Продолжаем информировать о некоторых памятных датах наступающего месяца, сегодня очередь декабря.
3 декабря – 80 лет со дня рождения французского кинорежиссера Жана-Люка Годара. Перечисляя его фильмы, критики так определяют их тематику: милитаризм и подавление личности («Маленький солдат», 1959), проституция как универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе («Жить своей жизнью», 1962, «Презрение», 1963, «Две или три вещи, которые я о ней знаю», 1966), изнанка респектабельного брака («Замужняя женщина», 1964), политическое соперничество («Сделано в США», 1966), тупики индивидуалистического бунта («Безумный Пьеро», 1965) и молодежного экстремизма («Отдельная банда», 1964, «Китаянка», 1967), истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире («Карабинеры», 1963, «Альфавиль», 1965, «Уик-энд», 1967). В 1970-е годы Годаром была создана кинематографическая «Группа Дзиги Вертова», изменился его подход к кино, в начале 1980-х годов режиссер вернулся к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат. Триумфом Годара этого времени стали фильм «Страсть» и осовремененная версия новеллы Проспера Мериме «Имя: Кармен» (1983, Гран-при Международного кинофестиваля в Венеции). Общеевропейский и общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. «Оригинальность кино заключается в том, что во время просмотра нельзя вернуться назад, повторить сказанное, – говорил Годар в одном из интервью. – Если уж фильм начался, значит, он идет вперед, вперед. В кино нет такого понятия, как суть услышанного. В театре надо слушать. И, стало быть, никто не сердится на авторов, если что-то непонятно. Люди говорят себе, что они, вероятно, слишком глупы или не расслышали. В кино же сердятся на автора и на фильм, если что-либо непонятно. Даже если вообще нечего понимать, зритель все равно хочет быть уверенным, что он все понял. Все уловил… Я предпочел бы, чтобы можно было начинать фильм исходя из конкретной визуальной ситуации. Как Хичкок, который видит ветряную мельницу и спрашивает себя: «А что, если крылья остановятся?» И придумывает историю о том, как крылья в определенный момент перестают вращаться. Я тоже ищу мельницу, у которой крылья могут остановиться».4 декабря – 185 лет со дня рождения поэта Алексея Николаевича Плещеева. Этот поэт, имя которого сегодня вспоминают не столь часто, родился в Костроме в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей к древнему роду, в числе его предков был святитель Алексий Московский. Вместе с Достоевским Плещеев был среди петрашевцев, привезенных на Семеновский плац. Дальнейшие события хорошо известны: по императорскому указу казнь заменили различными сроками ссылки на каторгу или в арестантские роты. Критик Валериан Майков был одним из первых, кто причислил Плещеева к последователям Лермонтова. Во всяком случае в отношении раннего творчества поэта это верно. Вот «Дума» Плещеева:Как дети иль рабы, преданию послушны,Как часто в жизни мы бываем равнодушныК тому, что сердце нам должно бы разрывать,Что слезы из очей должно бы исторгать.Мы плакать не хотим, мы не хотим терзатьсяИ предрассудкам казнь в сомнениях искать;Не лучше ль слепо им во всем повиноваться,А в бедствиях судьбу спокойно обвинять!И, мимо жертв идя шумящею толпою,Вздыхать и говорить: так велено судьбою!Три последних года жизни Плещеев оказался освобожден от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство и вместе с детьми поселился в Париже. 5 декабря – 190 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета. Плещеев и Афанасий Фет родились едва ли не в один день с разницей пять лет. Но разница их творческого мироощущения куда более велика. В 1840 году Фет выпустил за собственный счет собрание своих стихотворных опытов под названием «Лирический Пантеон А.Ф.». Здесь слышались отзвуки поэзии Евгения Баратынского, Ивана Козлова, Василия Жуковского, Евгения Бенедиктова. В 1842-1843 гг. Фет опубликовал около восьмидесяти стихотворений, многие из которых стали хрестоматийными («Печальная береза», «Чудная картина», «Кот поет, глаза прищуря» и другие). В 1843-м строгий Белинский обмолвился, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», стихи которого он ставит наравне с лермонтовскими. Спустя десятилетия будут говорить, что поэзия Фета – промежуточное звено между стихами Жуковского и Блока, о близости Фета и Тютчева, в статье «О лирической поэзии» Владимир Соловьев назовет программными для Фета его собственные строки: …крылатый слова звук Хватает за душу и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах.Фет – автор мемуаров, критик. О романе Чернышевского «Что делать?» он написал такую резкую статью, что даже «Русский вестник» не рискнул ее напечатать. Переводчик. Фет перевел на русский всего Горация, а кроме него отдельные сочинения Гете, Шиллера, Гейне и других классиков. Философ. Перевести «Мир как воля и представление» Шопенгауэра и не быть философом невозможно. А переписка Фета с Толстым – настоящий диалог двух философов.23 декабря – 220 лет со дня рождения Жана Франсуа Шампольона. Будущий исследователь древнего Египта был седьмым ребенком в семье. В наши дни в 16 лет, как правило, заканчивают обучение в школе. Шампольон же в этом возрасте уже написал свой первый научный труд – «Египет при фараонах». А в 19 стал профессором истории в Гренобле. В 20 лет свободно владел четырнадцатью языками. В 1822 году он расшифровал текст Розеттского камня, положив начало египтологии как науки. В 36 лет Шампольон организовал первый музей египетских древностей. А через 2 года отправился в двухлетнюю экспедицию в Египет и Нубию. По возвращении в Париж ученый умер 4 марта 1832 года от апоплексического удара в возрасте всего 41 года. Результаты экспедиции были опубликованы уже после его смерти несколькими томами.
Комментарии