Конечно, в успехе преподавания многих предметов, в том числе и права, многое зависит от личности преподавателя, однако и сам кабинет значит немало. Общеизвестно высказывание: «Образование – это то, что остается, когда все изученное забыто». Это справедливо, если точно определить, что же именно остается? Остается, вероятно, то, что невозможно забыть: ключевые идеи, схемы, иллюстрации, творческие замыслы ученика или студента. Часто это кабинет преподавателя. У каждого преподавателя накоплен по своей дисциплине немалый объем материала, позволяющий обеспечить учебный процесс. Одной из наиболее важных задач в преподавании является, на мой взгляд, не только глубокое знание дисциплины, но и грамотное методическое обеспечение занятий, что невозможно без кабинета. Кабинет – это помощник преподавателя в учебной работе.
В последние десятилетия широкое распространение получили методы активного обучения, которые побуждают учеников и студентов к активной познавательной деятельности в процессе овладения учебным материалом: проблемная лекция, эвристическая беседа с использованием ТСО, учебная дискуссия с использованием компьютерных технологий, исследовательская деятельность, выполнение практических занятий, работа с документом и т.д. Все это немыслимо без кабинета, и мы должны сделать все возможное, чтобы вызвать интерес у подростков, чтобы научить их учиться.
Поэтому при создании кабинета права я поставила задачу: сделать его таким, чтобы учащимся было удобно, комфортно работать, осуществлять связь теории с практическими занятиями, с другими предметами: историей, политологией, экологией. Чтобы уроки проходили в условиях творческой атмосферы.
Организация работы в кабинете права стала для меня внутренним фактором и помощником в проведении занятий, внеклассных часов, помогает мне самой раскрыться как творческой личности. При оформлении его я учитывала и освещенность. Так как окна направлены на север, кабинет права выдержан в светлых кремовых и желтых тонах, что создает комфорт. Естественно, за один год создать учебно-методический комплекс практически невозможно. Убеждена, что этот процесс очень трудоемкий. Но результаты быстро ощущаются, когда начинаешь работать с систематизированным материалом.
С чего следует начать эту работу?
1. Изучить примерную и рабочую программу по дисциплине.
2. Изучить требования государственного образовательного стандарта по преподаваемой дисциплине.
3. Написать календарно-тематический план.
4. Разработать рабочую программу.
5. Приобрести учебную литературу, нормативный материал, методическую литературу.
В кабинете есть инвентаризационная книга (с нумераций разделов) для удобного пользования:
1. Значительное место занимают технические средства обучения (видеокассеты с материалом по основным отраслям права, дискеты по основным отраслям права, электронный учебник по основам права). Они хранятся в отдельной упаковке.
2. Таблицы созданы руками студентов по ведущим отраслям права: конституционному, трудовому, семейному, уголовному, административному, гражданскому.
3. В кабинете права собран большой объем дидактического и раздаточного материала для закрепления изученного.
4. Отобран комплект учебной, нормативной и дополнительной литературы.
5. По каждой дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Государственная и муниципальная служба» составлены практические занятия.
6. Студентами собран значительный материал по темам:
промышленные предприятия Кузбасса;
символы моей Родины;
экология Кузбасса;
семья и брак;
Президент РФ;
глава администрации Кемеровской области;
как организовать свое дело;
умею ли я оформлять декларацию по налогам и т.д.
Кабинет права – это и место для воспитательной работы со студентами. Значительный материал собран «в помощь классному руководителю»:
Беседы о культуре – внутренней и внешней.
Беседы о здоровом образе жизни.
Советы деловым людям.
Я и моя профессия.
Как организовать «вечеринку» для студентов (в помощь классному руководителю).
Я и моя семья.
Роль папы в семье и т.д.
8. Успешно работает на базе кабинета права лекторская группа правового клуба «Фемида» (а это элементы исследовательской работы). Членами лекторской группы оформлены стенные газеты по новому российскому законодательству:
«Семья и брак», «Надо ли приватизировать квартиру», «Как устроиться на работу», «Расторжение трудового договора» и т.д.
9. В кабинете права подобраны творческие работы студентов в форме рисунков на определенную тему: «Формы правления», «Земля у нас одна», «Я и гражданство» и т.д.
Кабинет права постоянно пополняется. В этом году кабинет пополнился информацией (конфиденциальной) о подростковой преступности и беспризорности в Рудничном районе города Кемерово.
Данная исследовательская работа проводилась студентами колледжа для участия в городской научно-практической конференции «Интеграция науки, производства и образования, состояние и перспективы», которая состоялась 25 января 2005 года, где студентка лекторской группы правового клуба «Фемида» Вера Власова заняла первое место. Вера принимала активное участие в сборе информационного материала по данной проблеме. Налицо элементы исследовательской работы: сбор материала студентами, его анализ, синтез, применение знаний на практике.
Огромный материал совершенствования качества обучения и образования скрыт в целенаправленном формировании и развитии учебных умений, которые формируются в рамках одной-двух родственных дисциплин.
Поэтому при отборе учебного материала по конкретной дисциплине стараюсь использовать и устанавливать связь с другими дисциплинами. В кабинете права оформлен стенд: «Символы моей Родины», «Основные элементы общества», что позволяет изучать конституционное право в тесной связи с историей, политологией.
Деятельность преподавателя представляет собой совокупность учебной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической работы.
Очень важно для преподавателя обладать системой контроля качества знаний. Я часто использую тесты разного уровня. По всем дисциплинам к каждой теме студентами сделаны книжечки с понятиями. В кабинете есть сменный стенд «Сегодня на уроке», где помещены опорные понятия по определенному разделу программы. Собран значительный материал по изучению индивидуальных психологических особенностей группы («Познай себя и мир»).
Контроль знаний и умений студентов позволяет осуществить сборник задач по основным отраслям права «Найди ошибку», сборник договоров. электронный учебник по основам права, учебные пособия «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», дидактический материал «Как открыть свое дело».
В колледже проводятся олимпиады правоведов, в 2004 году члены лекторской группы участвовали в районном правовом конкурсе «Знаешь ли ты закон?», где команда колледжа заняла второе место. Это тоже наглядный результат проверки знаний. Для выполнения практических работ необходимо создать ситуации, моделирующие реальные условия. Такие ситуации есть в задачах по основным отраслям права: умей написать заявление на работу, составь резюме, оформи договор, напиши приказ, жалобу, исковое заявление. Это требует умения пользоваться справочным материалом, учебными пособиями, нормативными правовыми актами (законами).
Для этой цели в кабинете собран значительный нормативный материал: Конституция РФ. Новый ТК РФ, Уголовный кодекс РФ, С.К.РФ, ГК РФ, Законы РФ «О защите прав потребителей», Устав города Кемерово, Устав Кемеровской области, материалы, связанные с аттестацией муниципальных служащих, работа мирового судьи и др. Все это позволяет закреплять и совершенствовать знания студентов, а с другой стороны, у них формируются определенные профессиональные умения, которые потом применяются в реальной жизни.
И конечно, необходимо сказать о том, что в любом кабинете главной фигурой является сама личность педагога – это первый и основной компонент всей педагогической системы. Есть мудрые слова К. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Любовь к своему предмету, умение показать это учащимся, использование новшеств, инноваций, нетрадиционных форм обучения – необходимые составляющие профессиональной деятельности современного учителя. Стараюсь в кабинете права накапливать новый методический материал, авторские статьи из центральной печати, которые использую постоянно.
Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель правовых дисциплин горнотехнического колледжа, Кемерово
Комментарии