Трудно представить современного ребенка, не знакомого тем или иным образом с компьютером.
Мы, педагоги, спрашивая детей: «Во что ты больше всего любишь играть дома?», слышим ответ: «В компьютер». И это не значит, что компьютер полностью вытесняет из жизни маленького ребенка игры и игрушки, живые объекты и наглядный картинный материал, а лишь то, что инновационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека XXI века, и ребенка в том числе.Что же такое новые интерактивные технологии (НИТ)?Новые интерактивные технологии – это организованные системы, при которых цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Аудиовизуальные и интерактивные технологии должны мотивировать и возбуждать творческий процесс. В этом и состоит особая роль педагогических и дидактических подходов в использовании новых технологий в образовании.Психологи рекомендуют задействовать все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную, кинестетическую (телесную), которая имеет особое значение, ведь именно с ней связано такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, то есть перевести на уровень подсознания.НИТ представлены интерактивными досками и приставками – это сенсорные панели, работающие в комплексе с компьютером и проектором. Основное преимущество – мультимедийность, то есть возможность соединить изображение, звук и игру, а также: последовательность и системность, тезисность и информативность, наглядность и эффективность подачи материала, легкость возврата к предыдущей информации, возможность дополнения или исправления информации, копируемость, транспортабельность.Можем ли мы, коррекционные педагоги, учителя-логопеды использовать НИТ в нашей повседневной работе? И насколько это необходимо?Несколько лет назад в детском саду компенсирующего вида №1153 для детей с тяжелыми нарушениями речи появилась первая доска. Поначалу изучением возможностей нового оборудования занялись специалисты, знакомые с компьютерной грамотой. Активное использование оборудования в методических объединениях, на «круглых столах», родительских собраниях заинтересовало многих педагогов детского сада и стало стимулом для повышения компьютерной компетенции.В настоящее время все группы детского сада компенсирующего вида №1153 оснащены интерактивным оборудованием (Smart- или Mimio-досками, компьютерами, проекторами). Педагоги, пройдя обучение, активно используют его в своей работе. Компьютерные задания не заменяют привычных коррекционных методов и технологий работы, а становятся дополнительным рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени (не нарушая требования СанПиНов).Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей, а также с требованиями ФГТ.Задания, представленные в программах, построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героями, разговаривает с ними, помогает им, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала – все это делает программы привлекательными, способствует повышению мотивационной готовности к логопедическим заданиям.Ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, то есть интерактивен и тактильно связан, переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.Мы используем не только готовые компьютерные программы. Первостепенна роль учителя-логопеда по принципу взаимодействия «педагог – компьютер – ребенок». Творческие возможности специалиста – основополагающие в коррекционной работе с детьми. Педагог – творец, автор собственной программы. Он активный пользователь Интернета, создающий легко изменяемую и постоянно пополняемую информационно-дидактическую базу. Накопленное информационное поле позволяет использовать материал в различных видах совместной деятельности всех специалистов детского сада, способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в общении.Полученный нами опыт применения новых интерактивных технологий позволяет говорить о том, что применение компьютерных технологий в коррекционной работе улучшает учебную мотивацию детей, позволяет делать деятельность более интересной, современной, эмоционально заряженной. При рациональном использовании компьютерных технологий такие задания становятся не будоражащим детей праздником, а эффективным видом учебной деятельности.Виктория ГАЛКИНА, заведующая детским садом №1153
Комментарии