Поистине народной долгие десятилетия была в нашей стране песня о гордом «Варяге», строка которой стала заголовком публикации. 100 лет назад 9 февраля (27 января по старому стилю) под звуки российского гимна в корейском порту Чемульпо поднял якорь русский крейсер. Офицеры и матросы отлично сознавали, что на узком фарватере они станут мишенью вражеской эскадры, силы слишком неравны, и нет ни малейшей надежды на спасение. Но без колебаний шли в смертельный и безнадежный бой. Он навеки сделал название крейсера синонимом мужества русских моряков.
Об этой странице ратной славы России рассказывает материал контр-адмирала в отставке Виктора ЯСЕНОВЕНКО.
В конце ХIХ века на Дальнем Востоке столкнулись национальные интересы Китая, Японии и России, свои интересы были и у Великобритании, Франции, Германии, США.
Япония, видя в России главное препятствие своей экспансии в Азии, развернула подготовку к войне. Нашей стране пришлось принимать ответные меры.
15 марта 1898 г. Россия и Китай подписали конвенцию о предоставлении российскому правительству в арендное пользование Порт-Артура и Талиенвана сроком на 25 лет. Русский флот получил порт в Желтом море, который стал его главной базой на Тихом океане.
Из-за ограниченных возможностей российских казенных верфей в 1898 г. было принято решение о постройке части кораблей за границей. В их числе – средний бронепалубный дальний крейсер-разведчик. Водоизмещение до 6.000 т, скорость на 12-тичасовой непрерывной пробе 23 узла, дальность плавания экономической скоростью 10 узлов – 5000 миль. Вооружение: главная артиллерия – 12 152-мм (шестидюймовых) скорострельных орудий; 12 75-мм орудий;
6 47-мм орудий и 6 минных аппаратов. Экипаж – 21 офицер, 9 кондукторов, 550 матросов.
11 апреля 1898 г. был подписан контракт с американской судостроительной фирмой «Вильям Крамп и сыновья» (Филадельфия). 11 января 1899 г. строившийся крейсер зачислили в списки флота под названием «Варяг», которое он унаследовал от корвета эпохи «американской экспедиции» русских кораблей.
21 марта 1901 г. «Варяг» взял курс на Родину. Ему довелось побывать в Кронштадте, Персидском заливе. 25 февраля 1902 г. крейсер отдал якорь на рейде Порт-Артура. Через несколько дней в командование кораблем вступил капитан 1 ранга В.Ф. Руднев.
Царское правительство на целый год просчиталось в сроках сосредоточения военно-морских сил на Дальнем Востоке, запоздало с постройкой броненосцев типа «Бородино», пыталось предотвратить войну дипломатическими маневрами и уступками. Японский флот проводил учения, готовил десантные операции, призывал резервистов. А в России, чем напряженнее становилась обстановка, тем больше урезались расходы на плавание и боевую подготовку.
27 декабря 1903 г. «Варяг» получил распоряжение выйти в корейский порт Чемульпо, где назначался старшим стационером (кораблем, постоянно находящимся на станции – стоянке в иностранном порту) в распоряжении русского посланника в Сеуле.
Там Руднев выявил признаки подготовки японцев к масштабной десантной операции и отправил донесение в Порт-Артур.
24 января (6 февраля по новому стилю) 1904 г. Япония прервала русско-японские переговоры в Петербурге, прекратила дипломатические отношения с Россией, но создала впечатление, что это не начало войны, а лишь средство давления. Поэтому царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И Алексеев получил указание соблюдать осторожность, чтобы не спровоцировать военные действия. А между тем в тот же день, когда были прерваны дипломатические отношения с Россией, японский флот вышел в море и направился к Порт-Артуру. Японцы начали захватывать русские торговые суда в японских и корейских водах.
Сознавая бесполезность и опасность дальнейшей стоянки, Руднев предложил посланнику вывести русские корабли в Порт-Артур, забрав на «Варяг» состав миссии. Посланник же решил отправить в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец» с депешами.
