search
main
0

Наш флот – в центре Европы. На вопросы отвечает командующий дважды Краснознаменным Балтийским флотом адмирал Владимир ВАЛУЕВ

Нынешний год для военных моряков Балтийского флота особенный – год 300-летнего юбилея. О том, какое место в системе обороны и национальной безопасности государства Российского занимает старейший в нашей стране Балтийский флот и насколько успешно справляется со своими задачами, свидетельствуют оценки, прозвучавшие во время рабочей поездки Президента России Владимира Путина в Калининград, о которой «Военное образование» уже сообщало.

Напомним, что в ней главным стал второй день визита, когда состоялось учение Балтийского и Северного флотов. Оно стало отличным поводом для встречи главы Российского государства с прибывшим в Балтийск президентом Польши Александром Квасьневским, их общения на борту ракетного крейсера «Маршал Устинов». Тогда Владимир Путин публично объявил на флагманском корабле, что учение признано успешным, поблагодарив моряков за отличную работу.

О том, какими заботами живут сегодня военные моряки-балтийцы, мы предоставляем читателям возможность узнать от первого лица нашего флота в центре Европы.

– Владимир Прокофьевич, Балтийский флот – старейший в России, со славными боевыми традициями. Как это сказывается на сегодняшнем дне флота? Как Вы оцениваете его состояние, боеготовность, боевую подготовку и обеспечение в сравнении с другими флотами?

– Балтийский флот не только старейший в стране, но и родоначальник ВМФ России. История и традиции Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов своими истоками уходят к седой Балтике. Конечно, это помогает. Но и обязывает. Как сказал Главнокомандующий ВМФ, Балтийский флот должен быть передовым флотом России во всех отношениях. Что же касается сравнения с другими флотами, то, во-первых, любое сравнение хромает. А, во-вторых, с какими другими: Северным и Тихоокеанским? Или с иностранными флотами региона Балтийского моря?

На Балтийском флоте нет, как на Севере или Дальнем Востоке, стратегических атомных подводных лодок, межконтинентальных баллистических ракет, авианесущих крейсеров, но каждый флот «должен знать свой маневр». Ведь их нет и у других государств в операционной зоне БФ. А вот то, что ежегодно на первенстве ВМФ по видам боевой, огневой и тактической подготовки флот завоевывает не меньше пяти-шести призов, думаю, лучшее доказательство, что мы свой маневр знаем и стараемся выполнять его на совесть. И хотя за последние 15 лет по корабельному составу БФ сократился почти в 4 раза, по количественному составу и суммарному боевому потенциалу он вполне соотносим с флотами других сопредельных государств, а по целому ряду качественных показателей даже превосходит их.

Кстати, с 1994 г. наши корабли участвуют в международных военно-морских учениях «Балтопс». Стало хорошей традицией занимать первые места в своей подгруппе практически по всем видам отрабатываемых боевых эпизодов. В этом году впервые на таких учениях будут представлены два наших корабля: эсминец «Настойчивый» и большой десантный корабль «Калининград».

Если же говорить об отличиях, то, разумеется, они есть. Это и то, что флот находится и в центре Европы, и соответственно, в эпицентре международных политических дебатов о будущем Калининградской области. И большая концентрация на флоте военно-научных и военно-образовательных заведений. И, конечно же, особые требования к боевой подготовке. Например, на всех наших командных пунктах ПВО есть табличка: «Подлетное время равно нулю!». В общем, перечислять можно долго…

– Основная база флота, по сути, за границей. Как это влияет на жизнедеятельность частей и соединений, военных моряков и членов их семей?

– Главная база флота базируется не за границей, а на эксклавной территории, которая является неотъемлемой частью России. Все плюсы и минусы этого в полной мере испытывают вместе с населением области военнослужащие, и их семьи. Что же касается чисто военного аспекта, то и здесь проблем немало – организационных, транспортных, материально-технических и других. И, конечно же, в разрыве стратегического пространства Ленинградской военно-морской базы и основного боевого потенциала флота никаких преимуществ нет. Но группировка сил флота на южной Балтике имеет для России стратегическое значение, является важнейшим фактором стабильности в регионе. Тем более, группировка эта носит исключительно оборонительный характер.

– Знаменательными событиями в жизни моряков-балтийцев стали посещение главой государства Калининграда, присутствие президентов России и Польши на морском учении. Об этих и ряде других событий в жизни балтийцев мы уже рассказывали нашим читателям. Чем еще отмечен год 300-летия флота?

– Так получилось, что в праздник мы вступили сразу после завершения работы на флоте комиссии Главного штаба, которая под руководством Главнокомандующего ВМФ в течение трех недель проверяла итоги зимнего периода обучения на флоте. На разборе Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов отметил, что по напряженности, масштабности и насыщенности такие проверки в ВМФ не проводились уже полтора десятка лет. И подчеркнул, что балтийцы эту нагрузку выдержали.

Чтобы получить положительную оценку, поверьте, надо было сделать очень много и в специальной, тактической и оперативной подготовке, обеспечить соответствующий уровень технической готовности кораблей, самолетов и вертолетов, комплексов ПВО, вооружения береговых войск флота. Но предстояло сделать в летнем периоде обучения не меньше. Наши корабли приняли участие в международных морских маневрах «Балтопс», большая группа кораблей участвовала в международном «Морском салоне» в Санкт-Петербурге. И, наконец, – совместные с Северным флотом двусторонние морские учения с выполнением всего комплекса боевых упражнений.

