search
main
0

Наш Есенин. В сценариях уроков и внеклассных мероприятий возникает живой образ поэта. Мнение эксперта

В №21 от 26 мая 2015 года мы назвали победителей Всероссийского конкурса «Есенин: взгляд из будущего». Пришла пора проанализировать присланные материалы. И начнем мы с работ учителей – сценариев уроков и внеклассных мероприятий. Слово нашему жюри.

Впервые мне представилась уникальная возможность стать экспертом Всероссийского конкурса. Передо мной была поставлена нелегкая задача – оценить работы коллег из разных уголков России. Материалы, представленные на конкурс, интересные, участники порадовали многообразием идей, оригинальностью, разносторонним подходом  к жизни и творчеству С.А.Есенина. Разработки уроков  и  мероприятий методически грамотно выстроены, в них видна большая подготовительная работа педагогов.Напомню, что работы, представленные на конкурс, оценивались по следующим критериям:1. Соответствие выбранной теме и возрасту учеников.2. Оригинальность.3. Наличие целей, задач, логичная структура.4. Активное участие детей в уроке или внеклассном мероприятии.5. Необычный подход к теме, выходящий за рамки традиционных школьных программ.Кроме того, я обращал внимание на следующее:1. Методическое оформление работы. Наличие методических подсказок, рекомендаций и советов для педагогов, которые помогут им в организации и проведении данного мероприятия (праздника, вечера, литературно-музыкальной композиции и т. д.).2. Форма изложения и подачи материала.3. Объем материала. Были ли даны все необходимые теоретические, базовые знания.Работы, представленные на конкурс, были объединены единой тематикой (120-летие со дня рождения С.А.Есенина), но между тем имели разнообразные формы – сценарии, литературно-музыкальные композиции, уроки-игры и др.Работы адресованы различным возрастным категориям: младшим школьникам, обучающимся среднего и старшего звена, учащимся и студентам различных учебных заведений.Актуальность тематики, удачная театрализация, познавательная информация, оригинальные способы активизации аудитории, бережное отношение к литературно-поэтическому и историческому материалу (что в наше время особенно важно) отличали многие работы. Отрадно, что авторы постарались представить на конкурс не только текстовой материал, но и подкрепить его аудио- и фотоматериалами, презентациями.Несколько слов о недочетах. Авторы не всегда в  достаточной степени использовали средства художественной выразительности. В некоторых работах, представленных на конкурс, отсутствовали композиционное и сюжетное построение, оригинальность драматургического хода. В нескольких работах повторялись фразы-штампы, взятые из одного и того же источника. Отдельные работы, к сожалению, представляли собой  не больше чем хорошо продуманный, качественный  стандартный урок, не выходящий за рамки традиционной школьной программы.  Хотелось бы более подробно остановиться на материалах, которые оставили наиболее яркое впечатление.В работе Валентины Николаевны Ивановой (Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия) «Светлый образ матери в творчестве С.А.Есенина» интересен региональный компонент. Автор обращается к переводам Валерия Чиряева, который преимущественно занимался поэтическими переводами на якутский язык.Людмила Сергеевна Бабичева (Домодедово, Московская область) обращается к оценке творчества С.А.Есенина современниками, что помогает составить наиболее полное представление о поэте.Людмила Николаевна Гавриленко (Санкт-Петербург) представила  урок-игру «Умники и умницы» по жизни и творчеству С.Есенина. Впечатлили скрупулезность и тщательность отбора материала, корректное обращение с материалом, стремление рассмотреть творчество поэта (хотя это урок-игра)  с самых разных сторон.Елена Юрьевна Кулакова (Сургут, Ханты-Мансийский АО) и Галина Юрьевна Семенова (Симферополь, Республика Крым)  представили разработки уроков, в которых обращаются к творчеству поэта, языку его произведений; пытаются ознакомить обучающихся с крестьянским бытом через языковой материал.Елена Александровна Игнатова (д. Щурово, Клепиковский район, Рязанская область) затрагивает спас-клепиковский период жизни поэта, который в творчестве С.А.Есенина очень важен. Как известно, такие понятия, как дружба, товарищество, были неотъемлемой частью лицейской жизни А.С.Пушкина. Сыграли они свою роль и в творческой судьбе Сергея Есенина. Около 40 стихотворений Есенин написал в тот период. Некоторые из них впоследствии были опубликованы в московских и петербургских сборниках.Нина Яковлевна Косилова (пос. Калачёво, Прокопьевский район, Кемеровская область) разносторонне освещает творчество С.А.Есенина, показывая в своей работе, что поэт продолжает жить в творчестве художников, музыкантов, литераторов, кинорежиссеров.Не оставили равнодушным работы Виктории Викторовны Лактионовой (Санкт-Петербург), Любови Николаевны Москалец (пос. Кесова Гора, Тверская область), Марии Григорьевны Рудневой (Рязань), Галины Ивановны Ченской (пос. Кромы, Орловская область). Авторы попытались показать любовь С.А.Есенина  к малой родине.Мария Григорьевна Руднева в разработке урока показала особенности ранних стихотворений С.Есенина, в которых отражены народные и христианские праздники.Ирина Викторовна Мухина (Рязань) формирует понятие о жанре дневниковых записей, расширяя представления учащихся об отношениях Сергея Есенина и Галины Бениславской. Для этого автор использует дневниковые записи Галины Бениславской.Светлана Михайловна Антонова, Елена Васильевна  Ничникова (Рязань) представили на суд жюри творческий проект «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…». Вместе со своими воспитанниками наставники изучали произведения С.А.Есенина и технологии приготовления крестьянских блюд Рязанской губернии конца ХIХ – начала ХХ века.Сам Есенин еще в юности писал: «Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации…» Действительно ли мы доросли до понимания поэта? Мы можем смело ответить: да, доросли! Доказательством этого служат учительские работы. Педагоги показали, какой образ Сергея Есенина они создают на уроках и внеклассных мероприятиях.​Сергей КАРПАЧЕВ, учитель русского языка и литературы плавской средней школы №2 Тульской области, учитель года Тульской области-2014

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте