прав и интересов детей в Российской Федерации и на территории, где проживают школьники. Законы РФ и организации, защищающие права семьи. Возможности семьи в защите своих прав и интересов (на основе анализа литературных произведений и собственного опыта жизни).
Виды правонарушений: гражданские, уголовные и административные. Юридическая ответственность.
Конвенция о правах ребенка как «мировая конституция детей». Права ребенка на жизнь, имя, гражданство, родительскую заботу и неразлучение. Деятельность международных и российских организаций по защите прав детей.
Темы для дополнительных и интегрированных занятий. Правовое положение детей в странах древнего мира (лабораторное занятие).
Заключение (1 час)
Программа для 6-го класса
(34 ч.)
Введение (2 ч.)
Роль граждановедения как учебного предмета в формировании национально-культурной идентичности, воспитании чувства принадлежности к стране и обществу, родной культуре и родному языку. Чувство и образы Родины, разнообразие представлений о Родине. Образ России-матери (на примере литературных произведений и исторических сюжетов). Родина и чужбина. Можно ли поменять Родину? Родина и родной язык.
Любовь к Отечеству, ее действенный характер. Понятия «патриотизм» и «патриот». Представления о российском гражданине как сыне Отечества. История названия «Россия».
Понятие и чувство малой родины. Мой край и моя страна. Панорамное видение малой родины (квартал/село – город – регион). Чем знаменит мой край? (Творческо-поисковые задания)
Раздел «Я живу среди людей» (8 часов)
Общение, межличностные отношения. Основы общественной жизни через призму жизни в малых группах и их взаимоотношения с «большим обществом», правом и государством.
Значение общения. Человеческие существа, выросшие в изоляции и воспитанные в сообществе животных. Почему выжил Робинзон? (Творческо-поисковые задания). Социальные навыки и их значение.
Виды, средства и правила общения, с кем и как можно общаться? (На примере литературных произведений). Когда мне хорошо и плохо от общения? Качество общения: общение и взаимопонимание, внутриличностные и межличностные конфликты: почему они возникают (на примере литературных произведений). Умею ли я общаться? Одиночество (урок-дискуссия, обсуждение ситуаций из жизни подростков).
Способность человека действовать на основе личного выбора. Ситуации личного выбора. Выбор индивидуальный и выбор коллективный (на примере литературных произведений и исторических сюжетов). Понятия свободы и ответственности, контроля и самоконтроля. Ценности кооперации, коллективизма, свободы, справедливости (урок-дискуссия, творческо-поисковые задания).
Порядок, безопасность, закон как условия нормальных взаимоотношений людей, норма и ценность общественной жизни. Древняя потребность в коллективной защите и общеобязательных правилах совместной жизни. Право и бесправие (на примере литературных произведений и ситуаций из жизни подростков, творческо-поисковые задания). Правоохранительные органы.
Права человека как личное (естественное) достояние каждого человека (занятие по документам, обсуждение ситуаций из жизни подростков).
Адекватное поведение подростка в случае совершения против него преступления, во время задержания или ареста (правовая игра).
Раздел «Я и школа» (4 часа)
Школа как форма и опыт взаимодействия подростка с обществом. Школа – как ее понимают взрослые и подростки (урок-дискуссия по материалам литературных произведений и на основе жизненного опыта учащихся). Социальные роли, права и обязанности учащегося и учителя (направляемая дискуссия). Школа в средневековом мире, школа как общечеловеческая ценность.
Самооценка учащимся собственных успехов или неудач в школе, активизация познавательных функций внимания и памяти (урок-дискуссия с элементами эмоциональной рефлексии, исследовательской процедуры и психологического тренинга).
Раздел «Я» и «мы» (7 часов)
Понимание роли коллектива и места человека в нем. Коллективизм как ценность.
Чувство и образы «мы» («моей команды»), понятия коллектива и коллективизма, малой группы, групповой солидарности (на примерах литературных произведений и ситуаций из жизни подростков). «Команда» в моей жизни, что нас объединяет? Групповые привычки и обычаи (самостоятельное исследование с элементами эмоциональной рефлексии).
