В нашем межрайоне действуют 533 дошкольные группы. В том числе полного дня, кратковременного пребывания, а также центры игровой поддержки. В совокупности их посещают 12234 дошколенка. В целом же сейчас в Москве более 630 многопрофильных школ, и около 560 из них имеют свои дошкольные учреждения.
А из нашего окна школа лучшая виднаВ возрасте трех лет малыш поступает в сад и автоматически становится учеником всего образовательного учреждения. И переходя из «дошколки» в первый класс данной школы, не преодолевает никаких сложностей. Администрация просто переносит его документы из одного корпуса в другой. Вопрос преемственности в данном контексте далеко не пустой звук: готовясь к школе, дошколята уже имеют определенное представление о ключевых параметрах своей новой жизни – какой будет учитель, какие одноклассники, какое здание и так далее. Сегодня, размышляя о различных аспектах преемственности, мы постоянно так или иначе возвращаемся к одному и тому же понятию – «взаимодействие». Оно играет основную роль в решении этой проблемы. Взаимодействие в жизни ребенка происходит на различных этапах: внутри образовательного учреждения; между образовательным учреждением и семьей. Вопрос установления преемственности между дошкольной группой и начальной школой во многом определяется созданием в пространстве учреждения эффективных условий образовательной среды. В результате формируется личность, готовая, то есть адаптированная, к обучению в школе и к дальнейшей, более «взрослой», жизни. Для маленького человека столь комфортный переход из одного состояния в другое, согласитесь, означает очень многое.Но не будем голословными: результаты говорят сами за себя – 65 процентов дошкольников в этом году перешли в первый класс своего же образовательного комплекса! То есть ближайшего к месту жительства.В нашем межрайоне в наступившем учебном году насчитывается 119 первых классов. Это очень хороший показатель, красноречиво свидетельствующий о том демографическом буме, который сегодня переживает столица. Для понимания ситуации: 5-х классов у нас 99, то есть несколько лет назад картина была иной. Москвичи стали больше рожать, и школы рады принимать новых учеников. Наш межрайон тоже готов к этим «вызовам»: у нас появляются новые школы. Так, недавно была построена школа на 625 учеников на Машкинском шоссе, на 550 мест на ул. Большая Набережная в Покровском-Стрешневе, а совсем скоро двери распахнет новый корпус школы №1298 на 825 человек на ул. Соколово-Мещерская в Куркине.Также важно отметить, что в нашем межрайоне есть две ресурсные школы – №1298 и №830. Это базовые школы, которые оказывают консультативную, методическую и прочую помощь по обучению и адаптации детей с ОВЗ всем остальным школам в данном направлении – по Закону «Об образовании в РФ» детей с ограниченными возможностями здоровья принимать должны абсолютно все школы. Москва – лидер школьного образования РоссииУсовершенствование системы образования остается для Москвы одной из наиболее приоритетных задач, в ходе своих встреч с педагогическим сообществом это регулярно отмечает мэр столицы Сергей Собянин. В минувшем году расходы на сферу образования составили 247,5 миллиарда рублей – это около 16 процентов бюджета города (для сравнения: в 2010 году на эти цели было потрачено 165,7 миллиарда рублей). Новый подход к финансированию школ позволил существенно улучшить многие показатели. Сегодня школа совместно с управляющим советом самостоятельно выбирает, на развитие какой сферы направить выделенные средства, и можно видеть, насколько это эффективнее и как положительно влияет на внутришкольную жизнь. Московское образование по праву считается лучшим в стране. Столица по определению должна быть законодательницей самых высоких стандартов и демонстрировать отличные результаты: по итогам самого нового Топ-25 лучших школ России половина – московские, а 139 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших российских школ.Почти все школы столицы – 96 процентов – могут похвастаться призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников. В заключительный этап этой олимпиады в 2015 году вышло почти в два раза больше московских ребят, чем 5 лет назад (победу одержали 124 ученика, а это на 62 процента больше, чем в 2010-м). Что касается нашего межрайона, на минувшем Всеросе у нас было 78 призеров на региональном этапе и 5 победителей на завершающем. Да, не скрою: хотелось бы, чтобы эта цифра была больше. И мы над этим работаем. Мы стараемся. И надеемся, что с каждым годом будем наши результаты улучшать.Курс на профильНе будет преувеличением сказать, что новое материальное оснащение и новая философия школьного образования изменили отношение детей к учебе. Заниматься им стало интереснее. В Москве активно развиваются профильные классы. Правильно выбранный профиль – залог успешного будущего школьников. Действительно: в старших классах дети уже должны не только всерьез задумываться о выборе будущей профессии, но и качественно готовиться к дальнейшему поступлению в вуз. Профильные классы полностью справляются с этими насущными задачами.В 90 процентов столичных школ старшеклассникам предлагается на выбор более 3 направлений профильного образования – с изучением от 5 до 10 предметов. Несмотря на то что привычные школьные профили никто не отменял – естественно-научные, гуманитарные и прочие, особой популярностью пользуются медицинские, инженерные, кадетские классы, открытые в рамках городского проекта. Уже более чем в 90 московских школах открыты инженерные классы, и почти в сотне – кадетские классы. В нашем межрайоне инженерные классы открыты в школах №827, 830, 1286, 1298, 1387, 1551, 1571, 2005 и 2097; медицинские – в школах №827, 1285, 1286, 1387, 1551, 1571, 2005, 2097 и МГОК; кадетские – в школах №1571, 2097 и в Колледже полиции.Кроме того, профильные классы для старшеклассников открывают и в самих вузах. В столице таких вузов пока 8, но на их базе в 10-11-х классах в минувшем учебном году обучались уже около трех тысяч человек, то есть заинтересованность очевидна.В рамках реализации городского проекта профильные классы комплектуются потрясающим высокотехнологичным оборудованием. Партнерами межрайона по инженерному профилю являются такие крупнейшие предприятия, как ПАО «Компания «Сухой», концерн «КРОСТ», ПАО «Корпорация «Иркут», ОА «РСК МиГ», ОАО «НПК «РЕКОД», РКЦ «Прогресс», НПО «Аптекс» и др. По медицинским классам мы сотрудничаем с детской городской клинической больницей имени З.А.Башляевой, детской городской поликлиникой №94, научно-практическим центром медико-социальной реабилитации инвалидов, общественной организацией «Российский Красный Крест». Нашими партнерами по кадетским классам являются Военная академия РВСН им. Петра Великого и Академия гражданской защиты МЧС России. Ребята занимаются практическими прикладными задачами, чтобы получить минимальные начальные знания в избранной области, после чего они смогут по-настоящему осознанно подойти к выбору вуза. То есть это не просто учебный план «закреплен» профильными предметами – математикой, физикой и информатикой или биологией и химией, а речь идет именно о целевом практико-применимом образовании.Наш межрайон – активный участник стартовавшего в 2013 году проекта Департамента образования «Университетские субботы». Посещать лекции, мастер-классы и экскурсии в его рамках может любой ученик или студент колледжа или вуза Москвы. Ребята имеют возможность заниматься на качественно ином уровне и впоследствии с умом выбирать вуз.В наступившем учебном году 45 процентов российских абитуриентов подали документы только в один вуз, что говорит о том, что ребята не «бегают по вузам», а делают осознанный выбор. И наиболее активно молодежь поступает сегодня на инженерные и технические специальности.Важно понимать, что все это не просто следствие выполнения структурами образования задач по удовлетворению социального запроса, но и плоды формирования государственной политики. Страна нацелена на взращивание собственных высококлассных кадров и поэтому идет по пути развития образования и промышленности, создания новых рабочих мест. Кстати, о том, что московские ребята стали гораздо лучше работать руками, говорят, например, такие факты. В столичной копилке по итогам недавнего Национального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills 15 золотых медалей, 13 серебряных, 11 бронзовых и 6 медалей за профессионализм. Мы вышли вперед с большим отрывом (127 баллов)! Второе место заняла Московская область (90 баллов), третье – Республика Татарстан (80). Эти молодые люди умеют прекрасно шить, печь, строить, стричь, программировать роботов, ремонтировать технику, создавать ювелирные украшения и много чего еще. Наш межрайон достойно выступил на чемпионате: с победой вернулся колледж №47, в финал вышли два наших призера. А в JuniorSkills – программе ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве – оказались два наших призера из МГОК.Поскольку наш межрайон удален от центра столицы, единственный вуз, расположенный здесь, – Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева. Совместно с ним мы всячески привлекаем местных школяров к профориентации. У нас прижилась и очень хорошая традиция – ежегодная акция «Рецепт выбора профессии». Причем к участию приглашаем вузы со всей Москвы и даже из Подмосковья. Среди наших постоянных партнеров: МГТУ имени Баумана, МГИМО, МАИ НИУ, НИУ ВШЭ, МГУ, НИУ МИЭТ, РЭУ имени Г.В.Плеханова, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, НИЯУ МИФИ, МАДИ, НИУ МГСУ.Их представители привозят не только информационно-раздаточные материалы, но и макеты, и имитационные тренажеры, благодаря чему мероприятие проходит очень увлекательно: школьники могут примерить на себя роль, допустим, пилота самолета и даже космонавта. А также – и это, как нам кажется, находка – поделиться своим «рецептом» мы приглашаем бывших выпускников. Еще вчера они были такими же школьниками, а сегодня уже студенты: они с удовольствием рассказывают о нюансах поступления в вуз, аргументируют свой выбор, говорят о традициях и порядках, которые сложились в учреждении, да и вообще знакомят младших товарищей со студенческой жизнью. Кстати, зачастую школьники идут на такие лекции куда охотнее, нежели на семинары педагогов. Вот такая забавная деталь.