search
main
0

Наш дом. Интегративный детский сад

​Школа №1206 – многопрофильный образовательный комплекс, учитывающий образовательные потребности самых разных групп детей, в состав которого входит и интегративный детский сад «Наш дом». В 2015 году детский сад стал победителем II конкурса «Инклюзивная школа России»-2015 в номинации «Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику».

Для специалистов, работающих с проблемными детьми, очевидно, что во многих случаях наиболее приемлемой для дальнейшего развития ребенка является среда здоровых детей.Семье, в которой растет особый ребенок, необходима помощь в его развитии, обучении, социализации. И включение ребенка в социум должно проходить в тех же возрастных рамках, в которых это происходит у других детей.  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть изолирован от общества, необходима эффективная система его реабилитации.Эта система должна включаться как можно раньше – от ранней помощи до включения выросшего ребенка в жизнь общества. Родителям важно надеяться на то, что у их ребенка будет как можно более полноценная жизнь, что он (да и они сами) не будет изолирован от общества, что для него будут возможны обучение, посильная работа, разнообразные формы досуга.  Включать ребенка в социум нужно именно в дошкольном возрасте, тогда не так значимы различия между детьми. К тому же мы знаем, что для развития многих навыков ребенка (в том числе общения и речи) есть свой наиболее благоприятный, сензитивный период, и упущенное время далеко не всегда удается «отыграть».  Дети в интегративной группе не выставляют друг другу диагнозов, и активные, эмоциональные малыши «вытягивают» особого ребенка на контакт, на игру, на взаимодействие. Дети легко мирятся с тем, что их ровесник чего-то не умеет делать, ведь они сами так недавно этому научились.«Наверное, он еще маленький», – говорят они и пытаются помочь, научить. Нам часто задают вопрос, не вредно ли детям без выраженных особенностей развития общество детей с ограниченными возможностями.Для родителей, которые приводят детей в «Наш дом», ответ очевиден – очередь здоровых детей, желающих посещать наш сад, на сегодня значительно больше, чем  он может вместить.Чем же привлекает он «обычных» родителей? Возможно, тем, что здесь учитываются особенности всех детей.Ведь и норма бывает разной – кто-то очень застенчив, и ему трудно общаться, кто-то быстро истощается, кто-то медлителен, а кто-то, наоборот, гиперактивен.  Для любого ребенка (и для его родителей) важно, чтобы его особенности были понятны взрослому, чтобы его любили и принимали такого, какой он есть, не пытаясь подогнать к какому-то усредненному эталону, удобному для взрослых. И интегративная группа дает такую возможность – здесь учитывают особенности каждого ребенка, стараются понять, какая помощь нужна именно в данном конкретном случае.Важным нам представляется и то, что обычные дети учатся толерантности, принятию того факта, что все люди разные. В принимающей атмосфере интегративной группы дети учатся лучше осознавать собственные возможности. Это прибавляет им креативности, уверенности в себе.Мы уверены, что этот опыт пригодится им в их школьной, а затем и взрослой жизни.Систему взаимоотношений в саду мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наш дом» – это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри сада – между детьми и педагогами, в группах детей – были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности, взаимопомощи.  Работа с ребенком должна быть не просто работой различных специалистов, а единым системным воздействием. Здесь важен принцип командной работы, включающий четкое распределение обязанностей между специалистами и особую систему межпрофессиональных отношений не только педагогов, но и врачей.Основной комплекс задач, связанных с развитием ребенка, решается на ежедневных занятиях: индивидуальных, подгрупповых и групповых.На занятиях мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, стараемся создавать атмосферу успешности, поддерживаем взаимопомощь, интерес детей к предложенным заданиям. Вопрос включения детей с высоким образовательным потенциалом и тех, чьи возможности ограниченны, в единое образовательное пространство решается:а) включением в занятие педагога сопровождения;б) разработкой заданий различного уровня сложности.Праздники – важная часть нашей работы. У нас праздник – это не показательное выступление, это игра – спектакль, сказка, в которой участвует ребенок вместе с педагогами, а иногда и с родителями. И готовимся мы к ним все вместе, и чай потом будем пить вместе, за одним столом – дети, их братья и сестры, педагоги и родители.Детям комфортно в нашем саду, они охотно приходят к нам. Но наш комфорт – это не особые тепличные условия, это подготовка к реальной жизни. В этой жизни, хочется надеяться, наши дети смогут легче находить общий язык с самыми разными людьми, понимать и принимать их, и в этом мы видим одну из основных задач нашего сада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте