Мы продолжаем информировать читателей «УГ» о юбилейных и значимых датах, на этот раз – февральских. Начало см. в «УГ» №1-2 от 13 января этого года.
1 февраля – 125 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина, русского писателя и драматурга. Будущий автор антиутопии «Мы» родился в городе Лебедянь (ныне – Липецкая область). Окончив с золотой медалью воронежскую гимназию, в 1902-м поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. В 1905 году, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин» (этому посвящен его рассказ «Три дня»). Затем в Петербурге Замятин принимал участие в революционной деятельности большевиков, несколько месяцев провел в одиночной камере. Это время старался не тратить даром: изучал английский язык, писал стихи. Затем его выслали на родину, в Лебедянь, откуда писатель нелегально вернулся в Петербург, и вновь был выслан. Институт ему удалось окончить.
Литературный успех принесла Замятину повесть «Уездное». Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий («Прекрасный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери).
В 1929 году в России вышел в свет четырехтомник сочинений Евгения Замятина. Все, казалось бы, было хорошо, если не считать того, что из последнего тома вырезали несколько произведений и издали его урезанным тиражом. Но еще в 1927 году пражский журнал «Воля России» стал печатать без согласия автора роман «Мы», который тогда же вышел отдельным изданием на чешском, а в 1929 году на французском языке. На английский язык «Мы» перевели еще ранее, в 1924-м. После выхода в свет четырехтомника Замятина перестали печатать в России. Безвыходное положение вынудило писателя обратиться к Сталину с письмом, в котором он просил о выезде за границу. В ноябре 1931 года на Рижском вокзале его проводили в дорогу Всеволод Иванов и Михаил Булгаков. Пробыв немного в Риге, Замятин переехал в Берлин, а в феврале 1932 года обосновался в Париже, где и умер 10 марта 1937 года.
8 февраля – День российской науки. Этот праздник учрежден указом Президента России от 7 июня 1999 года. Праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учрежденной по повелению Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.
В Советском Союзе отмечали День науки, который выпадал на третье воскресенье апреля. В 1918 году между 18 и 25 апреля Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ», что стало основанием для выбора такой даты.
Российская академия наук (РАН) – это высшая научная организация в стране, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук. Всего в структуре академии по состоянию на июль 2008 года насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе около 520 академиков и 820 членов-корреспондентов.
13 февраля – 240 лет со дня рождения писателя и баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Собственно говоря, дата рождения Крылова остается спорной, по некоторым данным, он родился не в 1769-м, а в 1768 году. Но как бы то ни было, его басни мы знаем с детства, этот жанр был его излюбленным. Между тем начинал великий баснописец с прозы: в молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Кроме того, были написаны комическая опера «Кофейница» о плутовских приемах гадальщиц на кофейной гуще, опера «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра», «Филомела». Но первыми печатными публикациями стали стихи и эпиграммы в журнале «Лекарство от скуки и забот».
Литература была его страстью. Но мало кто знает о другом увлечении Крылова – карточной игре. Покинув в 1794 году Петербург, он кочует по разным городам, профессионально играя в карты в игорных домах, которые были запрещены в следующем, 1795 году. Тогда же составлялись реестры игроков, подлежащих высылке в Сибирь, в них значилось и имя Крылова. Но ему удалось отсидеться в российской глуши. Приняв предложения князя Сергея Голицына быть его личным секретарем и учителем детей, Крылов играет на скрипке в домашних концертах, пишет для домашнего театра «шуто-трагедию» «Трумф», высмеивавшую Павла Первого и ходившую затем в списках (термина «самиздат» еще не было).
В 1805 году Иван Андреевич возвращается в Петербург и вновь активно занимается литературой. В 1808 году выходит в свет первый сборник его басен, определивший дальнейшую творческую судьбу. При жизни Крылова его басни переводились на французский, итальянский, азербайджанский, спустя некоторое время после смерти – на армянский и грузинский языки. Прижизненные тиражи басен (77 тысяч экземпляров) по тем меркам считались просто огромными.
25 февраля – 95 лет со дня рождения композитора Аркадия Ильича Островского. Особую известность принесли Островскому детские песни «Спят усталые игрушки» и «Пусть всегда будет солнце!», к которым он написал музыку. «Спят усталые игрушки» по сей день звучат в качестве позывных в передаче «Спокойной ночи, малыши», и звуки этой музыки известны не одному поколению.
Родился Островский в Сызрани. Первые композиторские работы относятся к 1940-м годам, когда он работал в качестве пианиста, аккордеониста и аранжировщика в джаз-оркестре Леонида Утесова.
«Творчество Аркадия Островского – синтез качеств, порой полярно противоположных. Его песни не просты структурно (сломы, смены ритма, усечения фраз). Однако композитор обладает особым даром демократизировать, делать доступной любую сложность. В кладовой его слуха множество танцевальных ритмов – от вальса до твиста, интонации романса, джаза, декламационность, идущая от французского шансона. В последние годы жизни Аркадий Островский тяжело болел. Язва желудка приводила к нередким госпитализациям. Трудно поверить, что именно в эти годы создавались яркие, полные солнечного света и оптимизма песни», – сказано на мемориальном сайте композитора (http://a-ostrovskyi.narod.ru). Кстати, на нем можно и послушать его песни.
P.S. Продолжение в следующих номерах
Комментарии