Понятие авторитета: авторитет команды и мой авторитет в команде, авторитет личный и формальный. Что значит быть лидером? (Проблемная дискуссия). Принадлежность к группе и стремление выявить свое «Я» (на примере литературных произведений и жизненных ситуаций, творческо-поисковые задания). Столкновение и разрыв с группой, конфликт в группе. Оценка и самооценка способностей к преодолению социальных привычек и барьеров, сущность воли и волевого поведения (на примере литературных произведений и ситуаций из жизни подростков).
Семья – моя «команда»? Взаимоотношения, которые продолжаются всю жизнь, ответственность родителей перед детьми и детей перед родителями. Связь поколений (направляемая дискуссия по материалам литературных произведений и жизненных ситуаций, знакомых подросткам).
Раздел «Я и люди, не похожие на меня» (9 часов)
Люди, не похожие на меня, – кто они? Мое отношение к людям, непохожим на меня. Толерантность.
Сходство и отличия мировых религий. Религиозная вера и суеверия. Ценности, нормы и образы христианства (православия и католицизма), ислама и буддизма. (Знакомство с культурными текстами разных религий). Секты: почему они возникают и как влияют на поведение человека?
Понятие этноса (этнокультурной идентичности): «мы» и «они». Культурное наследие разных народов как достояние всего человечества. Нация как понятие и чувство общности граждан одной страны. Согражданство. Нация и национальность. Выбор национальности – неотъемлемое личное право человека, одно из условий его свободы. Права национальных меньшинств (урок-практикум по документам).
Расовые различия как внешние особенности человека, не имеющие значения для его развития, – стирающиеся следы отдаленного прошлого, когда люди приспосабливались к различным условиям географической среды.
Умение понимать людей, непохожих на меня, и его значение. Понятия культурно-религиозной терпимости, уважения к обычаям других народов, культурного диалога. Традиции веротерпимости и культурной самобытности различных народов в России (направляемая дискуссия, творческо-поисковые задания).
Раздел «Я. Мои размышления» (4 часа)
Общение (диалог) человека с самим собой. К чему я стремлюсь и на чем основывается мое многоликое, сложное «Я»? Понятие личного и общественного идеалов (на примере литературных произведений и исторических сюжетов). Счастье как общий знаменатель всех устремлений человека, идеальное сочетание различных благ. Добро и зло как основа моральной оценки мира, человека и его поступков. Моральный выбор. Нравственное развитие человека и общества (уроки-дискуссии на основе литературных и культурно-религиозных текстов с установкой на понимание значения морального выбора).
Программа для 7-го класса
Введение (2 часа)
Понятие «Отечество». Патриотизм. Понятие «патриотизм» в историческом контексте.
Язык как средство общения. Родной язык как основа культуры народа и человека. Понятие «государственный язык» (на примере исторических сюжетов и литературных произведений).
Раздел «Родной край» (6 часов)
Понятие «малая родина». Пространство внесемейного общения подростка. Неформальное и формальное общение.
Чувство хозяина. Ответственность подростка за то, что его окружает. Правила поведения: кто их устанавливает. Нормы общежития.
Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края.
Страницы истории родного края. Памятники истории и культуры.
Понятие «земляки». Люди и их дела. Красота человеческих поступков. Знаменитые земляки. «Ближнее» и «дальнее» зарубежье.
Родной край сегодня и завтра: реальность и перспективы, мечты и прогнозы (творческо-поисковые задания).
Раздел «Россия – наш общий дом» (6 часов)
Понятие «административно-территориальное устройство». Национально-территориальные и административно-территориальные единицы. Названия исторические и современные.
Понятие «автономия». Автономия как показатель национально-культурной и государственной самостоятельности.
Понятия «Федерация» и «субъект Федерации». Федерация как форма государственного устройства. Разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. Порядок выборов в местные органы власти.
Москва – древняя столица России. Понятие «столица» и ее статус. Устав – основной закон столицы. Москва – многонациональный город.
Национальный состав России. Россия – семья народов. Чувство единства и национальной сплоченности. Ответственность разных народов за судьбу России. Проблемы межнациональных отношений и пути их разрешения.