26 января она снялась с якоря, но, не пройдя и двух миль, встретила японскую эскадру и флажным сигналом доложила об этом Рудневу. Японцы 4 раза атаковали «Корейца» торпедами, но не попали. Он возвратился на рейд. В Чемульпо еще не знали, что ночью начались боевые действия в Порт-Артуре.
Руднев отправился на корабль старшего из командиров на рейде – английский «Тэлбот». Коммодор Бэйли прибыл на японский флагманский крейсер «Нанива» и предупредил адмирала Уриу, что, поскольку Корея объявила нейтралитет, по международным законам военные действия на рейде Чемульпо недопустимы.
Японцы высадили десант с транспортов и утром 27 января адмирал Уриу, выведя свои корабли в море, уведомил командиров английского, французского, итальянского, американского стационеров о начале враждебных действий между Россией и Японией и о том, что русским судам предложено уйти с рейда. В противном случае они будут атакованы там. Иностранным судам также было предложено уйти на это время для их безопасности.
Командир «Варяга» получил письмо-ультиматум японского адмирала.
Командиры иностранных кораблей выразили протест против нарушения нейтралитета Кореи, но, ссылаясь на него, отказались сопровождать русские корабли до выхода из вод нейтральной Кореи. Руднев решил выйти из Чемульпо и принять бой, о чем заявил иностранцам. Он также объявил офицерам «Варяга» о начале военных действий. Их мнение было единым: прорываться, а при неудаче – взорвать корабль, но ни в коем случае не отдать его врагу.
Командир обратился с речью к команде, выстроенной на палубе: «Никаких разговоров о сдаче не может быть – мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Экипаж поддержал командира громовым «ура». Так же встретила известие о бое команда «Корейца».
В 11.20 под звуки российского гимна «Варяг» снялся с якоря. «Кореец» следовал за ним.
Команды иностранных кораблей, построенные на палубах во фронт, отдавали дань мужеству русских, шедших в безнадежный бой.
В 10 милях от Чемульпо русские корабли ждала японская эскадра – 6 крейсеров и 8 миноносцев. «Варяг» встретил японский сигнал о сдаче молчанием.
В 11.45 загремели выстрелы японского броненосного крейсера «Асама». В ответ – залпы «Варяга». Стесненный фарватер не позволял ему реализовать преимущества быстроходного, сильного разведчика, способного в стремительном налете нанести мощный удар. Он был вынужден идти постоянным курсом. Японцы обрушили на «Варяг» мощь огня шести крейсеров. Значительные повреждения лишили его возможности выйти в открытое море.
За час «Варяг» выпустил по врагу 1.105 снарядов. На японском крейсере «Азама» был разрушен мостик, возник пожар, убит командир, прекращен артогонь. Затонул вражеский миноносец, один из крейсеров получил серьезные повреждения и затонул на переходе в Сасебо. После боя японцы свезли на берег 30 убитых.
Израненный, но непобежденный крейсер вернулся на рейд. Он утратил большую часть боевой силы. Из 12 152-мм орудий в исправности осталось 2, из 12 75-мм орудий – 5, все 47-мм орудия негодны к стрельбе. «Варяг» получил 11 попаданий снарядами от 120 до 230-мм, 4 подводные пробоины, не действовал электрический привод управления рулем. 31 моряк был убит, 2 скончались от ран. Всего было серьезно ранено 85 нижних чинов и более 100 – легко. Командир был контужен и ранен в голову.
Иностранцы, соблюдая морские традиции, прислали шлюпки под флагом Красного Креста с врачами и санитарами для перевозки раненых.
Руднев, убедившись в невозможности продолжения боя и не желая дать врагу возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, принял решение: корабли уничтожить, моряков по договоренности с иностранными командирами разместить на их кораблях.
Когда команда покинула крейсер, трюмные с хозяевами отсеков под руководством инженер-механика Н.В. Зорина в 15.30 открыли кингстоны и клапаны вентиляции. Командир, удостоверившись еще раз в отсутствии на корабле людей, в 15.55 покинул крейсер последним. В 18.10 «Варяг» лег на борт и ушел под воду.
Из-за недостатка времени, так как иностранцы торопились выполнить японский ультиматум и просили Руднева отказаться от взрыва «Варяга» (их испугал взрыв «Корейца»), крейсер был не взорван, а потоплен. Капитан парохода «Сунгари» сжег свое судно.
Русских разместили на французском, английском и итальянском стационерах. Командир американского принять их отказался.
25 тяжелораненых моряков пришлось свезти в английский госпиталь, над ними официальное покровительство принял французский вице-консул. Японское правительство согласилось признать раненых «спасенными при кораблекрушении».
3 февраля на французском крейсере «Паскаль» в Сайгон отправилась первая партия русских моряков, вскоре на английском крейсере «Тэлбот» в Гонконг – вторая и 10 февраля на итальянском крейсере «Эльба» – третья.
Команды «Варяга» и «Корейца» на всем пути на Родину встречали радушно. Их восторженно приветствовали французы, немцы, англичане, итальянцы, греки, сербы и турки. Из разных стран шли приветственные письма и телеграммы.
В марте 1904 г. немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение, посвященное подвигу «Варяга» и «Корейца», которое в замечательном переводе Е.М. Студенской стало в России народной песней: «Наверх вы, товарищи…»
В Одессе героям Чемульпо вручили Георгиевские кресты. Руднев был произведен во флигель-адъютанта (зачислен в царскую свиту) и получил Георгия четвертой степени. Этого же ордена были удостоены все офицеры «Варяга», не исключая врачей и инженеров-механиков, носивших тогда гражданские звания, а также командир «Корейца». Офицеры «Корейца» получили ордена, а позднее и Георгиевские кресты. В Севастополе героев торжественно принимал Черноморский флот.
30 офицеров и 600 матросов «Варяга» и «Корейца» отправили в Петербург. 16 апреля их встречали все высшие чины флота во главе с генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем. Моряки прошли торжественным маршем по празднично украшенному Невскому проспекту. На Дворцовой площади состоялся царский смотр, молебен во дворце, обед в Николаевском зале. Затем – прием в городской думе, вручение подарков города. Каждый из варяжцев получил «высочайший» сувенир – специальный «георгиевский» прибор (с изображением Георгиевских крестов), которым он пользовался на обеде у царя. Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца».
Россия закончила войну 23 августа 1905 г. подписанием Портсмутского мирного договора, который предусматривал отказ в пользу Японии от аренды Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Дальним, передачу ей южной части Сахалина. Русские войска вывели из Маньчжурии. Корея попала в сферу влияния Японии.
8 августа 1905 г. японцы подняли «Варяг». Более 10 лет под именем «Сойя» он был в составе японского флота.
Первая мировая война вновь застала Россию с недостроенными кораблями. Япония согласилась продать ей несколько бывших русских кораблей, в их числе «Варяг». Его зачислили в состав военной флотилии Северного Ледовитого океана.
25 февраля 1917 г. «Варяг» взял курс на Англию для ремонта. 4 (17) марта крейсер прибыл в Ливерпуль. Временное правительство, пришедшее к власти в ходе февральской революции, решило все средства израсходовать на корабли, завершающие ремонт, а ремонтом «Варяга» пожертвовать.
После Октябрьской революции Советское Правительство объявило о выходе из империалистической войны, и англичане стали захватывать русские корабли. Был захвачен и «Варяг», продан на слом и по пути к месту назначения наскочил на скалы в 500 м от шотландского побережья. Лишь в 1925 г. закончилась разделка корпуса корабля.
В 50-ю годовщину боя у Чемульпо было принято решение присвоить легендарное имя новому крейсеру и соорудить памятник его командиру. Ныне в составе Тихоокеанского флота России – гвардейский ракетный крейсер «Варяг», в Туле установлен памятник знаменитому земляку контр-адмиралу Рудневу.
Публикацию подготовил Николай РОЯНОВ
Комментарии