В юбилейном году занимаемся приведением в порядок военных городков, пунктов базирования и рассредоточения. И, наконец, очень много забот в решении социальных проблем. Естественно, вопрос обеспечения военнослужащих жильем в году 300-летия флота решен полностью не будет, но мы прилагаем все усилия, чтобы количество людей, обретших крышу над головой, было максимальным. Если в прошлые годы Балтфлот предоставлял около 150-190 квартир, то уже в 2002 г. их количество возросло до 750. И планируем не останавливаться на достигнутом.

– Не секрет, что проблемы оснащения флота новыми кораблями стоят более чем остро. Что вы можете сказать по этому поводу?

– В настоящее время флот является уникальным разновидовым оперативно-стратегическим объединением и его состав максимально сбалансирован. Флот состоит из корабельной составляющей, ВВС, соединений и частей противовоздушной обороны, вошедших в состав флота в 1995 г., и береговых войск, созданных на базе бывшей 11-й отдельной гвардейской армии. 90% кораблей флота моложе 15 лет. То есть их ресурс позволяет качественно решать поставленные задачи. Поэтому основная задача до 2010 г. – сосредоточение усилий на сохранении имеющегося оружия и техники.

В настоящее время за счет бюджетных и внебюджетных средств обстановка с финансированием ремонтных и регламентных работ нормализуется. Параллельно будет вестись разработка головных кораблей новых проектов, доведение их до серийных образцов. Жизнь не остановится. В ближайшее время мы восстановим подводную составляющую. Войдет в состав флота и новый корабль первого ранга.

Что касается вооружения и боевой техники ПВО, то они не просто соответствует лучшим западным образцам, но и зачастую их превосходят. На уровне требований и материальная часть береговых войск. Значительно большую озабоченность в этом отношении вызывают ВВС флота. Если морально основные типы боевых самолетов и вертолетов устарели еще не окончательно, то физический их ресурс на пределе. Но в ближайшее время, увы, поступление новых образцов летательных аппаратов на флот не ожидается.

– А как обстоит дело с молодым пополнением флота?

– Если говорить об укомплектованности кораблей и частей личным составом, то она составляет 88% от штатной. В принципе это позволяет выполнять нормативы по поддержанию необходимых степеней боевой готовности. Но в современных условиях качественные характеристики значительно важней количественных. Хотелось бы, чтобы больше приходило ребят из полноценных семей, с высшим и неполным высшим образованием. В Калининграде много вузов, а общеобразовательный уровень у новобранцев довольно низкий. Студентов много, и все они имеют право на отсрочку по закону. Те же, кто приходит, часто приносят с собой жизнь улицы с ее далеко не самыми лучшими традициями и правилами.

В других странах, чтобы стать, например, государственным чиновником определенного уровня, надо отслужить в армии, как срочную, так и сверхсрочную службу, получив звание офицера запаса. У нас же в госструктурах отдельные чиновники на всю страну могут с экранов телевизоров заявлять о том, что они уклонились от службы, с таким видом, будто это предмет их гордости. А ведь в армии, как на ладони, проявляется человек, и по тому, как он служил, можно сделать вывод о том, стоит ли ему доверять решение государственных проблем.

– «Калининградская проблема» не может не сказываться на настроениях моряков-балтийцев. Как решается она в отношении оформления российских паспортов, проезда военнослужащих на «большую землю»?

– Что касается офицеров, мичманов и военнослужащих контрактной службы, то на первом этапе вопрос решен выдачей им общегражданских паспортов, а кроме того, и загранпаспортов, которые понадобятся только с 1 января 2004 г.

С теми, кто призывается на срочную службу к нам из других регионов России, и теми, кто уже служит, тоже особых проблем нет. На северо-западном направлении вопрос с транспортировкой безболезненно решается с началом регулярного паромного сообщения по маршруту Калининград – Санкт- Петербург. Перевозки осуществляются из Москвы и в Москву военно-транспортной авиацией. Мы подаем заранее заявку и набираем группу. Правда, теперь приходится «срочников» из других регионов отправлять в отпуска в одно время, чтобы упорядочить вылеты. А для маленьких групп людей или одиночек, убывающих в отпуска по «телеграммным» обстоятельствам, у нас есть «почтовики» – небольшие самолеты вместимостью 25 человек, ходящие раз в неделю. Вот и получается: если срочно требуется выехать – своей авиацией обойдемся, если планово – подаем заявку. Некоторые проблемы чисто организационного характера возникли, но на то и существуют отцы-командиры, чтобы эти проблемы решать.

– Губернатор области Владимир Егоров – бывший командующий флотом. В администрации немало людей, не понаслышке знакомых с проблемами армии и флота. Насколько это помогает в их решении?

– Авторитет почетного командующего БФ адмирала Егорова у балтийцев огромен. Но еще в ходе предвыборной кампании Владимир Григорьевич говорил, что идет в губернаторы не для того, чтобы создавать какие-то льготы, поблажки или преференции для флота, а для того, чтобы трудиться во благо всего региона. И слово держит. Сейчас у него другие задачи, свое видение решения проблем области. Недаром ведь сказано: политика – это искусство возможного. И если мы на какие-то процессы смотрим под разными углами, всегда есть возможность сопоставить точки зрения, поспорить, попытаться убедить друг друга в своей правоте. На мой взгляд, лучше всего иметь свое обоснованное мнение и принципиально его отстаивать. То есть, любое взаимодействие – это живой процесс, в котором возникают разные ситуации и по-разному решаются в зависимости от обстановки.

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте