По традиции знакомим читателей с некоторыми памятными датами наступающего месяца. Теперь это январь, первый месяц нового, 2011 года.
3 января – 130 лет со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского. Знаменитый русский педагог родился в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Детство его прошло в небольшом имении недалеко от города Новгорода-Северского, на берегу Десны. Получив после окончания Московского университета степень кандидата юриспруденции, Ушинский уехал в Ярославль, где преподавал в Демидовском лицее и одновременно редактировал неофициальную часть «Ярославских губернских ведомостей». Его взгляды и эрудиция привели к конфликтам с руководством лицея, и начинающий преподаватель оставил его в 1849 году. Переехав в Петербург, он поступил в Гатчинский сиротский институт, затем в 1859 году был приглашен на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где сумел провести значительные прогрессивные изменения. В частности, ему удалось побороть существовавшее до того разделение контингента воспитанниц на благородных и неблагородных (происходивших из мещанского сословия). Впоследствии, после заграничной командировки, Ушинский приступил к активной литературной деятельности. Он посвятил много времени составлению детских книг, его учебник русского языка «Родное слово» выдержал 157 изданий. Рассказы Ушинского для детей отличаются умелым использованием русского фольклора (всем известна сказка о Колобке, но мало кто знает, что автор ее – Ушинский), лаконичная назидательность достигается в них тщательным отбором деталей, ясностью мысли. Огромное значение имеет работа Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Основа педагогической системы Ушинского – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагог считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Ушинский обосновывал использование в обучении игры как воспитательно-образовательного средства. 6 января – 100 лет со дня рождения актера Николая Афанасьевича Крючкова. До 1930 года Крючков работал гравером-накатчиком на фабрике «Трехгорная мануфактура», одновременно постигая актерское мастерство при Московском центральном театре рабочей молодежи. Осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет предложил Крючкову попробовать себя в кино. В фильме «Окраина» актер сыграл небольшую роль Сеньки-сапожника. Затем последовало еще одно приглашение, потом еще и еще… В середине 1938 года Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы». Герой, сыгранный Крючковым, Клим Ярко, стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кинематографе. С первых дней войны актер стал проситься на фронт. Однако военком уговорил его остаться: «Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте». Всего Николай Крючков сыграл в кино около 120 ролей, многие картины вошли в золотой фонд советского кинематографа: «Свинарка и пастух», «Небесный тихоход», «Садко», «Баллада о солдате» и другие. Актер был знаковой фигурой своего времени. 18 января – 100 лет со дня рождения Ивана Георгиевича Петровского, советского математика, ректора МГУ с 1951 по 1973 год. Ученый родился в купеческой семье, после школы поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но вскоре оставил его и возвратился к родным, переехавшим к этому времени в Елизаветград (ныне Кировоград, Украина). Здесь, в Механико-машиностроительном институте, где он учился, проявился его интерес к математике, которому способствовали работы профессора Николая Жуковского по теоретической механике. Вернувшись в университет в 1922 году, Петровский возобновил учебу, определившись на математическое отделение физико-математического факультета. В 30-е годы он активно работал в различных областях математики: в алгебраической геометрии, теории вероятностей, теории обыкновенных дифференциальных уравнений, математической физике, теории уравнений с частными производными. В 1933 году стал профессором Московского университета, через десять лет был избран членом-корреспондентом, а в 1946 году – действительным членом академии наук СССР. С 1951 года избирается на должность ректора МГУ. За 22 года пребывания Петровского во главе вуза было организовано более 70 кафедр и 200 лабораторий по новейшим направлениям науки. 21 января – 60 лет со дня рождения Пласидо Доминго. Знаменитый оперный певец родился в Мадриде, его родители тоже пели. В восемь лет начал выступать как пианист. В 1950 году семья Доминго переехала в Мехико. Здесь он начал обучение в Национальной консерватории. С 16 лет он стал выступать в театральной труппе своих родителей как певец и дирижер. Широкая известность пришла к Доминго во второй половине шестидесятых годов, когда он начал выступать на сценах Нью-Йоркского городского оперного театра, в Метрополитен-опера. В 1968 году Доминго удостоился чести петь на открытии сезона в «Ла Скала». Он попробовал себя и в режиссерской деятельности, с его участием был создан фильм «Травиата». Награды, полученные им, составляют внушительный список. 22 января – 450 лет со дня рождения Френсиса Бэкона. Его называют родоначальником английского материализма и методологии опытной науки. Отец будущего философа был лордом-хранителем Большой государственной печати. Бэкон два года учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции в свите английского посла. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В нем он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. «Знание – сила» – это слова Бэкона. Предназначение науки, по мнению Бэкона, в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Бэкон указывал и на плачевное состояние науки. До сих пор, говорил он, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод – это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта.
Комментарии