search
main
0

Наш календарь

Продолжаем информировать о некоторых памятных датах наступающего месяца, сегодня настала очередь октября.

3 октября – 115 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина.Мало у кого из русских классиков в 17-18 лет найдутся столь глубокие размышления о жизни, как у Есенина. Не в том ли отчасти секрет его дарования: слишком многое открылось ему очень рано, позволив к тридцати годам войти в число ведущих поэтов России. В его ранних письмах та же широта чувств, что и в стихах, – от отчаяния до глубокой веры. Приехав в 1912 году в Москву, Есенин писал другу Григорию Пантелееву: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему. Жизнь… Я не могу понять ее без назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно. Невольно почему-то лезут в голову думы Кольцова:Мир есть тайна Бога,Бог есть тайна мира.Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется».4 октября – 85 лет со дня рождения российского режиссера и сценариста Марлена Мартыновича Хуциева. Марлен Хуциев стал широко известен в кинематографе 1960-х годов. Но до этого, в 1956 году, была «Весна на Заречной улице», спустя некоторое время появилась другая картина, «Два Федора», где снялся Василий Шукшин. Фильм «Застава Ильича», вышедший на экраны под названием «Мне двадцать лет», также вызвал восторг у публики, очень понравился Федерико Феллини, приехавшему в Москву на Международный кинофестиваль на демонстрацию своей новой картины «Восемь с половиной». Сразу же по приезде он попросил о встрече с Марленом Хуциевым, на которой сказал о том, что фильм «Мне двадцать лет» показался ему удивительно близким по духу. «Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует такое совпадение мотивов». А Хуциев ответил, что фильм Феллини помог ему лучше понять самого себя и что настоящий кинематограф – это глубочайшее философское раздумье над жизнью. Последние слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Марлена Хуциева. В 1967-м был снят «Июльский дождь», в 1970-м – «Был месяц май». Более 20 лет Хуциев преподает во ВГИКе, выпустил пять режиссерских мастерских. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. 9 октября – 175 лет со дня рождения французского композитора, музыковеда Камиля Сен-Санса. Обучаться игре на фортепьяно Сен-Санс начал с трех лет, а в десять впервые выступил на сцене с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта, играя программу по памяти, что тогда было еще нехарактерно. Музыка не была единственным увлечением Сен-Санса, до конца жизни он сохранил интерес к астрономии, философии, литературе, математике. В 1857 году Сен-Санс получил место органиста в парижской церкви Мадлен и занимал его в течение двадцати лет. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддержавших творчество Вагнера и Шумана, он возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически не известного до того во Франции Генделя. К началу 1860-х годов становится широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах. В ноябре 1875-го Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, знакомится с Рубинштейном и Чайковским. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино – в 1908 году он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза» Чарльза Ле Баржи и Андре Кальметта. 22 октября – 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. «И только звезды и курганы слушали мертвую тишину степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и далекие дороги. Но что им, этим вековым молчаливым курганам, до горя или радости каких-то существ, которые проживут мгновение и уступят место другим таким же – снова волноваться и радоваться и так же бесследно исчезнуть с лица земли? Много ночевавших в степи обозов и станов, много людей, много горя и радости видели эти курганы. Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе!» Это Бунин. Писатель с редкой подвижнической взыскательностью к себе и собственному слову. Ранний рассказ «На край света». Бунин. Этим все сказано. 27 октября – 110 лет со дня рождения певицы Лидии Андреевны Руслановой. «Хорошо петь – очень трудно. Изведешься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь ее загадку. Песню я не пою, я ее играю. Это целая пьеса с несколькими ролями», – признавалась Русланова. Голос Руслановой мощный, необыкновенно богатого, насыщенного тембра, очень звонкий, даже резкий и пронзительный, с ярко выраженной высокой певческой формантой. Но кроме прекрасного голоса, который до самой старости звучал мощно, блестяще и молодо, певица обладала сильным драматическим темпераментом, большим артистизмом, была физически очень сильна и энергична. В детстве она слышала в основном крестьянское пение на свадьбах, посиделках, то есть с традиционными обрядовыми песнями, необрядовым фольклором и многоголосным распевом. Рассматривая особенности волжского песенного стиля, следует отметить их разноплановость. Волжский стиль в целом и саратовский в частности – это своеобразный сплав традиций переселенцев из других областей, результат взаимопроникновения культур народов Поволжья. В 12 лет Русланову отправили ученицей на мебельную фабрику, где она развлекала своим пением работниц. По-видимому, именно в этой фабричной среде она приобщалась к городским песням, жестоким романсам, таким как «Окрасился месяц багрянцем», «Очаровательные глазки», «Златые горы», «Шумел, горел пожар московский». Эти песни также повлияли на стиль Руслановой. Завершающим эпизодом в ее «образовании» были занятия с профессором Саратовской консерватории Михаилом Медведевым. Лидия Русланова не стремилась все время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские песни. Она знала много разнообразных песен – северных, среднерусских, сибирских, казачьих – и могла бы удивить даже опытных фольклористов. Многие песни Лидия Андреевна «реабилитировала». Самый яркий пример – ее вариант шуточной песни «Валенки», изначально – дореволюционной цыганской. Примитивная мелодия и такие же примитивные слова Русланова обыграла блестяще, сделав из деревенских страданий целый моноспектакль. Эта песня звучала 2 мая 1945 года на концерте у стен Рейхстага. Русланова была первой исполнительницей знаменитой «Катюши».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте