Выпуск школьной газеты «Шаг» – замечательная традиция нашей школы. Это современная площадка для выражения мыслей учеников и педагогов. Благодаря ей мы освещаем школьную жизнь, содействуем развитию медиакультуры школьников, развиваем интеллект, творческие, коммуникативные способности. Создавая газету вместе, мы способствуем приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, формируем активную социальную позицию, реализуем гражданско-патриотическое воспитание.
Газета «Шаг» выпускается в электронном формате, а также тесно взаимодействует с другими школьными средствами массовой информации. Во-первых, это школьный сайт, где публикуются новости школьной жизни в виде заметок с фотографиями, и школьное телевидение «ТВ-студия 13:57».
Подводя итоги года работы школьной газеты, хочу обратить внимание на несколько пунктов:
- Периодичность издания.
- Кружок «Юный журналист».
- Рубрики.
- Качество материалов.
- Сотрудничество.
Периодичность издания
Газета «Шаг» за 2021‑2022 учебный год выпускалась с периодичностью один раз в месяц с сентября по май, у нас вышло 11 номеров, из них 1 спецвыпуск. Сейчас началась работа над последним в этом году, июньским, номером. Наше издание публикуется в первых числах месяца. Сбор и верстка материалов осуществляются каждым корпусом комплекса не позднее 25‑27 числа каждого месяца.
Кружок «Юный журналист»
Работа кружка «Юный журналист» строится в рамках дополнительного образования. Обучающиеся собираются каждую среду и пятницу для обсуждения идей, сбора и редакции материалов. В начале года юные журналисты 5‑8‑х классов закрепляют за собой определенные роли. Но в течение года у некоторых она может поменяться. В процессе работы выясняется, кому интереснее выполнять роль фотографа, корреспондента, а кому – интервьюера или корректора. Вначале ребята выбирают определенные темы, ориентируясь на график воспитательной деятельности комплекса, планы работы школьной библиотеки и музея «Наука и техника». Затем предлагают темы статей по рубрикам. А в последующие дни создают и редактируют тексты, подбирают фотографии. И только потом руководитель кружка передает материалы на верстку.
Рубрики
Рубрики, которые составляют некую летопись нашей школы, можно представить в виде графика. На нем наглядно показано, какие рубрики оказались более востребованными, а какие печатаются реже.
– «Мы выбираем профессию». Профессиональное ориентирование. Публикуются статьи следующих проектов: «Медицинский класс в московской школе», «Кадетский класс», «Инженерный класс», «Математическая вертикаль»;
– «Проба пера». Творческие работы обучающихся. Стихотворения, сочинения;
– «Школьный юмор». Перлы из сочинений;
– «Слово профессионалу». Интервью учителей, советы психологов по подготовке к экзаменам, статьи экспертов;
– «Устами младенца». Забавные высказывания детей-дошкольников и учеников начальной школы;
– «Ими гордится школа». Статьи об обучающихся, которые стали победителями на конкурсах, ведут активную школьную жизнь, являются примером для остальных;
– «Образование без границ». Статьи на иностранном языке;
– «Новостная лента». Актуальные события, мероприятия, праздники, экскурсии, «Субботы московского школьника»;
– РДШ. Школьная жизнь, волонтерство, самоуправление, кадетское движение;
– «Разговор с учителем». Интервью с учителем на свободную тему. Хобби, семья, книги.
Качество материалов
- Самостоятельность. На каждом занятии юным журналистам объясняется, что материал должен быть написан самостоятельно. Плагиат не допускается и порицается. Здесь важно понимать, что ученик может использовать рерайт и копирайт. В этом году, работая над такими статьями, как «Вкусные факты», «200‑летие Н.А.Некрасова», «Всемирный день борьбы со СПИДом», юные журналисты излагали прочитанные материалы своими словами. Они учились работать с несколькими источниками сразу, сопоставляя информацию и ссылаясь на исследования профессионалов в какой-либо области. Таким образом, создавали свои уникальные тексты, где цитаты и ссылки на первоисточник не затмевают авторского пера.
- Грамотность. Здесь юные журналисты сталкиваются с проблемами, которые схожи с написанием сочинения на уроках русского языка и литературы. Очень важно не перекладывать ответственность на редактора по совершенствованию своего текста, а научиться самостоятельной работе по выявлению ошибок. Для начала нужно обдумать цель и идею своего материала. У многих ребят именно составление плана вызывает затруднение. В журналистике при написании статей обязательно учитывается техническое задание (ТЗ) – документ, где фиксируются тематика текста, его объем, стиль подачи. В этом году проводилась большая работа по выделению ключевых слов, которые составляют основу любого текста. Конечно, написание статей является хорошей практикой по выявлению и устранению орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок.
Сотрудничество
При создании материалов кружок «Юный журналист» сотрудничает в первую очередь с учениками всех классов, начиная с 1‑го и заканчивая 11‑м. Следующим важным звеном являются родители, затем учителя начальных классов и учителя-предметники, библиотекарь, заведующий школьным музеем, заместитель директора школы, редактор, верстальщик и директор комплекса. Важно отметить, что воспитатели дошкольного образования со своими подопечными тоже активно участвуют в жизни школьной газеты и систематически публикуют материалы. Нам удается соблюдать эту цепочку взаимодействия, ведь так газета становится разносторонней и интересной для всех:
- Родители. Они помогают юным журналистам в создании фотографий, выборе тем статей, участием в школьных мероприятиях, которые потом освещаются на страницах нашего издания. Хорошим примером взаимодействия с родителями в этом году стали следующие статьи: «Здравствуй, школа!», «Мамочка любимая моя», «Осенний калейдоскоп», «Чемпионат KidSkills-2021», «Мужской разговор», «Из хулиганов в отличники», «Любимый школьный двор», «Моя малая родина», «Рождество Христово – чудесный праздник любви, добра и веры», «Мои домашние питомцы», «Ими гордится школа».
- Библиотека и музей. Совместно со школьной библиотекой были созданы следующие статьи: «Золотая осень», «Осенний калейдоскоп», «Конкурс чтецов «Мамочка милая моя», «Субботы московского школьника», «Волшебница зима», «200‑летие Н.А.Некрасова», «Всемирный день поэзии». Юные журналисты с удовольствием посещают школьный музей «Наука и техника» и проводят в нем экскурсии. Статьи, созданные совместно с музеем: «Умные каникулы», «Проба пера», «День детских изобретений».
- Кадетское движение. Кадеты нашей школы принимают активное участие в жизни школы. Вот некоторые статьи, которые выпущены в этом году нашими бравыми мальчишками и девчонками: «Моя смена в ВДЦ «Орленок», «Ими гордится школа», «Кубок героев», «В команде с друзьями», «78‑я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «День кадета», «Реликвия моей семьи», «Ее звали Надежда», «Танковый ас Дмитрий Лавриненко».
Планы на будущий учебный год
- Конкурс на лучшую статью. Мы планируем проводить конкурс на лучшую статью внутри газеты. Чтобы повысить интерес обучающихся и поощрить юных журналистов, учредим ежемесячный конкурс печатных материалов.
- Стенд для демонстрации газеты. Наше издание выпускается в электронном формате, поэтому мы рассматриваем предложение наших журналистов по демонстрации газеты в фойе школы. С этой инициативой планируем обратиться к заместителю директора. Было бы здорово оживить традиционные стенды по-настоящему актуальной информацией, к которой имеют отношение сами учащиеся. Страна, как говорится, должна знать своих героев!
- Экскурсии. В начале следующего года в план работы школьной газеты «Шаг» собираемся включить посещение ряда экскурсий, которые будут способствовать расширению кругозора обучающихся, развивать коммуникабельность и повышать интерес к профессии журналиста.
- Обмен опытом. На собрании юные журналисты выступили с инициативой обменяться опытом с другими школьными газетами. Конечно, нужно всегда ориентироваться на лидеров. Мы проведем мониторинг лучших школьных изданий по версии ведущих вузов Москвы и выстроим стратегию сотрудничества.
- Факультет журналистики МГУ. Главной целью на следующий учебный год считаем участие в ежегодном Фестивале школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ. Мы вполне можем попробовать свои силы, ведь на конкурс принимаются печатные издания, с периодичностью выхода не реже двух раз в год и функционирующие не менее одного года с момента выхода первого номера. Мы будем рассматривать участие и в других конкурсах школьных СМИ. Например, Всероссийском конкурсе школьных изданий и Марафоне школьных СМИ России РГУ имени А.Н.Косыгина, Форуме школьных СМИ Московского педагогического государственного университета.
Ольга СОЛОВЬЕВА, учитель русского языка и литературы, руководитель кружка «Юный журналист» школы №1357 «На Братиславской»
Комментарии