Дополнительное образование – творчество+познаниеМосковские школы сейчас принято называть школами больших возможностей. Здесь ребенку помогают проявлять все таланты и развиваться в тех направлениях, которые ему действительно интересны: к услугам московского школяра всевозможные кружки, секции и студии, выездные лагеря, факультативы, обучение в профильных классах. Ребята делают свой выбор в пользу того или иного направления не на пустом месте: помощь, которую в этом им оказывает современная система допобразования, невозможно переоценить. Она уже давно перешла из разряда «кружок по фото, а еще мне петь охота» на иную ступень, превратившись в важнейшее ответвление профориентированного образования. То есть из, условно говоря, поверхностного явления трансформировалось в полнокровную и полновесную величину. Конечно, так происходит при условии, что руководство школы придает дополнительному образованию действительно серьезное значение. Ведь даже к работе кружка по рисованию можно подходить и с технической точки зрения, с дальним прицелом, понимая, что в рисунке кроется «зерно инженерии» и что через интерес к этому может раскрыться талант архитектора.В нашем межрайоне с допобразованием все прекрасно. При каждой из наших школ открыто огромное число секций, студий, кружков. Кроме того, у нас есть 8 зданий, целиком отведенных под эти задачи. 3D-моделирование, прототипирование, робототехника, судомоделирование… Иногда количество кружков в одном образовательном комплексе превышает несколько десятков. Всего просто не перечислить! Разумеется, большое внимание мы уделяем спорту, памятуя о том, что в здоровом теле – здоровый дух и что спортивная нация сильная, выносливая и конкурентоспособная.Основное и дополнительное образование – это блестящее сочетание, которое самого незаинтересованного и ленивого ученика способно превратить в постоянного участника разнообразных конкурсов и победителя олимпиад, искренне мотивированного к обучению и саморазвитию. Растим патриотовПамять – единственное, что нельзя у человека отнять. Без памяти о своих предшественниках мы все словно деревья с хилыми корнями, а то и вовсе без них. На Северо-Западе Москвы есть множество мест, связанных с подвигами нашего народа в Великой Отечественной войне (улица Клавдии Фомичевой названа в честь Героя Советского Союза командира эскадрильи бомбардировщиков Клавдии Яковлевны Фомичевой, улица Героев Панфиловцев названа в честь доблестных воинов 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, мемориальная доска на улице Туристской Герою России летчице Савицкой Валентине Флегонтовне, мемориальная доска Герою СССР Александру Болдыреву, памятник тушинцам – участникам Великой Отечественной войны, памятник героям-панфиловцам на одноименной улице, танк Т-34 – памятник, установленный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, мемориал летчикам 1-го штурмового авиакорпуса на улице Василия Петушкова). Мы с коллегами считаем, что сохранение памяти об этих событиях – одна из миссий педагогического сообщества. В наших школах сложились в этом отношении замечательные традиции. Мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Акции «Вахта памяти», «Не прервется связь поколений», участие в общегородском шествии «Бессмертный полк» и в различных тематических внутришкольных конкурсах, чествование ветеранов ВОВ… Все это неотъемлемые составляющие нашей привычной межрайонной школьной жизни.Приглашаем на большой праздник межрайонаНапоследок от имени всего нашего межрайона хочу пригласить читателей «Учительской газеты-Москва» на II фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты», который состоится 3 декабря. Дошкольников и учеников начальной школы ждем в этот день с 11.00 до 18.00 в театре «Гжель» (ул. Свободы, д. 10), а ребят средней и старшей школы – на мастер-классах в РХТУ (ул. Героев Панфиловцев, 20), где будет очень интересная научно-развлекательная программа. В прошлом году, когда на стадионе «Открытие Арена» футбольного клуба «Спартак» впервые провели это масштабное мероприятие, нам стало понятно: какая же мы на самом деле все вместе сила! Вместо ожидаемых 5-7 тысяч человек на наш праздник пришли, по некоторым подсчетам, 15 тысяч! И если до этого мы в чем-то сомневались, чего-то стеснялись, то после того, когда на одной площадке собрали представителей всех наших образовательных учреждений, рассказали и показали гостям фестиваля, а заодно и самим себе, на что способны, раз и навсегда у нас закрепилось ощущение большой и крепкой семьи. Да, наш межрайон – дружная семья на Северо-Западе столицы. Каждый ее член одинаково ценен и вносит свой неповторимый вклад в общее процветание. В итоге дети, которые у нас учатся, становятся умнее и счастливее. Чего же еще желать педагогу?
Комментарии