Есть такое крылатое выражение: «Человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». Я родилась в хорошей семье, счастлива в браке (позади уже жемчужная свадьба). А учителя у меня были не просто хорошие, а звездные, мудрые, творческие мастера своего дела, замечательные и неравнодушные люди.
Заслуга Галины Михайловны Андроновой и Татьяны Владимировны Петраченковой в том, что я выбрала английский язык своей профессией. То, что мне нравится география, – заслуга Татьяны Сергеевны Шукаловой. Иван Андреевич Васильев и Лидия Гавриловна Иванова на всю жизнь привили любовь к истории. Несмотря на то что я гуманитарий с детства, физику понимаю и знаю благодаря Владимиру Ивановичу Давыдову. А биолог Валентина Петровна Гончарук – навсегда пример для подражания в работе и поведении.
Но все-таки главный учитель в моей жизни – это Геннадий Самуйлович Меркин. Его уроки литературы больше походили на спектакли. Начнем с того, что сам педагог был похож на актера: копна кудрявых волос, светлые костюмы и галстуки, поставленный голос, невероятное обаяние. Он очаровывал нас с первых секунд урока. О поэтах, писателях он знал много, рассказывал так увлеченно, что казалось, был знаком с каждым лично. «Евгения Онегина» знал наизусть, вообще огромные фрагменты художественных произведений цитировал по памяти.
Мы не просто читали тексты книг, мы проживали их, погружаясь в атмосферу тех или иных событий, ставили себя на место героев, а главное – давали оценку их действиям, высказывали собственное мнение по поводу той или иной ситуации. Мы не боялись быть неправильно понятыми, ошибиться. Учитель с большим уважением относился к каждому из нас, ему интересны были наши рассуждения. Геннадий Самуйлович был мудрым педагогом-наставником, безгранично любил нас, уважал в каждом личность, хотел видеть нас свободными, независимыми людьми.
Ходили слухи, что однажды наш кумир не пустил к себе на урок министра образования, сославшись при этом на инструкцию. Министр был восхищен смелостью педагога вяземской средней школы №6 и знанием им нормативных документов. Мы же смотрели на Геннадия Самуйловича с восторгом, ведь министр – самый главный, а наш учитель и его не побоялся.
Мне нравится восточная мудрость: «Если твои планы рассчитаны на год, сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия, сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века, воспитывай людей». Наш наставник не ограничивался уроками, он увлекал нас различными интересными делами. Так, он создал агитбригаду, и мы успешно выступали в школах и на предприятиях города. Наше представление, основанное на произведениях Владимира Маяковского, стало звездным.
В 1979 году в Москве проходил Всероссийский литературный праздник, посвященный творчеству поэта. Мы в составе делегации от Смоленской области, которую возглавил Меркин, прекрасно выступили на торжестве и получили диплом первой степени. А я тогда победила в конкурсе литературного чтения с отрывком из книги Льва Кассиля «Маяковский – сам». Сколько лет прошло, а я помню, что окно РОСТА под номером 536 поэт посвятил Смоленщине. Настоящее чудо – в школьные годы побывать на таком форуме! Мы участвовали в дискуссиях, творческих спорах, общались с детьми со всей России. Встречи с деятелями литературы и искусства Иннокентием Смоктуновским, Валентином Плучеком, Игорем Ильинским, Юрием Соломиным, Сергеем Наровчатовым, участниками детского хора Всесоюзного радио и телевидения под руководством Виктора Попова стали одними из самых ярких событий и впечатлений моей жизни.
Учитель-наставник убедил нас, что не боги горшки обжигают. Он умел раскрыть в каждом ребенке талант и поддержать его! Я до сих пор ощущаю послевкусие той победы на литературном празднике и с огромным удовольствием участвую в различных профессиональных конкурсах, форумах и акциях. Верно говорят: хороший наставник тот, который заставляет вас меняться даже тогда, когда его самого рядом нет. Та ситуация успеха из далеких семидесятых помогает мне каждый раз брать новую высоту, чтобы пережить радость победы.
Сама я как учитель стремлюсь помочь детям проявить свои таланты, для того раскрыть способности в той или иной сфере. Пару лет назад я работала над серией классных часов под названием «История одной песни», среди которых были «Огромное небо», «Трава у дома», «Катюша» и другие. Узнав, что в поселке Всходы Угранского района находится единственный в России музей одной песни, знаменитой «Катюши»» Матвея Блантера и Михаила Исаковского, мы с учениками отправились туда. Оказалось, что музей этот был создан под руководством нашего Геннадия Самуйловича. Интересный музей, трогательные экспонаты, замечательный экскурсовод. Во время экскурсии было упомянуто имя Меркина, и я, конечно же, не удержалась и сказала, что это мой любимый учитель, он учил меня литературе в вяземской школе №6. Все смотрели на меня так, будто я музейная редкость.
Геннадий Самуйлович Меркин – литературовед, доктор педагогических наук, профессор Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше четырехсот статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы, свыше двадцати монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы. Он внес огромный вклад в систему образования страны. А для тысяч детей и взрослых, в том числе и для меня, этот многогранно талантливый человек стал самым лучшим учителем и наставником. Говорят, что наставник – «секретное оружие» успешных людей. Это верно!
Светлана ШАХИНА, учитель английского языка Андрейковской школы, Вяземский район, Смоленская область
Комментарии