История формирования России как многонационального государства (творческо-поисковые задания, основанные на исторических сюжетах и документах).
Раздел «Наше государство» (10 часов)
Понятие «суверенитет». Суверенность как признак независимой государственности. Декларация о независимости России (12 июня 1990 года) как отправная точка новой российской государственности. Признаки суверенитета. Россия в международном сообществе государств. (Практические занятия с опорой на документы).
Понятие «государственная символика»: герб, флаг, гимн. Из истории государственной символики России.
Понятие «Конституция». В чем состоит ее высшая юридическая сила как Основного Закона государства. Этапы конституционного развития России. Конституция Российской Федерации 1993 года: характеристика и особенности.
Президентская власть. Президент как глава государства и гарант конституционного строя. Функции и полномочия Президента РФ. Президента избирает народ.
Принцип разделения властей. Законодательная власть как выразитель воли народа. Порядок выборов в высший орган законодательной власти. Федеральное Собрание – российский парламент. Совет Федерации и Государственная Дума – палаты парламента.
Понятие «исполнительная власть». Правительство России и административные органы в субъектах Федерации. Председатель правительства: функции, полномочия. Как работает правительство.
Понятие «самоуправление». Выборные и назначаемые органы самоуправления. Самоуправление как выразитель интересов общества. Инициатива граждан – залог успешного развития государства.
Судебная «ветвь власти» в государстве. Российские традиции судопроизводства. Представление о судебной системе в России. Прокуратура как орган надзора за соблюдением законности.
Законотворчество и законопослушание. Понятие «правонарушение». Профилактика правонарушений. Понятие «правоохранительные органы». Система правоохранительных органов России. (Практическое занятие с опорой на документы).
Российская власть и народ: история взаимоотношений. Монархия и республика как формы государственного правления. История демократических традиций и институтов в России. (Творческо-поисковые задания с опорой на документы по отечественной истории).
Раздел «Я член общества» (9 часов)
Школьное самоуправление и практика работы школьных советов. Устав – как «основной закон» образовательного учреждения. Права и обязанности участников образовательного процесса. (Урок-дискуссия).
Понятия «общественная организация» и «гражданское общество». Общественные организации как выразитель интересов и воли социальных групп. Социализация личности.
Понятия «мораль» и «моральные нормы». Мораль – регулятор общественных отношений. Отличия норм морали от норм права. Нравственные и безнравственные поступки. Совесть как индикатор нравственной зрелости человека и здорового общества.
Свобода и вседозволенность. Пределы свободы человека в обществе. Социальные ограничители: мораль, традиции и обычаи, религиозные нормы, право. Чувство и понятие долга. Гражданский долг.
Роль интересов в развитии человека и общества. Что такое «разумный эгоизм». Конфликт личного и общественного интереса. Гражданская позиция. Иерархия интересов и ценностей современной молодежи.
Понятие «общественный порядок». Соблюдение общепринятых норм поведения и ответственность за их нарушение. Правовая культура человека. Роль правовой культуры человека в обеспечении общественного порядка. Содействие подростка правоохранительным органам в поддержании общественного порядка. Гражданская активность. (Уроки-дискуссии).
Справедливость как нравственная категория. Правда и ложь. Правдивость как черта нравственной личности. Кодекс чести современного подростка.
Человек и личность. Самопознание, самоопределение и самореализация личности. Поиск смысла и цели жизни. Выбор жизненного пути. Допрофессиональная ориентация подростка. (Уроки-дискуссии, обсуждение ситуаций из жизни подростков).
Гражданин и обыватель. Гражданственность как нравственная категория. Граждане, которыми гордится Россия.
Россия перед лицом исторического выбора: на пути к правовому государству, гражданскому обществу и достойному положению в мировом сообществе государств. Успех России зависит от индивидуального выбора каждого гражданина. Мы все в ответе за свою страну. (Урок – проблемная дискуссия).
Е. ВЯЗЕМСКИЙ, И. СЛЕДЗЕВСКИЙ, А. САВАТЕЕВ, А. РОМАНОВА, А. БОРОДИЧ, О. СТРЕЛОВА, Е. ЕВЛАДОВА и другие
Комментарии