search
main
0

Наш Научный центр современных проблем воспитания работает с понятием “воспитательное пространство”, строит вместе с практиками такого рода пространства, осмысливает вместе с ними получающиеся результаты, радуется, когда они привлекают к себе внимание, когда они положительные и входят в широкую практику.

И вдруг щелчок в сознании: ведь все это было, было! Слов не было, а суть была.

Ко мне в руки попала книга Я.Н.Левина – руководителя межшкольной научно-практической лаборатории, функционирующей в Октябрьском районе Екатеринбурга Свердловской области, “Семнадцать уроков школьного воспитания. Из опыта работы педагогических коллективов отдела образования Администрации Октябрьского района”. В интересной работе речь идет о воплощении идей А.С.Макаренко в условиях этого района в настоящее время.

Книга оригинальна и в то же время в чем-то знакома. Привлекли внимание идеи, идущие от… Репенко, руководившего Октябрьским райкомом партии до перестройки.

Теорией, конечно, он не занимался, но вплотную занимался практикой воспитания в радиусе своего района. Ему хотелось, чтобы все работало на детство – не только детские сады и школы, но и каждое учреждение. Столовая, ресторан – пусть учат детей стряпать; милиция – пусть привлекает мальчиков к дежурству по району; больница – кружок для будущих сестер милосердия. Дети многим помогали и многому учились. Вот они-то и создали пространство заботы о людях.

Используя идеи А.С.Макаренко, традиции, которые сложились в этой области, педагоги Октябрьского района по сути дела создали то самое воспитательное пространство, которое ох как необходимо было бы иметь в каждом районе.

Я хотела поставить точку в своих размышлениях о влиянии прошлого на будущее в педагогике, когда получила книжку-журнал “Портрет многопрофильной школы по интересам”. Это портрет во времени и в пространстве СШ # 27 г. Кирова. Авторы ее – моя ученица, ныне зав. кафедрой педагогики Кировского ИУУ Л.Пикова и Л.Горев – директор этой школы, заслуженный учитель Российской Федерации.

Я бывала здесь, в этой школе “без стен”. В ее работе участвовали все взрослые, живущие в микрорайоне.

Многомерный получился портрет школы и ее педагогов, детей и родителей, ее воспитательного пространства.

Итак, Екатеринбург, Киров – такие разные и такие похожие “лица” школ, районов.

А что если объявить конкурс на создание подобной “картинной галереи”?

Людмила НОВИКОВА,

академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте