search
main
0

Наш добрый папа

Найти ключи к сердцу воспитанника

Мглинскую школу-интернат Михаил ХОДИН возглавляет с 2005 года. Когда он пришел работать сюда, здесь воспитывались 112 детей, сегодня – всего 32. Самому младшему 7 лет, у 18 детей, которым за 14, уже есть паспорта. В 9‑м, выпускном, классе учатся 9 ребят. В начальной школе всего семеро воспитанников.

Михаил ХОДИН

По сообщению областного Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, сегодня в регионе 2855 ребят воспитываются в замещающих семьях, 264 ребенка – в организациях для детей-сирот. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Брянской области, ежегодно сокращается примерно на 250 человек. Несколько лет назад в регионе закрылись Негинский и Жуковский детские дома. Вся эта позитивная динамика говорит о том, что детей-сирот становится меньше.

В уменьшении их количества свою роль, как считает Михаил Иванович, конечно же, сыграли и демографическая ситуация, и уход детей в приемные семьи (за последние три года в них взяли пятеро ребят). Сотрудники школы-интерната безмерно благодарны людям, которые берут на себя бремя ответственности за судьбу чужих, по сути, детей, заботятся и выводят их в люди. Однако были в практике учреждения и печальные случаи, когда воспитанники возвращались обратно. Но обычно ребята находят общий язык с новыми родителями и обретают семью.

В Мглинскую основную школу-интернат – коррекционное сиротское учреждение для детей с задержкой психического развития – воспитанники поступают со всей Брянской области. Все они из неблагополучных семей, четыре ребенка вообще являются круглыми сиротами, остальные – социальными. Здесь делают все возможное, чтобы ребята успешно учились, были сытно и вкусно накормлены, хорошо одеты, чем-то увлечены. Все воспитанники имеют школьную форму. Денежные средства на содержание ребят поступают из областного бюджета, много помогают и спонсоры, которых директор находит самостоятельно, они всегда стараются чем-то помочь.

У большинства детей есть мамы и папы, но взрослые лишены родительских прав, ведут аморальный образ жизни либо находятся в местах лишения свободы. Сегодня в интернате работают 53 сотрудника в возрасте от 30 до 70 лет. Воспитанники иначе как «мама» и «папа» никого не называют. Коллектив Мглинской школы-интерната достаточно сформировавшийся, серьезный, сплоченный и трудолюбивый. Не каждый может работать с особенными детьми, но если люди остаются здесь, то надолго.

Уроки ведут 20 педагогов, многие из которых (например, учителя начальных классов Людмила Быкова и Елена Гололобова, социальный педагог Светлана Разуванова и учитель биологии и химии Лидия Лещева, воспитатели Людмила Деревянко, Елена Ларченко, Наталья Лукашова, Светлана Полякова и главный бухгалтер Мария Кулоченко) имеют стаж более четверти века. Готовят вкусные и сытные обеды для ребят и содержат в чистоте и порядке школьную столовую Надежда Максименко, Алла и Татьяна Хусаиновы, Наталья Бондаренко под руководством шеф-повара Нины Хмелевой. У всех этих работников за плечами тоже не менее двух десятилетий добросовестного труда.

О профессионализме и служении детям говорят награды и достижения сотрудников школы. Так, нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения РФ» отмечены заместитель директора по учебной работе Валентина Горло и социальный педагог Светлана Разу­ванова. Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждены учитель немецкого языка Галина Игумнова и учитель начальных классов Елена Гололобова. Грамоты Министерства просвещения РФ есть у учителя начальных классов Людмилы Быковой, учителя физики и информатики Татьяны Зайцевой, воспитателя Натальи Лукашовой, учителя физкультуры Андрея Шилина, главного бухгалтера Марии Кулоченко и повара Надежды Максименко.

Михаил Ходин еще в детстве мечтал преподавать. В образование он пришел благодаря учителям и директору Дивовской школы Мглинского района Любови Кривошеевой. Михаил Иванович с удовольствием вспоминает, как часто в школе проходили полюбившиеся ученикам дни самоуправления, когда каждый ребенок мог попробовать себя в роли наставника и почувствовать себя им. И вот по рекомендации учителей в 1992 году он поступил на факультет технологии и предпринимательства в Брянский государственный педагогический институт имени И.Г.Петровского, который успешно окончил в 1997 году. Годы учебы запомнились будущему директору знакомством с интересными педагогами, такими как Виктор Симоненко, Евгений Перевозчиков и др. О многих Михаил Иванович говорит с добром и благодарностью за то, что вкладывали свою душу в каждого студента.

Директор вспоминает, что Вельчижская средняя школа Мглинского района стала его начальной ступенькой. Там он приобрел необходимый жизненный опыт, а затем его перевели руководителем в Шумаровскую среднюю школу. По признанию Михаила Ивановича, там его окружали прекрасные люди, он нашел общий язык с родителями. Это был яркий, живой, активный период жизни молодого руководителя. Он отработал три года директором, а потом руководство администрации Мглинского района предложило ему возглавить Мглинскую школу-интернат. Помимо педагогической Михаил Иванович активно занимается общественной работой, является депутатом районного совета, возглавляет первичное отделение партии «Единая Россия».

У Михаила Ходина несколько высших образований. Помимо педагогического института он окончил Орловскую региональную академию госслужбы по специальности «государственное и муниципальное управление». В личном архиве педагога есть почетные грамоты Министерства образования РФ, областного Департамента образования и науки, много благодарственных писем за активную общественную работу в регионе. Директор отмечен нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», у него высшая категория и как у руководителя, и как у учителя. В настоящее время он преподает историю в 5-9‑х классах.

Михаил Иванович приступил к работе, когда дети жили в прохладных спальных корпусах, санузлы находились на улице. Обратился к директору областного Департамента образования и науки Ивану Геращенкову и при его поддержке начал строительство нового спального корпуса. Сегодня все здания соответствуют нормам и требованиям, детям в них тепло и комфортно.

– Я стараюсь демократично проанализировать проблемы в работе, прежде чем принять конкретное решение, советуюсь с коллегами, – говорит Михаил Ходин. – Но в то же время я очень требователен и к себе, и к ним. В людях ценю трудолюбие и ответственное отношение к работе, приветствую инициативность и творческий подход к делу, всегда готов каждому помочь решить важные вопросы. При приеме на работу ставлю обязательное условие: предлагаю небольшую стажировку, чтобы человек хотя бы несколько дней освоился, познакомился с коллегами и детьми, посмотрел на все со стороны и только потом принял взвешенное решение. Подбор и формирование коллектива – это в основном мои функции как руководителя. Назначений свыше нам никто не делает. Район маленький, мы все друг друга знаем.

Директором быть непросто. Особенно в школе-интернате, где воспитываются непростые дети со сложной судьбой, с психологическими травмами. Каждый день – это безмерная ответственность. Здоровье и безопасность воспитанников – самые главные аргументы для сотрудников школы-интерната.

Сегодня здесь действуют 16 кружков: «Гончарное дело», «Радиотехнический», «Сделай сам», «Чудеса шпагата», «Бисероплетение», «Основы швейного дела», «Волшебная кисточка» и многие другие. Ребята с удовольствием посещают секции футбола и волейбола. К примеру, кружок «Гончарное дело» ведет педагог Василий Шкляров. Михаил Ходин отзывается о нем как о самородке и талантливом человеке. В школе возродили гончарное дело, которое развивается в течение вот уже 10 лет. По инициативе директора открыли мастерскую, приобрели печь для обжига изделий из глины и два гончарных круга. Дети с энтузиазмом посещают этот кружок. Василий Иванович учит их лепке из глины, работе с гипсом, берестой, сам мастерски вырезает удивительные иконостасы. Вместе с детьми устраивают творческие выставки их работ.

– Пообщаешься с любым ребенком и понимаешь, насколько сложная у него судьба, – рассказывает Михаил Ходин. – Порой приходится поступаться какими-то своими принципами, подбирать индивидуальный ключик к его сердцу. Переживаю за детей и редко разговариваю с их нерадивыми родителями. Для меня непонятно, как можно ребенку при них, живых, находиться в сиротском доме. Приветствую бабушек, дедушек, теть и дядей, они приезжают, но не так часто, как бы этого хотелось. К большинству детей никто не наведывается вообще. Но какими бы ни были горе-родители, для наших детей они именно ими и остаются. Я часто говорю воспитанникам: «Я ваш юридический папа и мама, но заменить родного человека не могу». Мы все стараемся охватить наших ребят любовью, заботой, опекой, делаем все возможное, чтобы они хорошо питались. У нас семейная форма воспитания, мы встречаемся и обсуждаем все насущные вопросы как большая семья. Хорошо поставлено трудовое воспитание. Вместе мы обрабатываем участки, выращиваем овощи. Я тружусь рядом с детьми. И мои коллеги тоже. Территория у нас громадная, в теплое время года мальчики охотно косят ее газонокосилкой. Дети стараются помогать взрослым во всем. К примеру, есть среди воспитанников девятиклассник Денис, которого все называют завхозом, так как он четко знает, что и где находится. Вместе с педагогами школьники заложили и обрабатывают свой сад из 67 плодовых деревьев. В прошлом году в нем появилось уже несколько первых плодов.

По словам Михаила Ивановича, при выпуске из школы все воспитанники должны уметь готовить по 15 блюд, обшивать и обстирывать себя. Юноши еще обучены строгать, пилить и столярничать.

Профориентационная работа ведется здесь постоянно начиная со 2 сентября, то есть с начала учебного года. Подключаются психологические службы, с детьми проводится тестирование, изучаются их личные особенности, учитываются пожелания. Сотрудники школы-интерната рассылают письма в учебные заведения, которые готовы принять детей с ОВЗ. Затем воспитанники знакомятся с ссузом. Ребята успешно осваивают профессии механика, программиста, сварщика, повара и портного. Также педагоги стараются, чтобы профессия подходила ребенку, нравилась ему, чтобы в будущем он мог прокормить и себя, и свою семью.

Серьезное внимание уделяется вопросу выделения детям жилья. Сотрудники школы-интерната помогают воспитанникам оформлять документы, плотно работают с представителями органов опеки и попечительства. Полтора десятка выпускников за последние несколько лет уже получили собственную жилплощадь. Сегодня 12 детей стоят в списках в очереди на обеспечение жилыми помещениями.

Сотрудники интерната стараются поддерживать связь и с выпускниками, и с усыновленными детьми. К примеру, пару лет назад в школу-интернат из другого сиротского учреждения попала четвероклассница Соня, у которой были серьезные проблемы со здоровьем. Она понравилась семейной паре из Москвы. Позже по согласию Сони семья удочерила ее. Сегодня Соня поет и активно участвует в делах школы, в которой учится. И учителя, и воспитанники школы-интерната отправляют ей к праздникам коллективные поздравления. По словам Михаила Ходина, если дети выпускаются из школы-интерната в возрасте 15 лет, то до 18 лет они приезжают в нее и живут «дома» все каникулы.

Михаил Ходин – директор по призванию. Случается, говорит коллегам о том, что и он сам, и они были бы самыми счастливыми людьми, если бы всех воспитанников, ставших им родными, забрали в семьи и сиротство закончилось. Он бы всех за все поблагодарил…

Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте