Нарисуйте в тетрадке автомат
В самый канун Нового года Министерству обороны удалось постановлением правительства утвердить “Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе”.
Три года назад Минобороны уже делало подобные попытки. Этот вообще-то совершенно гражданский документ, никак не относящийся к стратегическим тайнам страны, военные прятали за семью замками. Тогда нам удалось все же добыть проект этого документа. Минобороны предлагало ввести в школьную программу наряду с ОБЖ и НВП. Общественность, учителя и родители прислали нам множество писем, где выражали свое несогласие с введением нового предмета. “А что тут крамольного, – отвечали нам после публикации в газете этого “секрета” военные, – мы это предлагаем в точном соответствии с 59-й статьей Конституции Российской Федерации и 11-й статьей третьего раздела Закона “Об образовании”. Да и мы не оспариваем (как тогда, так и сейчас). Но нас настораживает, что в Положении нигде не сказано, что НВП это не самостоятельный школьный предмет, а лишь составная часть ОБЖ. Ведь уже тогда, три года назад, играя на патриотических чувствах и конъюнктуре, в некоторых регионах России под напором военных местные органы образования стали внедрять в школы НВП как самостоятельный предмет. Тем самым они нарушили федеральный базисный учебный план.
Министерство образования должно четко и ясно объяснить ретивым военным, что школа – это не казарма. Иначе чехарда с ОБЖ может превратиться на местах в привычную отчетную “галочку”.
Больше всего похоже, что эта “галочка” нужна Министерству обороны. Как, скажем, можно выполнить в сегодняшних условиях такой пункт из постановления: “Министерство образования… организует централизованное обеспечение образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования наглядными пособиями по программе подготовки граждан по военно-учетным специальностям”. Задача не из легких: где Минобразование возьмет деньги на дорогостоящее оборудование кабинетов? Тут как бы новый глобус купить, который не под силу сегодня большинству учебных заведений. А может быть, все это будет покупаться и оснащаться за счет бюджетов местных военкоматов?
Список необходимых затрат можно продолжать и продолжать. В постановлении об этом ни слова. Поэтому все может кончиться “галочкой”: изучением военных уставов, строевой подготовкой и рисованием в тетрадках частей автомата Калашникова. Ведь все мы хорошо помним подобные уроки НВП в 60-е, 70-е, 80-е годы…
То, к чему призывает постановление, если и можно осуществить, то только в больших городах: здесь есть хоть какая-то возможность найти соответствующие кадры, здесь рядом военные начальники, которые могут помочь. А как быть небольшой сельской школе или сельскому профтехучилищу? Ведь чего греха таить – нынешняя армия в основном пополняется именно этими сельскими ребятами.
Вот бы эти деньги, которые потребуются для осуществления статей этого постановления, отдать на сооружение спортивных оздоровительных учреждений, на спортинвентарь для школ, чтобы наши хилые мальчишки пошли служить в армию сильными и здоровыми. Накормить бы их в школе бесплатной едой, чтобы не падали они на уроках в полуголодные обмороки… Тогда бы и с призывом было меньше хлопот.
Мы не против начальной военной подготовки. Мы понимаем сложности армии. Мы и не против принятого постановления. Просто оно нам кажется неконструктивным.
Не надо, что называется, перекладывать заботы с больной головы на здоровую.
Отдел социальных проблем
Комментарии